Понятие дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:01, реферат

Краткое описание

Несмотря на принимаемые меры по улучшению устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 34.56 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что ныне действующие  российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов, ориентированных на распределительный  подход. Корпоративные интересы государственной  машины продолжают оставаться главенствующими. Поэтому государственные учреждения не ориентированы реально на содействие реализации прав и защиты интересов  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а сконцентрированы на вопросах самовыживания, самооправдания своей деятельности суммой предпринимаемых усилий.

В качестве базовой ценности нашего общества, которое стремится  стать гражданским, признается семья, как основной институт общества, и  дети, которым предстоит жить в  России. В любом государстве и  любом обществе всегда были, есть и  будут дети-сироты и дети, которые  по разным причинам остаются без попечения  родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Следует подчеркнуть, что  ребенок, потерявший родителей - это  особый, по-настоящему трагический  мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. В настоящее время в  обыденной речи и в теоретических  исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и  социальный сирота (социальное сиротство).

Ежегодно в России, по сведениям, приведенным в Государственном  докладе о реализации РФ Конвенции  о правах ребенка, выявляется около 100 тыс. детей, оставшихся без попечения  родителей. 75-80% из тех, что передаются на воспитание в семьи, оказываются  взятыми под опеку и попечительство близкими родственниками.

Если же говорить не о  вновь выявленных социальных сиротах, а о картине, которая сложилась  в последние годы в стране в  целом, под опекой и попечительством, по данным Минобразования РФ, находятся  сейчас 49% детей, оставшихся без попечения  родителей. В этом смысле данную форму  устройства ребенка можно без  преувеличения считать самой  распространенной и наиболее демократичной.

Несмотря на принимаемые  меры по улучшению устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число  таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив  граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Большая  доля детей-сирот воспитывается  в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации  молодых людей к самостоятельной  жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство  сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей

Согласно ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, дети, оставшиеся без попечения родителей, – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В государстве действует система  органов, которые должны обеспечить безопасность детей, помочь тем, кто  находится в трудной жизненной  ситуации. Это органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, уполномоченный по правам ребенка. Прокуратуройсистематически проводятся проверки, на основании которых должностные лица, не исполняющие обязанности, привлекаются к ответственности.

 

 

  1. Деятельность органов опеки по защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения

В соответствии со ст. 31 ГК РФ и п. 1 ст. 121 СК РФ функции по защите прав и  интересов детей в случаях  смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного  отсутствия родителей, уклонения родителей  от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе  при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагаются на органы опеки и попечительства.

Осуществляя деятельность по защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, органы опеки и попечительства выполняют  четыре основные функции:

1) выявление и учет детей,  оставшихся без попечения родителей;

2) избрание формы устройства  таких детей исходя из конкретных  обстоятельств утраты ребенком  попечения родителей;

3) подбор, учет и подготовка граждан,  выразивших желание стать опекунами,  попечителями либо принять детей  в семью на воспитание в  иных формах, установленных семейным  законодательством;

4) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания, образованием таких детей.

Для реализации указанных функций  органы опеки и попечительства наделены комплексом полномочий, предусмотренных  в различных нормативных актах. Органы опеки и попечительства:

– проводят работу по профилактике социального  сиротства, жестокого обращения  с детьми;

– дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения);

– осуществляют защиту прав и интересов  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также  лиц из их числа в возрасте до 23 лет;

– готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного (приемного) ребенка в порядке  и размере, установленных Правительством Российской Федерации;

– осуществляют надзор за деятельностью  опекунов и попечителей, патронатных  воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;

– осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для  воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, усыновление, а при отсутствии такой возможности  в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

– дают заключение о возможности  раздельного проживания попечителя с подопечным;

– дают заключение о возможности  объявления несовершеннолетнего полностью  дееспособным (эмансипированным);

– дают заключения и участвуют  в заседаниях судов по делам, связанным  с воспитанием детей и защитой  их личных и имущественных прав;

– проводят обследование условий  жизни ребенка, а также лица, претендующего  на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с  воспитанием детей, и др.

Опека или попечительство устанавливаются  над детьми-сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей, в целях  их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и  интересов. Над детьми, не достигшими 14-летнего возраста, устанавливается  опека, над детьми в возрасте от 14 до 18 лет – попечительство.

Опекуна или попечителя назначает  уполномоченный орган в сфере  опеки, попечительства и патронажа (муниципалитетом) по месту нахождения ребенка соответствующим решением руководителя муниципалитета. Этот же орган контролирует осуществление  опеки (попечительства) – условия  проживания ребенка в семье, расходование назначаемых денежных средств в  интересах ребенка. Обследование проводится дважды в год.

Опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние дееспособные лица, которые:

– не лишались (не ограничивались) родительских прав;

– не отстранялись от обязанностей опекуна (попечителя);

– не имеют заболеваний, не позволяющих  воспитывать ребенка (перечень заболеваний  утвержден);

– имеют постоянное место жительства, отвечающее санитарным нормам.

При установлении опеки (попечительства) учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в опекуны (попечители), его отношения с  ребенком, согласие членов семьи кандидата  в опекуны (попечители) и мнение самого ребенка.

Опекуны являются законными представителями  своих подопечных и вправе выступать  в защиту прав и законных интересов  своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться  в семье. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение  права на воспитание в семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского  попечения, в первую очередь предпринимаются  попытки к устройству его именно в семью или, по крайней мере, в  учреждение, в котором сохраняются  основные черты и особенности  семейного уклада.

Действующим федеральным законодательством  предусмотрены следующие формы  устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:усыновление (удочерение), передача под опеку (попечительство), в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности – в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п. 1 ст. 123 СК РФ).

Государственные гарантии по социальной поддержке  
детей, оставшимся без попечения родителей

Согласно ст. 71 Семейного кодекса  РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте  родства с ребенком, в отношении  которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.

Согласно ст. 80 Семейного кодекса  РФ родители обязаны содержать своих  несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей  в судебном порядке. Алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей (ст. 81 Семейного кодекса РФ).

Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с  учетом материального или семейного  положения сторон и иных заслуживающих  внимания обстоятельств.

Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также  лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

  1. Права детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Право на образование

Дети-сироты и дети, оставшиеся без  попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее  образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы, а также право на получение первого и второго начального профессионального образования также без взимания платы.

Лица из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, обучающиеся во всех типах  государственных или муниципальных  учреждений начального, среднего и  высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей  или единственного родителя, зачисляются  на полное государственное обеспечение  до окончания ими данного образовательного учреждения.

Обучающиеся воспитанники государственных  общеобразовательных учреждений для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при  выпуске обеспечиваются этим образовательным  учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.

Информация о работе Понятие дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей