Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:01, реферат
Несмотря на принимаемые меры по улучшению устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
заключается в том, что ныне действующие
российские государственные институты,
призванные заниматься решением социальных
проблем детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, работают
преимущественно в пределах устаревших
стандартов, ориентированных на распределительный
подход. Корпоративные интересы государственной
машины продолжают оставаться главенствующими.
Поэтому государственные
В качестве базовой ценности нашего общества, которое стремится стать гражданским, признается семья, как основной институт общества, и дети, которым предстоит жить в России. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
Следует подчеркнуть, что ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).
Ежегодно в России, по
сведениям, приведенным в Государственном
докладе о реализации РФ Конвенции
о правах ребенка, выявляется около
100 тыс. детей, оставшихся без попечения
родителей. 75-80% из тех, что передаются
на воспитание в семьи, оказываются
взятыми под опеку и
Если же говорить не о вновь выявленных социальных сиротах, а о картине, которая сложилась в последние годы в стране в целом, под опекой и попечительством, по данным Минобразования РФ, находятся сейчас 49% детей, оставшихся без попечения родителей. В этом смысле данную форму устройства ребенка можно без преувеличения считать самой распространенной и наиболее демократичной.
Несмотря на принимаемые
меры по улучшению устройства и воспитания
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, число
таких детей постоянно растет.
Государство отстает от инициатив
граждан в разработке и принятии
новых законодательных актов, регламентирующих
новые формы устройства детей. Большая
доля детей-сирот воспитывается
в условиях, далеких от семейных,
и это одна из причин проблем адаптации
молодых людей к
Согласно ст. 1 ФЗ "О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей" дети-
В государстве действует система органов, которые должны обеспечить безопасность детей, помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Это органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, уполномоченный по правам ребенка. Прокуратуройсистематически проводятся проверки, на основании которых должностные лица, не исполняющие обязанности, привлекаются к ответственности.
В соответствии со ст. 31 ГК РФ и п. 1
ст. 121 СК РФ функции по защите прав и
интересов детей в случаях
смерти родителей, лишения их родительских
прав, ограничения их в родительских
правах, признания родителей
Осуществляя деятельность по защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, органы опеки и попечительства выполняют четыре основные функции:
1) выявление и учет детей,
оставшихся без попечения
2) избрание формы устройства
таких детей исходя из
3) подбор, учет и подготовка граждан,
выразивших желание стать
4) осуществление последующего
Для реализации указанных функций органы опеки и попечительства наделены комплексом полномочий, предусмотренных в различных нормативных актах. Органы опеки и попечительства:
– проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;
– дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения);
– осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;
– готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного (приемного) ребенка в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации;
– осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;
– осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, усыновление, а при отсутствии такой возможности в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;
– дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;
– дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
– дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав;
– проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, и др.
Опека или попечительство устанавливаются над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Над детьми, не достигшими 14-летнего возраста, устанавливается опека, над детьми в возрасте от 14 до 18 лет – попечительство.
Опекуна или попечителя назначает
уполномоченный орган в сфере
опеки, попечительства и патронажа
(муниципалитетом) по месту нахождения
ребенка соответствующим
Опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние дееспособные лица, которые:
– не лишались (не ограничивались) родительских прав;
– не отстранялись от обязанностей опекуна (попечителя);
– не имеют заболеваний, не позволяющих воспитывать ребенка (перечень заболеваний утвержден);
– имеют постоянное место жительства, отвечающее санитарным нормам.
При установлении опеки (попечительства) учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в опекуны (попечители), его отношения с ребенком, согласие членов семьи кандидата в опекуны (попечители) и мнение самого ребенка.
Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.
Одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или, по крайней мере, в учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада.
Действующим федеральным законодательством
предусмотрены следующие формы
устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей:усынов
Государственные гарантии по социальной
поддержке
детей, оставшимся без попечения родителей
Согласно ст. 71 Семейного кодекса РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.
Согласно ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей (ст. 81 Семейного кодекса РФ).
Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Право на образование
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы, а также право на получение первого и второго начального профессионального образования также без взимания платы.
Лица из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, обучающиеся во всех типах
государственных или
Обучающиеся воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.
Информация о работе Понятие дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей