Понятие нормативно-правового акта, его признаки и виды в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства – это те задачи, которые стоят в данный момент перед современным российским обществом. Представляется, что их решение немыслимо без построения эффективно действующей, логичной, непротиворечивой и сбалансированной нормативно – правовой базы, включающей в себя различные виды актов. Их изучение является традиционным направлением научных исследований, которое не только не потеряло своей актуальности, но и приобрело в свете реалий сегодняшнего дня особую теоретическую и практическую значимость, что обусловлено множеством объективных факторов, среди которых важнейшими являются преобразование правовой системы современного российского государства, реальное претворение принципа верховенства закона в правовой действительности, формирование эффективных механизмов обеспечения прав и свобод граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие нормативно-правового акта, его признаки и виды в Российской Федерации 4
2. Порядок подготовки, государственной регистрации, опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в РФ 8
3. Действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц......................................................................................................................12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................17

Вложенные файлы: 1 файл

Система нормативно-правовых актов в РФ.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства – это те задачи, которые стоят в данный момент перед современным российским обществом. Представляется, что их решение немыслимо без построения эффективно действующей, логичной, непротиворечивой и сбалансированной нормативно – правовой базы, включающей в себя различные виды актов. Их изучение является традиционным направлением научных исследований, которое не только не потеряло своей актуальности, но и приобрело в свете реалий сегодняшнего дня особую теоретическую и практическую значимость, что обусловлено множеством объективных факторов, среди которых важнейшими являются преобразование правовой системы современного российского государства, реальное претворение принципа верховенства закона в правовой действительности, формирование эффективных механизмов обеспечения прав и свобод граждан.

Целью данной работы является изучение нормативно-правовых актов в РФ, их отличительные признаки, анализ различных видов нормативно – правовых актов, классификацию.

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

1. Рассмотрение  понятия нормативно – правового акта, его признаков и видов в РФ;

2. Изучение порядка  подготовки, государственной регистрации, опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в РФ;

3. Изучение действия  нормативно – правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Структурно работа состоит из введения, трех пунктов основного текста, заключения и списка используемой литературы.

 

1. ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО  АКТА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ВИДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в странах с так называемым писаным правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты определяет то, что он, с одной стороны, является источником юридических норм, а с другой – разновидностью правовых актов. И как результат этой двуединой природы нормативно-правовой акт:

- содержит юридические  нормы;

- представляет  собой официальный письменный  акт-документ;

- является результатом  особой деятельности государства, которую именуют правотворческой.

Данный акт может приниматься также в порядке делегированного законодательства или референдума, но так или иначе с участием государства и выражением его воли.

С учетом названных признаков нормативно-правовой акт можно определить как официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определённых процедурных формах:

- компетентными  органами государства;

- в порядке  делегированного законодательства;

- на референдуме.

Нормативно-правовые акты следует отличать от другой разновидности правовых актов – индивидуальных юридических, а главное – от актов применения права. С последними их объединяет общая юридическая природа: и те и другие содержат государственно-властные предписания, но у правоприменительных актов эти предписания имеют индивидуальный, конкретный (по субъектам и содержанию) характер.

Основная задача нормативно-правового акта – хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить её до сведения адресатов. В этом плане нормативно-правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права, как для «рядовых» субъектов права, так и для государства. Посредством него государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать управление общественными процессами.

Традиционно в качестве признака нормативного правового акта отмечается его связь с правотворчеством.  Он направлен на установление, изменение или отмену юридических норм, благодаря чему он выступает «средством развития, изменения правовой системы».

По мнению научных сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, «нормативный правовой акт – это официальный письменный документ, выражающий волеизъявление полномочного органа государственной власти по установлению, изменению или отмене норм права – общеобязательных правил, рассчитанных на многократное применение» [1, стр. 123].

Вариант определения для целей систематизации был предложен авторами Концепции системы классификации правовых актов: «Нормативный правовой акт – это правовой акт, который содержит правовые нормы, общие установления, рассчитанные, как правило, на длительное применение и распространяющиеся на неопределенный круг лиц. Нормативный акт, являясь предписанием общего значения, распространяет свое действие не на одно конкретное отношение, а на тот или иной вид общественных отношений».

Имеются не только научные, но и официальные определения, исходящие от разных органов государства. Так, от имени судебной власти определение сформулировал Пленум Верховного Суда РФ: «Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом» [5, стр. 213].

Данное определение сохраняет определенные недостатки, о которых многократно предупреждали исследователи. Например, не учтен такой важный источник правовых норм как народ, который может их создавать в результате референдума или местного схода. Еще один принципиальный недостаток Постановления состоит в том, что понятие «правовые нормы» дается через «правило поведения», тогда как в науке давно эта точка зрения подвергнута обоснованной критике. Только часть правовых норм представляет собой правила поведения, то есть описание необходимого или допустимого, запрещенного деяния. Наряду с этими нормами существуют нормы-начала, принципы, дефиниции, цели, задачи, которые непосредственно не регулируют поведение. Однако именно они представляют собой основу системы права. Справедливости ради отметим, что связывание нормативного акта и правила поведения выступает устойчивой тенденцией.

Нормативно-правовые акты делятся, прежде всего, на законы и подзаконные нормативно-правовые акты:

Закон обладает следующими признаками:

- принимается  высшими органами государственной  власти или в порядке референдума;

- имеет высшую  юридическую силу и верховенство  относительно других источников права;

- принимается, изменяется  и дополняется в особом процедурном  порядке;

- регулирует  наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные  связи, отправные начала правового регулирования;

- должен отражать  волю и интересы общества в  целом;

- исключительно  нормативен (содержит только нормы  права в отличие от других  нормативно-правовых актов, которые  могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных  предписаний).

Законы в свою очередь делятся на конституционные и обыкновенные. К числу конституционных относятся:

- конституция (как  основной политико-правовой акт  страны);

- законы, которые  вносят изменения и дополнения  в текст конституции);

- законы, необходимость издания которых предусмотрена самой конституцией.

Обыкновенные законы можно подразделить на кодификационные (кодексы) и текущие. Кроме того в РФ, законны подразделяются на федеральные и законы субъектов РФ.

Подзаконные нормативно-правовые акты должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить. В Российской Федерации подзаконными (по иерархии) нормативно-правовыми актами являются:

- указы Президента  РФ;

- нормативные  акты Правительства РФ;

нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств).

На уровне субъектов РФ действуют также республиканские законы, постановления правительств, органов власти края, области, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно считать локальные нормативные акты (уставы, положения), действующие только в пределах одного предприятия, учреждения, организации.

 

2. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ  РЕГИСТРАЦИИ, ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В РФ

 

Порядок подготовки, вступления в силу и опубликования правовых актов управления устанавливается различными нормативными правовыми актами в зависимости от вида акта и издающих (принимающих) их органов федеральной и региональной исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. При этом можно выделить характерные для всех производств по изданию (или принятию) административных актов элементы.

1. Наличие нормативной  установленной процедуры издания  или принятия актов управления.

2. Виды административных  актов, которые вправе издавать  те или иные органы исполнительной власти, а также должностные лица [6, стр. 214].

3. Подготовка  проекта правового акта управления. На этой стадии определяется срок подготовки проекта правового акта управления и ведется разработка проекта одним из органов исполнительной власти (или несколькими органами по согласованию). Подготовка акта управления производится тем органом, в компетенцию которого входит его издание, или по его поручению одним или несколькими подчиненными ему органами, организациями или должностными лицами. Инициаторами проекта административного акта могут быть различные организации, структурные подразделения, должностные лица, государственные и муниципальные служащие, которые, основываясь на знании практики, пытаются совершенствовать ту или иную сферу своей управленческой деятельности. В порядке инициативы проекты актов управления могут быть подготовлены любыми заинтересованными органами, организациями и лицами. Однако для соответствующего органа исполнительной власти это не создает юридической обязанности их рассмотрения. Например, проекты актов управления, поступившие от граждан или общественных объединений, могут квалифицироваться как подлежащие обязательному рассмотрению; на них необходимо давать ответы или принимать соответствующие меры.

4. Определение  структуры проекта правового  акта управления, которая должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования, и его обсуждение. Важное значение уделяется собственно управленческим вопросам принятия акта управления, т. е. здесь речь идет об анализе конкретной ситуации в том или ином вопросе. Чтобы получить важнейшие данные для принятия решения, иногда приходится запрашивать мнение многих организаций, специалистов экспертов, общественных объединений, граждан. В некоторых случаях прорабатываются несколько вариантов будущего административного акта с тем, чтобы наиболее полным образом отразить интересы как публичного управления, так и других субъектов, общества в целом, отдельных граждан.

5. Согласование  акта управления с заинтересованными  ведомствами и должностными лицами; согласование может являться обязательной стадией разработки акта управления, если это устанавливается в специальном нормативном акте (например, обязательность согласования постановления федеральных органов исполнительной власти, в котором затрагиваются финансово-экономические вопросы, с министерством финансов и министерством экономики). Все проекты нормативных актов органов исполнительной власти, а также проекты иных актов управления, имеющих общее юридическое значение, должны быть согласованы с юридической службой соответствующего органа публичного управления. Проекты некоторых правовых актов подлежат обязательной экспертизе в соответствующих органах и учреждениях. Например, проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне (ст. 11 ФЗ от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе").

6. Подготовка  предложений об изменении и  дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей в связи с изданием нового административного акта.

7. Издание (подписание, утверждение) правового акта управления. Издание актов управления — это стадия, на которой подготовленный проект приобретает юридическую силу, становится официальным документом. В коллегиальных органах публичного управления моментом издания (принятия) акта является голосование по предложенному проекту и принятие членами данного коллегиального органа решения большинством голосов; в единона-чальных органах моментом принятия акта является момент его подписания (утверждения) руководителем соответствующего органа публичного управления. В принятое коллегиальным органом решение (правовой акт управления) до его официальной публикации нельзя вносить какие-либо изменения или дополнения. Это становится возможным только после нового голосования по данному проекту решения. Если акт управления был принят руководителем органа исполнительной власти в единоличном порядке, то он может изменить его в любое время; при этом важно соблюдать установленную процедуру внесения изменений и дополнений в административный акт и своевременное доведение всех изменений (новшеств) до сведения соответствующего круга лиц. Принятый акт управления должен быть надлежащим образом оформлен, т. е. должны быть соблюдены его формальные признаки и атрибуты.

8. Доведение принятого  административного акта до сведения  лиц, которые будут его исполнять или соблюдать его требования и положения, является необходимой стадией принятия акта управления. Процедура ознакомления с принятым актом управления сложилась на практике давно и, как правило, проявляется в следующих формах: устное ознакомление; ознакомление "под расписку"; направление по почте соответствующим ведомствам и должностным лицам; опубликование в периодических изданиях; комментирование в средствах массовой информации, по радио и по телевидению; издание специальных сборников как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ, а также в муниципальных образованиях.

Информация о работе Понятие нормативно-правового акта, его признаки и виды в Российской Федерации