Понятие и система органов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:22, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с конституционным принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Содержание

1. Понятие и система органов исполнительной власти...........................................3
2. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации..................5
3. Президент Российской Федерации.......................................................................6
4. Правительство Российской Федерации................................................................8
5. Государственная администрация.........................................................................9
6. Правовой статус правительства Российской Федерации....................................11
7. Органы исполнительной власти Субъектов Российской Федерации.................15
Список литературы..................................................................................................17

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 35.76 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Понятие  и система органов исполнительной  власти...........................................3

2. Система  органов исполнительной власти  в Российской Федерации..................5

3. Президент  Российской Федерации.......................................................................6

4. Правительство  Российской Федерации................................................................8

5. Государственная  администрация.........................................................................9

6. Правовой  статус правительства Российской  Федерации....................................11

7. Органы  исполнительной власти Субъектов  Российской Федерации.................15

Список  литературы..................................................................................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и система  органов исполнительной власти

Понятие и функции исполнительной власти. В соответствии с конституционным  принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и  независимой ветвью государственной  власти. Ее основное назначение - организация  практического исполнения Конституции  и законов Российской Федерации  в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и  нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного  права.

Содержание  исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному  управлению всеми общественно значимыми  сторонами жизни государства. Эта  деятельность является подзаконной: она  должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления  законов, исполнительная власть имеет  возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она  может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять  административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:

издание правовых актов управления использование  распорядительных и контрольных  полномочий,

заключение  административных договоров,

проведение  организационных мероприятий.

В институциональном  плане исполнительная власть имеет  иерархическую структуру, которая  включает:

органы  исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения  субординации, координации, контроля и  т.д.);

корпус  государственных служащих;

юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных  лиц.

Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных полномочий:

право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью  позитивного или негативного  решения проблемы;

право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;

право назначать;

право осуществлять легитимное принуждение;

право замещать, т.е. возможность действовать  вместо нижестоящей и инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно;

право отменять акты нижестоящей инстанции  в случае их незаконности или нецелесообразности;

право расходовать вверенные ресурсы;

право контролировать деятельность нижестоящей  инстанции;

право разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.

Государственно-властные полномочия исполнительной власти осуществляются в рамках административной процедуры  и призваны обеспечить реализацию ее функций. Административная процедура  предоставляет собой определенный порядок осуществления властной деятельности органов исполнительной власти по решению управленческих проблем  и разрешению конкретных индивидуальных дел. Она может регулировать, например, порядок издания правовых актов  управления, прядок оформления пенсий, рассмотрения обращений граждан  и т.д. Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской  роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные  функции. К основным функциям этой ветви  государственной власти относятся:

осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение законов  и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

административное  нормотворчество (подзаконодательное регулирование);

административное  правоприменение, осуществляется в двух формах:

оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном регулировании с помощью индивидуальных правовых актов;

юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;

административный  контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях  обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование  и проведение расследований);

осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);

непосредственное  обеспечение безопасности граждан  и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);

информационное  обеспечение органов государственной  власти и информационно-аналитическая  деятельность.

Функции исполнительной власти реализуются  через конкретные функции ее органов  и их соответствующие полномочия.

 

2. Система органов исполнительной  власти в Российской Федерации

Система органов исполнительной власти - это  юридически упорядоченная внутренне  согласованная совокупность различных  по своей организационно-правовой форме  органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Эта система выступает как  комплексное образование, имеющее  свою вертикальную иерархическую структуру  и горизонтальные уровни и организующие на правовой основе в соответствии с государственной политикой  повседневное оперативное управление общественными процессами. Система  органов исполнительной власти в  РФ образуется и функционирует в  соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных  начал в государственном управлении.

Понятие "система органов исполнительной власти" характеризует организационное  построение исполнительной власти в  Российской Федерации. Она строится в соответствии с конституционным  разграничением полномочий в этой сфере  между РФ и субъектами Федерации. Согласно Конституции (ст. 71-73) деятельность органов исполнительной власти осуществляется в пределах совместного ведения  субъектов РФ, в пределах совместного ведения РФ и субъектов федерации и в пределах самостоятельного ведения субъектов РФ. К ведению РФ отнесено установление системы федеральных оранов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формиование федеральных органов исполнительной власти. В совместное ведение РФ и субъектов Федерации входит установление общих принципов организации системы органов государственной власти.

Единая  система исполнительной власти в  России образуется только в пределах ведения РФ и полномочий Федерации  по предметам совместного ведения  РФ и ее субъектов (ст.77 Конституции) 2. В этих пределах правительства, министерства и ведомства субъектов РФ находятся  в отношениях иерархической подчиненности  с Правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами и ведомствами. В субъектах Федерации федеральные  органы могут создавать свои территориальные  органы.

В свою очередь органы исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам исключительных полномочий, отнесенных к их ведению, действуют самостоятельно, независимо от федеральных органов  исполнительной власти и неподотчетны им. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают  систему органов исполнительной власти на своей территории в соответствии с основами конституционного строя  РФ и общими принципами государственного строительства, установленными федеральными законами. Конституцией РФ предусмотрено  взаимное делегирование полномочий между органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ, осуществляемое на практике на основе соответствующих  соглашений между ними.

В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня, которые включают:

руководящие органы (Президент РФ, Правительство  РФ) и;

органы  государственной администрации (министерства и иные ведомства).

Государственная администрация представляет собой  административный аппарат, непосредственно  реализующий государственную политику, цели и приоритеты, определяемые в  решениях руководящих органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.

 

3. Президент Российской  Федерации

Вопрос  о том, входит ли Президент РФ в  систему органов исполнительной власти в научной и учебной  литературе является дискуссионным. Неопределенность правового статуса Президента в  системе разделения властей порождена  ст. ст. 10 и 80 Конституции РФ, которые не относят этот орган ни к одной из ветвей государственной власти. Согласно одной точки зрения, он рассматривается только как глава государства, стоящий "над всеми ветвями" власти, и как гарант всех конституционных институтов. Считается, что Президент как глава государства обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов. В соответствии со второй точкой зрения законодательная власть принадлежит парламенту, судебная - судам, исполнительная - правительству, а Президент РФ наделен особой формой власти - президентской.

Действительно, Президент РФ обладает весьма обширными  полномочиями, и конституционная  модель этого института соответствует  модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе  точки зрения, ставящие Президента вне обозначенных в Конституции  РФ властей, противоречит закрепленному  принципу разделения властей. Более  корректной представляется третья точка  зрения, согласно которой Президент  РФ, формально являясь главой государства, входит в то же время в систему  исполнительной власти (Коренев А.П., Овсянко Д.М.) и его можно рассматривать как главу исполнительной власти (Баглай М.В.). В соответствии с этой точкой зрения Конституция определяет статус федерального Президента как "фактического главы исполнительной власти" (А.П. Агапов).

Президент РФ осуществляет руководство государственной  администрацией как через правительство, так и непосредственно. В области  исполнительной власти он наделен широкими полномочиями, которые распространяются на всю сферу государственного управления. В соответствии с Конституцией (ст. 80-90) и федеральными законами он определяет внутреннюю и внешнюю политику страны, создает органы исполнительной власти, определяет содержание и важнейшие  направления деятельности ее системы. Президент назначает (с согласия Государственной Думы) и смещает  Председателя Правительства, единолично назначает и смещает всех членов Правительства. Он может председательствовать на заседаниях Правительства, которое  только ему подотчетно и подконтрольно. Президент вправе отменять акты Правительства  РФ. Председатель Правительства обязан систематически информировать Президента о работе Правительства. Президент  напрямую руководит целым рядом  ведомств государственной администрации: более чем ? часть федеральных  органов исполнительной власти (16 из 58) находится в непосредственном подчинении Президенту РФ 3.

Таким образом, даже этот не полный перечень полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основания считать главой исполнительной власти РФ именно Президента РФ, а не Председателя Правительства  или Правительство РФ в целом. Указания Президента по всем вопросам государственного управления обязательны  для Правительства. Самостоятельность и независимость Правительства РФ в руководстве государственной администрацией допустима лишь в тех пределах и до тех пор, пока его курс отвечает программным установкам Президента и определяемым им направлениям внутренней и внешней политики.

 

4. Правительство Российской  Федерации

Широкие полномочия Президента РФ в сфере  исполнительной власти не означает, что  Правительство РФ обезличено. В пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ и федеральными законами оно также  осуществляет руководство системой исполнительной власти, самостоятельно решает отнесение к его ведению  вопросы и несет полную ответственность  за свои действия. Ст. 110 Конституции  устанавливает, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство  РФ, а ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г 4. определяет его  как коллегиальный орган, возглавляющий  единую систему исполнительной власти в РФ. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства  РФ, за исключением случаев обеспечения  конституционных полномочий Президента РФ либо подведомственности Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Информация о работе Понятие и система органов исполнительной власти