Контрольная работа по "гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:58, контрольная работа

Краткое описание

3 декабря 2002 года (дата опубликования в «Российской газете») вступил в силу, и
внес множество новшеств в правовое регулирование деятельности государственных и
муниципальных унитарных предприятий Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. №
161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по
тексту — Закон № 161-ФЗ).

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Контрольная: Гражданское право 

                               Правоведение                              

                            Гражданское право                           

                                Вариант  3                               

                            Вопросы и задания                           

1.             Охарактеризуйте правовое положение  государственных и

муниципальных унитарных предприятий.

3 декабря 2002 года (дата опубликования  в «Российской газете») вступил в силу, и

внес множество новшеств в правовое регулирование деятельности государственных  и

муниципальных унитарных предприятий  Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. №

161-ФЗ «О государственных и  муниципальных унитарных предприятиях»  (далее по

тексту — Закон № 161-ФЗ). Этот закон является основополагающим

нормативным правовым актом, регулирующим правовое положение государственных  и

муниципальных унитарных предприятий.

До 3 декабря 2002 года правовое положение  унитарных предприятий

регламентировалось:

1. ГК РФ;

2. Постановлением Правительства  РФ от 10 апреля 2002 г. № 228 «О  мерах по

повышению эффективности использования  федерального имущества, закрепленного  в

хозяйственном ведении федеральных  государственных унитарных предприятий»;

     3. Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. № 104

«Об усилении контроля за деятельностью федеральных

государственных унитарных предприятий  и управлением находящимися в  федеральной

собственности акциями открытых акционерных  обществ»;

4. Постановлением Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. № 1348 «О федеральных

государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного

ведения»;

5. Постановлением Правительства  РФ от 10 февраля 1994 г. № 96 «О  делегировании

полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению

объектами федеральной собственности»;

     6. Распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 114-рп «Об

утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной,

государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав

собственности»;

7. Постановлением ВС РФ от 27 декабря  1991 г. № 3020-1 «О разграничении

государственной собственности в Российской Федерации  на федеральную

собственность, государственную собственность  республик в составе российской

Федерации, краев, областей, автономной области, автономных

округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»;

     8. Иными нормативными правовыми актами.

Теперь  все вышеперечисленные нормативные  правовые акты согласно пункту 1 статьи

37 Закона № 161-ФЗ применяются  постольку, поскольку они не  противоречат этому

закону. Отметим также, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 161-ФЗ

и уставами самих унитарных предприятий, которые являются основными

учредительными документами этих предприятий, так же применяются постольку,

поскольку они не противоречат Закону №  161-ФЗ. На практике это

значит, что если положения устава унитарного предприятия противоречат

Закону  № 161-ФЗ, то они не применяются, а  применяются положения, установленные

Законом № 161-ФЗ. Кроме того, отметим, что  на основании пункта 2 статьи 36

Закона  № 161-ФЗ уставы унитарных предприятий  подлежат приведению в соответствие

с нормами Закона № 161-ФЗ в срок до 1 июля 2003 года, то есть в указанный  срок

в уставы этих предприятий должны быть внесены изменения, обусловленные

изменением правового регулирования  по Закону № 161-ФЗ.

Закон № 161-ФЗ внес много существенных изменений в правовое регулирование 

деятельности унитарных  предприятий. К принципиально новым

моментам правового регулирования  деятельности унитарных предприятий  относятся

следующие:

1) запрет на создание дочерних  предприятий;

2) расширение полномочий и контрольных  функций собственника имущества

унитарных предприятий;

3) установление минимального размера уставного фонда для унитарных

предприятий, основанных на праве  хозяйственного ведения;

4) ограничения в совершении отдельных  видов сделок унитарным предприятием

(распоряжение имуществом, сделка, в совершении которой

имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия,

крупная сделка, сделки заимствования).

Проанализировав суть внесенных изменений  в правовое регулирование

деятельности унитарных предприятий  в целом можно сделать вывод  о том, что в

основной своей массе изменения  носят следующий характер:

1) ограничение самостоятельности  унитарных предприятий;

2) укрупнение унитарных предприятий;

3) повышение финансовой устойчивости  унитарных предприятий (снижение  риска

несостоятельности (банкротства).

                 Рассмотрим все вышеперечисленное более детально в

рамках освещения правового  положения государственных и  муниципальных унитарных

предприятий.

Унитарные предприятия — это  юридические лица, не наделенные правом

собственности на закрепленное за ними имущество. Унитарные предприятия на

основании пункта 1 статьи 113 ГК РФ и  пункта 1 статьи 2 Закона № 161-ФЗ

являются коммерческими организациями, то есть, основной целью их

функционирования является извлечение прибыли.

     Имущество унитарного предприятия находится в государственной

или муниципальной собственности и принадлежит такому

предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При этом на основании пункта 1 статьи 113 ГК РФ и пункта 1 статьи 2 Закона №

161-ФЗ имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может быть

распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками  такого

предприятия.

     Учитывая реальные различия между правовым положением имущества,

находящегося в хозяйственном  ведении или оперативном управлении, гражданское

законодательство делит  все унитарные предприятия на два вида:

     1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного

ведения (статья 114 ГК РФ и пункт 2 статьи 2 Закона № 161-ФЗ):

     -         федеральное государственное предприятие;

-        государственное предприятие субъекта Российской Федерации;

-         муниципальное  предприятие;

     2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного

управления (статья 115 ГК РФ и пункт 2 статьи 2 Закона № 161-ФЗ):

     -         федеральное казенное предприятие;

-         казенное  предприятие субъекта Российской  Федерации;

-         муниципальное  казенное предприятие.

В отличие от других юридических  лиц, унитарное предприятие, основанное на

праве хозяйственного ведения, на основании  пункта 2 статьи 3 Закона № 161-ФЗ

до момента завершения формирования собственником его имущества  уставного

фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением этого

предприятия. Это новое положение, введенное Законом № 161-ФЗ,

распространяется только на унитарные предприятия, решение об учреждении

которых принято после 3 декабря 2002 года.

Закон № 161-ФЗ ввел более жесткие  требования к полному наименованию унитарных

предприятий. Напомним, что ранее  на основании пункта 3 статьи 113 ГК РФ

наименование унитарного предприятия должно было содержать указание только на

собственника его имущества. Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 161-ФЗ теперь

полное наименование унитарных  предприятии должно в обязательном порядке

содержать точное указание на их организационно-правовую форму и собственника

имущества.

Еще одним ограничением деятельности унитарных предприятий является то, что на

основании пункта 3 статьи 4 Закона № 161-ФЗ они  обязаны уведомлять об

изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную

регистрацию юридических лиц.

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона № 161-ФЗ решение об учреждении унитарного

предприятия принимается Правительством Российской Федерации, федеральным

органом исполнительной власти в рамках своей компетенции, уполномоченным

органом государственной власти субъектов Российской Федерации или органом

местного самоуправления. Это решение  должно определять цели и предмет

деятельности унитарного предприятия. Закон № 161-ФЗ в пункте 4 статьи 8 четко

ограничил круг оснований, по которым  может быть создано унитарное

предприятие.

Согласно пункту 5 статьи 8 Закона № 161-ФЗ Правительством Российской

Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов

Российской Федерации или органами местного самоуправления устанавливается:

1) порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным

предприятием;

2) порядок утверждения устава  унитарного предприятия;

3) порядок заключения контракта  с руководителем унитарного предприятия.

2.             Что понимается под ничтожной  сделкой и оспоримой сделкой?

Каковы различия  между ними?

Закон (п. 1 ст.166 ГК) подразделяет все  недействительные сделки на два общих

вида – ничтожные сделки и  оспоримые сделки.

Ничтожная сделка недействительна  в силу права в момент ее совершения, поэтому

судебного решения о признании ее недействительной не требуется.  Ничтожная

сделка не подлежит исполнению. На ничтожность сделки в праве ссылаться  и

требовать в судебном порядке применения последствий ее недействительности

любые заинтересованные лица.

Суд, установив при рассмотрении дела факт совершения ничтожной сделки,

констатирует ее недействительность и в праве применить последствия

недействительности ничтожной  сделки по собственной инициативе (п. 2 ст. 166

ГК). Закон предусматривает возможность  признания судом в исключительных

случаях (ст. 171, 172 ГК) ничтожной сделки действительной.

Оспоримой называется сделка, которая  в момент ее совершения порождает

свойственные действительной сделке правовые последствия, но эти последствия

носят неустойчивый характер, так как по требованию исчерпывающе определенного

в законе круга лиц такая сделка может быть признана судом недействительной по

основаниям, установленным законом. В этом случае правовой результат  сделки

может быть аннулирован, так как  в силу п. 1 ст. 167 ГК недействительная

сделка недействительна с момента  ее совершения, и решение суда по этому

вопросу будет иметь обратную силу, если только из содержания оспоримой  сделки

не вытекает, что ее действие может  прекращено лишь на будущее время (п. 3 ст.

167 ГК).

Ничтожная сделка, исполнение которой не начато ни одной из сторон, не

порождает никаких юридических  последствий. Если стороны намерены начать

исполнять ничтожную сделку, любое  заинтересованное лицо, правом которого

исполнение этой сделки может создать  угрозу, вправе на основании ст. 12 ГК

предъявить иск о запрещении исполнения сделки как действия, создающего угрозу

нарушения права.

Оспоримая сделка до вынесения судебного  решения о признании ее

недействительной создает гражданские  права и обязанности для ее участников,

но эти правовые последствия  носят неустойчивых характер, так  как по общему

правилу она признается судом недействительной с момента ее совершения

3.             В каких случаях прекращается  право собственности?

В соответствии со ст. 235 главы 15 ГК РФ основаниями для прекращения права

собственности служат:

1. Право собственности прекращается  при отчуждении собственником  своего

имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели

или уничтожении имущества и  при утрате права собственности на имущество в

иных случаях, предусмотренных  законом.

2. Принудительное изъятие у собственника  имущества не допускается, кроме

случаев, когда по основаниям, предусмотренным  законом, производятся:

1) обращение взыскания на имущество  по обязательствам (статья 237);

2) отчуждение имущества, которое  в силу закона не может принадлежать  данному

лицу (статья 238);

3) отчуждение недвижимого имущества  в связи с изъятием участка  (статья 239);

4) выкуп бесхозяйственно содержимых  культурных ценностей, домашних животных

(статьи 240 и 241);

5) реквизиция (статья 242);

6) конфискация (статья 243);

7) отчуждение имущества в случаях,  предусмотренных пунктом 4 статьи 252,

пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293 настоящего Кодекса.

По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации,

имущество, находящееся в государственной  или муниципальной собственности,

отчуждается в собственность граждан  и юридических лиц.

Обращение в государственную собственность  имущества, находящегося в

собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на

основании закона с возмещением  стоимости этого имущества и  других убытков в

порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.

Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на

принадлежащее ему имущество, объявив  об этом либо совершив другие действия,

Информация о работе Контрольная работа по "гражданскому праву"