Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:50, курсовая работа
В данной курсовой, освящена тема договора финансовой аренды (лизинга). В отечественной юридической и экономической литературе по-разному оцениваются обстоятельства, связанные с появлением договора финансовой аренды (лизинга). Термин "лизинг" происходит от английского глагола to lease (брать в аренду). Переход к рыночной экономике в России поставил перед промышленными предприятиями ряд проблем.
Выбранная мной тема курсовой работы очень актуальна, поскольку проблема поступления новых инвестиций в реальный сектор экономики на сегодняшний день стоит очень остро. Одним из выходов из создавшегося положения - в широком применении новых финансовых инструментов производственного инвестирования, является лизинг.
ВВЕДЕНИЕ
1. Правовая природа договора финансовой аренды (лизинга)
1.1 Становление и развитие законодательства о договоре финансовой аренды (лизинга)
1.2 Понятие и сущность договора финансовой аренды (лизинга)
1.3 Виды лизинга
2. Содержание и ответственность по договору финансовой аренды (лизинга)
2.1 Содержание договора финансовой аренды (лизинга)
2.2 Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение лизинговых обязательств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Правовая природа договора финансовой аренды (лизинга)
1.1 Становление и развитие законодательства о договоре финансовой аренды (лизинга)
1.2 Понятие и сущность договора финансовой аренды (лизинга)
1.3 Виды лизинга
2. Содержание и ответственность по договору финансовой аренды (лизинга)
2.1 Содержание договора финансовой аренды (лизинга)
2.2 Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение лизинговых обязательств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой, освящена тема договора финансовой аренды (лизинга). В отечественной юридической и экономической литературе по-разному оцениваются обстоятельства, связанные с появлением договора финансовой аренды (лизинга). Термин "лизинг" происходит от английского глагола to lease (брать в аренду). Переход к рыночной экономике в России поставил перед промышленными предприятиями ряд проблем.
Выбранная мной тема курсовой работы очень актуальна, поскольку проблема поступления новых инвестиций в реальный сектор экономики на сегодняшний день стоит очень остро. Одним из выходов из создавшегося положения - в широком применении новых финансовых инструментов производственного инвестирования, является лизинг.
Производство, не способное переналаживаться, приспосабливаться к запросам реальных условий, часто небольших групп потребителей, обречено на банкротство; технология усложняется настолько, что требуется ввод новых форм контроля, организации и разделения труда.
Экономика России должна иметь возможность динамично развиваться на основе собственных внутренних ресурсов, восприятия прогрессивных достижений науки, прочного и органичного включения в мирохозяйственные связи при обеспечении экономической неуязвимости и экологической безопасности.
Для такой перестройки промышленности России необходимы инвестиции. Поэтому наряду с традиционными формами инвестирования представляет интерес и его особая форма – лизинг, который в силу присущих ему возможностей может стать импульсом технического перевооружения, создание необходимых мощностей промышленных предприятий и структурной перестройки экономики в целом.
Исходя из важности этого механизма как особой формы инвестирования предпринимательской деятельности, Правительство России приняло ряд постановлений, способствующих лизинговой деятельности. Принимаемые Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительных властей субъектов Федерации меры по развитию лизинга позволили значительно расширить возможности его использования. На рынке лизинговых услуг уже функционируют более 800 лизинговых компаний, которые при дефиците финансовых ресурсов способны помочь выжить многим предприятиям, обеспечив техническое обновление их производства, т.е. заложить основы выхода из кризиса и будущего экономического подъема.
В настоящее время лизинг является перспективной формой привлечения инвестиций в промышленные предприятия.
Преимуществом лизинга является многообразие форм и условий, на которых имущество может передаваться в лизинг. Лизинг рассматривается как эффективный способ финансирования, который обычно выгоден предприятию, когда последнее не располагает необходимыми средствами для капиталовложений в оснащение производства.
Актуальность развития лизинга в России обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и так далее).
Финансовая аренда (лизинг) представляет собой совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора финансовой аренды (лизинга), в том числе с приобретением предмета лизинга.
Законодательно-правовое регулирование лизинга в России осуществляется на базе многих нормативных актов, основными из которых являются:
Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 1988), далее — Конвенция;[1]
Гражданский кодекс РФ (гл. 34, регулирующая арендные отношения вообще, §6 посвящен исключительно лизингу), далее — ГК;[2]
Федеральный закон от 29.10.1998 №164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".[3]
1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА)
Обычно выделяют три периода развития лизинга в России в связи с принятием нормативных документов и становлением российского законодательства о лизинге. Определяя настоящий 4-й период развития, его можно охарактеризовать реформированием ранее созданного правового регулирования лизинга в РФ.
Выделяемые нами четыре периода развития лизинга в России отражают хронологию наиболее существенных изменений лизингового законодательства.
Первый период, до начала 1990-х гг., характеризуется отсутствием какого-либо законодательства, имеющего отношение к лизингу.
Изучение лизинга в российских научных кругах началось минимум четверть века назад - задолго даже до того, как сам лизинг стал возможен в СССР. В отраслевых НИИ и внешнеторговых организациях велось накопление и изучение информации о несоциалистических формах хозяйствования, в частности, об аренде. Например, еще до 1977 года долгосрочная аренда изучалась в СССР как способ сбыта автомобилей на капиталистическом рынке. Такие исследования носили в основном описательный характер, вплоть до 1980 гг., и речь в них шла в основном о возможных перспективах совершенствования социалистической экономики. При этом сам лизинг не получал какого-либо развития в СССР. В 1980-х годах лизинговой деятельностью эпизодически занимались лишь крупные внешнеторговые организации бывшего СССР.
Второй период развития лизинга продолжался с начала 1990-х гг. до середины 1990-х гг. С продолжением рыночных реформ и переходом к многоукладной экономике в деятельности предприятий все чаще стали использоваться договоры, которые носили в себе элементы лизинговых сделок. Однако лизинговое законодательство федерального уровня по-прежнему отсутствовало. Тем не менее, лизинг развивался с применением норм законодательства об аренде, и наличие высоких рисков для участников лизинговой деятельности сдерживало ее развитие. До 1996 г. лизинг мог осуществляться в качестве сделок, "хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему"
В 1993 г. лизинг был классифицирован как вид услуг финансового посредничества. Дальнейшее развитие лизинга в России продолжалось примерно такими же темпами, как и менялась вся экономика в сторону формирования рыночных отношений.
Третий период в развитии лизинга в России - с середины 1990-х гг. до 2002 г. Этот период характеризуется принятием специального законодательства о лизинге.
С течением времени потребовалась консолидация усилий операторов российского лизингового рынка для улучшения условий ведения бизнеса и разъяснения преимуществ лизинга потенциальным лизингополучателям. Представители российского лизингового сообщества организуют учебные семинары, "круглые столы" для дискуссий, конференций и участвуют в выставках. Создаваемые профессиональные объединения со временем стали приобретать формальную основу.
С тех пор увеличилось число не только собственно лизинговых компаний, но также и объем заключенных лизинговых сделок. Нормативные акты, способствующие развитию лизинговых отношений, принимались на региональном уровне, а также на уровне министерств и ведомств. Однако уже ко второй половине прошлого десятилетия были обозначены основные принципы регулирования лизинговых отношений в России. На протяжении более чем четырех лет (с сентября 1994 г. до октября 1998 г.) действовало постановление Правительства РФ "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" от 29 июня 1995 г. № 663, продлеваясь, дополняясь и меняясь в своей редакции, пять раз в течение этого времени. И еще два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в развитии российского лизинга. Первое постановление №1133 (ноябрь 1995 г.) предусматривало, что лизингополучатель может включать лизинговые платежи в состав затрат. Второе постановление № 752 (июнь 1996 г.) регламентировало, что стороны договора лизинга могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектом финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности.
Важным событием в становлении лизинга в России стало принятие Второй части ГК РФ, которая вступила в силу в марте 1996 года. С тех пор все нормативные документы, регулирующие отношения финансовой аренды (лизинга), должны были рассматриваться в соответствии с ГК.
8 февраля 1998 г. Президент подписал ФЗ № 16 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА "О международном финансовом лизинге". [5]
29 октября 1998 был принят ФЗ N 164 "О финансовой аренде (лизинге)" [3], но практика показала, что закон в целом не соответствовал экономической ситуации того периода и создал юридические сложности, мешающие развитию лизинга. Как юристы, так и экономисты считали, что закон требует серьёзной доработки, однако по поводу того, какими именно должны быть поправки в закон, долгое время велись жаркие дискуссии. В общей структуре законодательных актов РФ место собственно закона "О финансовой аренде 9лизинге)" в тот период времени не просматривалось. Он был обречен на противоречие с ГК РФ и в силу этого не мог подлежать бесспорному применению. Поэтому, впоследствии закон стал более формальным документом, воспроизводящим основные положения главы 34 ГК РФ и, несколько расширяя их, но не лучшим образом. Существенной практической пользы отечественному бизнесу от принятия такого закона "О финансовой аренде (лизинге)" не вышло потому, что в законе было достаточно трудно, а точнее говоря невозможно отразить все необходимые для развития лизинга в России положения. Законодательная база российского лизинга продолжала развиваться в последние годы.
Четвертый период развития лизинга начался во второй половине 2001 г. и продолжается в настоящее время. Он характеризуется реформированием законодательства, регулирующего лизинговую деятельность.
Немаловажное значение для лизинга импортного имущества и иностранных капиталовложений через лизинг имело принятие новой редакции таможенного кодекса, в ходе подготовки которой проводилась большая работа законодателей и лизинговых лоббистов.
В то время как упрощение закона о финансовой аренде (лизинге), принятие 25 главы НК РФ и ТК РФ сняло ряд имеющихся противоречий в нормативных документах и тем самым способствовало развитию лизинга, законодательство в сфере налогообложения лизинговых операций за последние годы стало чрезвычайно важным для лизинговой практики, в особенности для ее финансовой составляющей. Существо спорных правовых вопросов в финансовой сфере лизинговой деятельности, особенно актуальных в последние годы и в настоящее время, можно отследить по материалам специализированных изданий о лизинге в РФ и по практике судебных разбирательств в отношении лизинговой деятельности.
Итак, российское законодательство о лизинге существенно отличается от законодательства стран с развитой рыночной экономикой. Данные из опубликованных исследований и мнения специалистов-практиков свидетельствуют о том, что развитие лизингового бизнеса в России в большей степени зависит от общей инвестиционной ситуации в стране (в конкретной отрасли - в частности) и общих налоговых условий ведения бизнеса, нежели от принятия нового и совершенствования уже созданного специального законодательства для лизинга.
В мировой и российской практике понятия "лизинг" и "аренда" не совпадают. Международное понятие "оперативный лизинг" идентично российскому "аренда", а международному понятию "финансовый лизинг" соответствуют российские понятия "финансовая аренда" и "лизинг". Поскольку ГК РФ и Законом о финансовой аренде лизинге закреплено понятие "финансовая аренда (лизинг)", то полным и точным названием является "договор финансовой аренды (лизинга)".
Согласно Закону о финансовой аренды (лизинге) основными его формами являются внутренний лизинг и международный лизинг.
При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами России, а международного — нерезидентами России.
При применении валютного, таможенного и иного законодательства существенным условием является резидентство субъектов лизинга. Для адекватного отражения операций и контроля со стороны регулирующих органов при заключении договора международного лизинга необходимо в преамбуле договора делать на это ссылку.
Понятие "лизинг" (финансовая аренда) закреплено в ГК РФ[3, ст.665]. В соответствии с ней лизингом признается сделка, при которой лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное владение и пользование.
Это определение позволяет сформулировать следующие отличительные признаки договора финансовой аренды (лизинга):
■ участие трех сторон — лизингодателя, лизингополучателя и продавца предмета лизинга;
■ наличие комплекса договорных отношений. Лизинг осуществляется на базе двух или более договоров: прежде всего купли-продажи и собственно лизинга. Но нередко лизинговая сделка сопровождается и иными договорами. К их числу можно отнести кредитный договор, договоры страхования, на техническое обслуживание имущества и др.;
В Законе о финансовой аренде (лизинге) дано такое определение лизинга: "совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга"[4, ст.2]. Договором лизинга признается договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.