Положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:51, реферат

Краткое описание

Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица и права страны его пребывания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………………..…..3
1.Гражданство Российской Федерации…………………………………………………..……..4
2 .Правовое положение и статус иностранцев и лиц без гражданства в Российской …….…4
3.Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства и Российской………………………………………………………………………………….…… 10
4.Въезд, выезд и транзитный проезд иностранных граждан…………………………………..12
5.Ответственность. Сокращение срока пребывания. Выдворение……………………………17
Заключение ……………………………………………………………………………………….18
Список используемой литературы………………………………………………………….….20

Вложенные файлы: 1 файл

конституционное право.docx

— 40.20 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………………..…..3

1.Гражданство Российской Федерации…………………………………………………..……..4

2 .Правовое положение и статус иностранцев и лиц без гражданства в Российской …….…4

3.Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства и Российской………………………………………………………………………………….…… 10

4.Въезд, выезд и транзитный проезд иностранных граждан…………………………………..12

5.Ответственность. Сокращение срока пребывания. Выдворение……………………………17

Заключение  ……………………………………………………………………………………….18

Список  используемой  литературы………………………………………………………….….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Конституционным статусом охватывается гарантированная  Конституцией и государственной  властью система основных прав, свобод и обязанностей физических лиц, характеризующая  их фактическое и юридическое  положение в обществе. Соответственно конституционным статусом охватываются: права и свободы человека и  гражданина; основные или конституционные  обязанности; гарантии прав, свобод и  обязанностей. Предпосылкой конституционного статуса граждан РФ является институт гражданства.

Конституционный статус личности выражен следующими принципами.

Неотчуждаемый, естественный характер основных прав и свобод означает, что каждый человек  рождается свободным и в силу факта рождения обладает комплексом присущих ему прав и свобод. Соответственно, у государства возникают обязанности: признать эти права, т.е. закрепить  их в национальном законодательстве; соблюдать эти права, т.е. не нарушать права и свободы гражданина и  создавать условия для их реализации; защищать права и свободы, в случае нарушения восстанавливать нарушенное право. Данный принцип означает также, что никто (ни граждане РФ, ни те, кто  законно проживает на территории РФ) не может быть лишен какого-либо конституционного права; граждане РФ не могут быть лишены гражданства; российское государство обязано оказывать  покровительство гражданам, находящимся  за пределами страны.

Принцип соответствия прав и свобод личности международно-правовым стандартам предполагает, что эталоном признания и закрепления, основных прав и свобод в национальном законодательстве служат международно-правовые акты: Всеобщая декларация прав и свобод 1948 г., Международные  пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), региональная Европейская Конвенция по правам человека 1950 г. и др. Согласно данному  принципу общепризнанные нормы и  принципы международного права в  данной области одновременно должны признаваться составной частью системы  основных прав и свобод РФ независимо от того, закреплены они в действующем  законодательстве или нет. Этому  требованию отвечает положение Конституции  РФ, закрепленное в ч. 4 ст. 15.

Принцип непосредственного  действия прав и свобод указывает  на обязанность суда, иных государственных  органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц признавать, защищать основные права и свободы независимо от того, детализированы ли они в  действующем законодательстве или  нет. Данный принцип получил закрепление  в действующей Конституции РФ. В соответствии со ст. 18 Конституции  РФ права и свободы человека и  гражданина являются непосредственно  действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Принцип равноправия  конституционно закрепляет положение  о юридическом равенстве всех граждан перед законом и судом. Соответственно, данный принцип означает, что все люди равны между собой  в принадлежащих им правах и свободах, а государство обеспечивает им равные права независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, пола и  иных обстоятельств. Содержание принципа равноправия включает также равенство  всех перед законом и судом (ст. 19). Смысл этого положения заключается  в том, что закон в одинаковой мере распространяется на всех граждан, предоставляя им одинаковые права и  обязанности, в том числе и  в отношении к суду, кроме случаев, прямо предусмотренных законом (недееспособность, дипломатический иммунитет).

Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан  и лиц без гражданства формируется  в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права  страны гражданства (страны места жительства) лица и права страны его пребывания.

 

1.ГРАЖДАНСТВО РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Все вопросы, связанные  с гражданством Российской Федерации  регламентируются Конституцией РФ и  регулируются Федеральным законом  “О гражданстве РФ” от 31 мая 2002 года с изменениями, внесенными в 2003 и 2005 гг., а также некоторыми подзаконными актами.

Гражданство - это  устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство означает принадлежность лица к данному государству, вследствие которого на лицо распространяются суверенные права данного государства, и  обеспечивается защита его прав и  интересов как внутри страны, так  и за ее пределами. Гражданство выступает  как своеобразная общая, длительная, устойчивая связь, не ограниченная территориально-пространственными  границами России, как гарант, необходимое  условие обеспечения лицу активного  и эффективного участия в управлении делами общества и государства.

Гражданство - это  первый и основополагающий элемент  правового статуса личности.

 

 

2.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И СТАТУС ИНОСТРАНЦЕВ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В части 3 ст. 62 Конституции  РФ определено правовое положение в  России иностранцев и лиц без  гражданства. Так же согласно главе 1 статьи первой Федерального закона определяется правовое положение иностранных  граждан в Российской Федерации, а также регулируются отношения  между иностранными гражданами, с  одной стороны, и органами государственной  власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в  связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими  на территории Российской Федерации  трудовой, предпринимательской и  иной деятельности.

Иностранными  гражданами признается физические лица, не являющееся гражданами Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь российскими  гражданами, не имеют доказательств  своей принадлежности к гражданству  иностранного государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство - безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство - безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. В законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России. Законодательство определяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства.

