Понятие гражданского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:35, реферат

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении понятия и системы гражданского законодательства. В тоже время состоит в рассмотрении применения и толкования гражданского законодательства.
В наше время нормы гражданского права находят свое выражение в статьях различных правовых нормативных актов, которые принято именовать источниками гражданского права. Указанные нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство. Вместе с тем следует иметь в виду, что в ГК понятие "гражданское законодательство" используется в узком смысле

Вложенные файлы: 1 файл

право.docx

— 28.28 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель данной работы состоит  в  рассмотрении понятия и системы  гражданского законодательства. В тоже время состоит в рассмотрении применения и толкования гражданского законодательства.

В наше время нормы гражданского права находят свое выражение  в статьях различных правовых нормативных актов, которые принято  именовать источниками гражданского права. Указанные нормативные акты в совокупности образуют гражданское  законодательство. Вместе с тем следует  иметь в виду, что в ГК понятие "гражданское законодательство" используется в узком смысле. Статья 3 ГК. включает в понятие "гражданское законодательство" только ГК и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Иные акты, содержащие нормы гражданского права, выведены за пределы понятия "гражданское законодательство". В настоящей главе понятие "гражданское законодательство" используется в широком смысле, охватывающем не только законодательные, но и иные нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Именно в таком смысле используется понятие гражданского законодательства.

Нормы гражданского права  могут  быть закреплены как в законах, так  и в подзаконных нормативных  актах. Все эти нормативные акты, в зависимости от юридической  силы, расположены по определенной строго иерархической системе, в  которой значение нормативного акта определяется его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в  системе гражданского законодательства. Такое построение нормативных актов  гражданского законодательства имеет  не только теоретическое, но и важное практические значение.

В системе гражданского законодательства ГК занимает положение координирующего  центра. Поэтому все нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать. В тех  же случаях, когда указанные нормы  не отвечают этому требованию, а  их принятие диктуется интересами общества и государства, необходимо одновременно с принятием таких норм вносить  соответствующие изменения в  ГК.

 

  • Понятие гражданского законодательства

Гражданское законодательство - это  совокупность нормативных актов, расположенных  в системе с  учетом их единства и дифференциации норм гражданского права, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения  и порядок осуществления права  собственности и других вещных прав; регулируют договорные и иные обязательства, а также другие имущественные  и связанные с ними личные неимущественные  отношения, основанные на равенстве, свободе  воли и имущественной самостоятельности  их участников.

Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных  актов различной юридической  силы. При этом охватываемые им нормативные  акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку  зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы.

В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняют  нормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих  объективных юридических свойств  распределяются на публично-правовые и частноправовые.

Расположенные с учетом единства и  дифференциации нормы гражданского права находят свое выражение  в статьях различных правовых нормативных актов, которые принято  именовать источниками гражданского права. Указанные нормативные акты в совокупности образуют гражданское  законодательство. Вместе с тем следует  иметь в виду, что в ГК понятие  «гражданское законодательство» используется в узком смысле.

Статья 3 ГК включает в понятие  «гражданское законодательство» только ГК и принятые в соответствии с  ним иные федеральные законы. Иные акты, содержащие нормы гражданского права, выведены за пределы понятия  «гражданское законодательство». Обусловлено  это, по-видимому, тем, что принятие законов является прерогативой законодательной  власти. Органы же исполнительной власти не должны законодательствовать.

Понятие «гражданское законодательство»  используется также в широком  смысле, охватывающем не только законодательные, но и иные нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Именно в  таком смысле используется понятие  гражданского законодательства в ст. 71 Конституции РФ.

Можно сформулировать: гражданское  законодательство — система (совокупность) федеральных законов, принятых законодательным  органом Российской Федерации в  установленном порядке и направленных на установление, изменение, отмену и  т. д. норм гражданского права.

В связи с этим необходимо обратить внимание на три момента. Во-первых, в отличие от ранее употребляемой  в широком смысле категории законодательства, под которым в ряде случаев  понималась вся совокупность источников гражданского права, в настоящее  время аналогичное понятие используется в строгом, буквальном его смысле. Во-вторых, гражданское законодательство находится исключительно в ведении  Российской Федерации. Это означает, что законы, содержащие нормы гражданского права, могут быть приняты лишь Российской Федерацией. В-третьих, именно с помощью  федеральных законов в настоящее  время формируется основной массив норм гражданского права, которые имеют  высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации.

 

 

  • Система гражданского законодательства

К основным способам систематизации законодательства, применяемым и  в гражданско-правовой сфере, относятся  инкорпорация, консолидация и кодификация.

 Инкорпорация нормативных актов  представляет собой сведение  ранее изданных актов в единый  источник (сборник) без изменения  их содержания. Официальная инкорпорация  обычно оформляется в виде  единого свода, собрания или  иного сборника законов или  других нормативных актов. Примерами  такой инкорпорации являются  Свод законов Российской империи  и Собрание действующего законодательства  Союза ССР (которое не было  завершено). Неофициальные инкорпорации  представлены различными сборниками  нормативных актов, обычно тематического  характера.

Консолидация нормативных актов  представляет собой объединение  ряда актов, посвященных общему кругу  вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической  силы (например, в 1992 г. Центральным  банком РФ было принято Положение  о безналичных расчетах в Российской Федерации, заменившее собой ряд  ранее действовавших банковских инструкций, которое, однако, утратило силу с введением в действие второй части ГК РФ). Достоинством консолидации является возможность некоторой «расчистки» законодательства при его объединении путем отмены (пропуска) или замены явно устаревших или повторяющихся норм, однако без внесения изменений в их содержание.

При большом количестве изменений, внесенных в закон или иной нормативный акт, используется также  возможность его повторной официальной  публикации в полном объеме, при  которой старая редакция акта теряет силу. Такой прием, к сожалению  редко используемый отечественным  законодателем, значительно облегчает  применение официального текста нормативного акта.

Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой  принимается единый новый закон (реже – подзаконный нормативный  акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса  является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений (Общей части) и  охват им всех основных правил соответствующей  сферы, что предопределяет его центральное, стержневое место в общей системе  нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права  соответствующей отрасли.

Вертикальная иерархия

Конституция Российской Федерации, имеет  высшую юридическую силу в отношении  любых законов и других нормативных  актов и возглавляет всю систему  действующего законодательства.

Все нормативные акты в зависимости  от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и  подзаконные нормативные акты. Законы как нормативные акты высших органов  государственной власти обладают большей  юридической силой по отношению  к подзаконным нормативным актам. Статья 76 Конституции Российской Федерации  разграничивает федеральные конституционные  законы и федеральные законы. Федеральные  конституционные законы обладают большей  юридической силой по сравнению  с федеральными законами. Поэтому  федеральные законы не могут противоречить  федеральным конституционным законам. [7,c.21]

По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:

- обладающие высшей юридической  силой федеральные законы - нормативные  акты, принятые Государственной  Думой РФ; Составляющие первую  группу актов законы возглавляются  Гражданским кодексом и охватываются  понятием гражданское законодательство (п. 2 ст. 3 ГК). Действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать).

- носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства охватываются понятием иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. 3-6 ст. 3 ГК);

- нормативные правовые акты  иных федеральных органов исполнительной  власти (министерств и ведомств) составляют понятие нормативные  правовые акты федеральных органов  исполнительной власти.

Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский  кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в  нем правил, но и требованию о  том, чтобы все иные гражданские  законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и  принятые после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали  его предписаниям (п. 2 ст. 3). Следовательно, при расхождении норм ГК и других федеральных гражданских законов  необходимо руководствоваться правилами  ГК.

ГК как отраслевой кодифицированный законодательный акт призван  обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим ГК закрепляет наиболее важные положения гражданского законодательства, направленные на регулирование, в принципе, всех общественных отношений, входящих в предмет гражданского права.

ГК иногда условно называют «экономической конституцией» Такое положение  отнюдь не означает ограничений законодателю в установлении новых правовых норм в данной сфере, ибо оно должно поддерживаться путем внесения необходимых  изменений в ГК одновременно с  принятием новых законов.

Предмет гражданского права составляет многообразные и сложные отношения, все они с необходимой мерой  детализации не могут быть урегулированы  даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский кодекс. Для этого  необходимы многие другие законы, развивающие  и конкретизирующие его правила  и институты. ГК прямо предусмотрел в ряде своих норм необходимость  принятия нескольких десятков таких  законодательных актов, закрепив тем  самым основную структуру всей отрасли  гражданского законодательства. При  наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.

Например, Закон Российской Федерации  «О страховании», регулирует отношение  в области страхования между  страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также отношения страховых  организаций между собой; Патентный  закон Российской Федерации регулирует имущественные и связанные с  ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и  промышленных образцов, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»  регулирует отношения, возникающие  между потребителями и предпринимателями. [6,c.123]

Эти и другие специальные законы не носят такого всеобъемлющего характера, как ГК, но имеют значение, поскольку  в них отражены и юридически закреплены происходящие в нашей стране экономические преобразования.

Входящие в группу (иные правовые акты) нормативные акты имеют подзаконный  характер. Тем не менее, при наличии  прямого указания в ГК (или в  ином федеральном законе) соответствующее  отношение может быть урегулировано  ими иначе, чем это предусмотрено  в правилах Кодекса или другого  закона.

Наибольшей юридической силой  среди подзаконных нормативных  актов обладают президентские указы. В сфере, прямо не урегулированной  нормами закона, правила указов у  нас, по сути, имеют такое же значение, что и закон (разумеется, если они  не содержат прямых противоречий ему).

Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать Конституции, ГК, другим федеральным законам и  президентским указам, но и могут  теперь приниматься лишь «на основании  и во исполнение» перечисленных  актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого  ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение.

Информация о работе Понятие гражданского законодательства