Согласно закону о гражданстве России от 29 ноября 1991г., документом, подтверждающим гражданство, является, прежде всего, паспорт, а до его получения - свидетельство о  рождении. Доказательством может  служить и иной документ, содержащий указание на гражданство лица. В  случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство лица, или сомнений в  правильности их выдачи в России установлена  административная процедура их выдачи в России установлена административная процедура так называемого выяснения  гражданства.

Исходя из ст.15 Всеобщей Декларации прав человека, провозгласившей  право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению без гражданства  проживающих на ее территории лиц.

В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам  и лицам без гражданства в  РФ гарантируются предусмотренные  законом права и свободы.

Они пользуются теми же правами и свободами и  несут те же обязанности, что и  граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции РФ, и других актов  российской законодательства. Иностранные  граждане и лица без гражданства  в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и  имущественного положения, расовой  и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к  религии, рода и характера занятий  и других обстоятельств. Использование  иностранными гражданами и лицами без  гражданства прав и свобод не должны наносить ущерб интересам российского  общества и государства, права и  законными интересам граждан  РФ и других лиц.

Принципы и  нормы, которыми должны следовать государства  в определении правового статуса  иностранных граждан, закреплены в  Декларации о правах человека в отношении  лиц, не являющиеся гражданами страны, в которой они проживаю, принятой Генеральной Ассамблей ООН в 1985 г. Порядок и характер регулирования  правового положения иностранных  граждан и лиц без гражданства  определяется используемыми государством правовыми режимами. В качестве таковых  режимов могут выступать: режим  национального пребывания - представление  иностранным гражданам такого объема прав, свобод и обязанностей, которыми пользуются граждане данного государства. Понятием «национального режима» российский законодатель не оперирует, однако правовая основа такого режима в законодательстве, тем не менее, сформирована.

В соответствии с Конституцией РФ ч.3 ст.62, иностранные  граждане и лица без гражданства  пользуются в РФ правами и несут  обязанности наравне с гражданами РФ; преференциальный режим - особый льготный экономический режим, предоставляемый  одним государством другому без  распространения на третьи страны; режим наибольшего благоприятствования - предоставление гражданам каждой из договаривающихся стран такого режима, которым пользуются граждане третьего государства: так, соответствии с ч.3 ст.11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных  граждан в РФ» сотрудникам  дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудникам  международных организаций, а также  аккредитованным в РФ иностранным  журналистам право на свободу  передвижения в пределах РФ предоставляется  на основе принципа взаимности; режим  реторсий - ответные, ограничивающие права  и свободы иностранных граждан  меры, принимаемые государством в  ответ на дискриминационные меры другого государства, последний  применяется Российской Федерацией в случае, если иностранным государством установлены ограничения в вопросе  реализации прав и свобод граждан  России (в такой ситуации Правительство  РФ вправе принять решение об установлении соответствующего порядка реализации прав и свобод гражданам этого  государства на территории России); привилегированный режим - связан с  режимом капитуляций, по которому восточноевропейские  государства предоставляли гражданам  некоторых европейских государств значительно больше прав, чем своим  собственным, наша страна такой ситуацией  на воспользовалась.

Данный правовой режим иностранцев создан, исходя из своих международных обязательств; обязанность иностранцев соблюдать  законы страны пребывания (жительства), а за их нарушение нести ответственность  наравне с гражданами этого государства; недопустимость массовых высылок иностранцев, законно находящихся на территории данной страны (индивидуальная высылка  возможна только по закону); право иностранца не защиту государства своего гражданства: для пользования своими правами  иностранному гражданину должен быть предоставлен свободный доступ в  дипломатические представительства  и консульские учреждения государства  его гражданства.

Согласно ч.3 ст.62 Конституции РФ принцип приравнивания  действует в полной мере, если федеральным  законом или между народным договором  Российской Федерации не установлено  иное.

Отклонение от режима (в сторону ограничения  прав или, наоборот, их расширения по сравнению  с правами российских граждан) могут  быть согласно Конституции установлены  только федеральным законом или  международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для  иностранных граждан в каких-либо других актов неправомерно.

Специальные правила  российского законодательства установлены  для отдельных групп находящихся  дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных военных  кораблей и самолетов и т.п.

Конституция не связывает применение к иностранным  гражданам правового режима с  принципом взаимности: он предоставляется  в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем  иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве  касаются только российских граждан (в  отличии от других иностранцев), т.е. носят дискриминационный характер, Правительство России могут быть установлены в соответствии со ст.4 Федерального Закона «О правовом положении  иностранных граждан в РФ»  от 25 июля 2002 г. ответные ограничения (реторсии).

Федеральный закон  «О правовом положении иностранных  граждан в РФ» от 25 июля 2002г. дает основные понятия, связанные с пребыванием  иностранных граждан на территории России и регулируют из правовой статус.

Статья 1 Федерального Закона «О правовом положении иностранных  граждан в РФ» от 25 июля 2002г. определяет предмет регулирования настоящего закона:

«Настоящий Федеральный  закон определяет правовое положение  иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения  между иностранными гражданами, с  одной стороны, и органами государственной  власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в  связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими  на территории Российской Федерации  трудовой, предпринимательской и  иной деятельности».

Основные понятия, рассматривающиеся в ФЗ “О правовом положении иностранных граждан  в РФ” от 25 июля 2002 г.:

- иностранный  гражданин - физическое лицо, не  являющееся гражданином Российской  Федерации и имеющее доказательства  наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

Информация о работе Положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