Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и характеристика подведомственности и подсудности гражданских дел. Правила подведомственности и подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.
В соответствии с указанной целью исследуются следующие задачи:
изучить нормативно-правовую, законодательную и дополнительную литературу по данной теме;
дать определение подсудности и подведомственности, определить содержание;
выделить виды подсудности и подведомственности, дать им характеристику;
по результатам работы сделать вывод.
Введение 3
Глава 1 Понятие и виды подведомственности гражданских дел 5
1.1 Судебная подведомственность 6
1.2 Административная подведомственность 7
1.3 Общественная подведомственность 8
1.4 Исключительная (единичная) и множественная
подведомственность 8
1.5 Подведомственность гражданских дел споров судам общей
юрисдикции 10
Глава 2 Понятие и виды подсудности гражданских дел 11
2.1 Родовая подсудность 12
2.2 Территориальная подсудность 14
Глава 3 Передача дела из производства одного суда в другой 22
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Содержание
Введение 3
Глава 1 Понятие и виды подведомственности гражданских дел 5
1.1 Судебная подведомственность 6
1.2 Административная подведомственность 7
1.3 Общественная подведомственность 8
1.4 Исключительная (единичная) и множественная
подведомственность 8
1.5 Подведомственность гражданских дел споров судам общей
юрисдикции 10
Глава 2 Понятие и виды подсудности гражданских дел 11
2.1 Родовая подсудность 12
2.2 Территориальная подсудность 14
Глава 3 Передача дела из производства одного суда в другой 22
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение
Законодательство Республики Казахстан
модифицируется с каждым днем, постоянно
протекает процесс его
Значение подсудности и
В условиях построения и осуществления системы государственной власти на принципах разделения властей подведомственность играет роль рабочего юридического механизма, позволяющего реализовать данное положение в государственно-правовом строительстве. Ведь недостаточно провозгласить начала разделения властей, необходимо и реально воплотить его в законодательство и юридическую практику всех государственных органов с помощью правовых критериев.[1]
После разрешения вопроса о подведомственности дела суду общей юрисдикции заинтересованное лицо должно определить конкретный суд, в который следует подать исковое заявление (заявление, жалобу). Необходимость определения конкретного суда существует и в тех случаях, когда лицо имеет намерение обжаловать судебный акт, обратиться с заявлением о его пересмотре и т.п. Разрешение этих вопросов происходит в рамках института подсудности.[1]
В этой работе рассматривается понятие
подсудности и
Подведомственность и
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и характеристика подведомственности и подсудности гражданских дел. Правила подведомственности и подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.
В соответствии с указанной целью исследуются следующие задачи:
1 Понятие и виды подведомственности гражданских дел
Подведомственность
можно рассматривать в качестве
межотраслевого института права, выполняющего
функции распределительного механизма
юридических дел между
Ограничение компетенции суда по рассмотрению и разрешению гражданских дел от компетенции других органов, законодателем и вводится категория подведомственности.
Отмечая значение подведомственности, следует отметить, прежде всего, то, что подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд. В этом аспекте подведомственность очерчивает пределы реализации данного права, определяя границы судебной власти в соотношении с законодательной и исполнительно, одновременно определяя подведомственность каждому из органов судебной власти.[1]
Подведомственность исковых дел суду. В п. 2 ст. 24 ГПК Республики Казахстан, сформулировано общее правило подведомственности исковых дел суду — судам подведомственны дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и кооперативных, жилищных, административных, финансовых, хозяйственных, земельных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, за исключением случаев, когда разрешение таки споров отнесено законом к ведению других органов.[2]
Единого определения
Подведомственность в
Подведомственность в гражданском процессе понимается как относимость гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции определенного государственного органа или общественной организации.
Виды подведомственности гражданских дел
Понятие подведомственности существенно отличается от понятия компетенции. Последняя означает определенный круг правомочий суда или иного правоприменительного органа, а подведомственность характеризует дело, подлежащее разбирательству в определенном порядке.
В связи с провозглашением Конституцией РК судебной власти и возведением права на судебную защиту в ранг конституционного существенно изменилась характеристика судебной подведомственности дел.
Подведомственность подразделяется на следующие виды:
1.1 Судебная подведомственность
Ранее судебная подведомственность определялась характером дел (гражданские, семейные, трудовые и др.), составом участников дел (хотя бы одной из сторон подлежащего разбирательству дела должен быть гражданин), отсутствием установленных в законе исключений из судебной подведомственности.[6]
В связи с тем, что суд вправе рассматривать все без исключения, так называемые дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, отпала надобность в дробной регламентации права на судебную защиту.[7]
В действующим законодательстве все судебные дела целесообразно подразделять на две группы – исковые и неисковые. Первые связывают и объединяют споры о праве, вторые – иные юридические вопросы самых различных правоотношений.
Основными правилами (его принципами) можно признать следующие:
Таким образом, институт судебной подведомственности является обязательным условием законности правосудия, так как обеспечивает четкое функционирование судебной власти и правильности рассмотрения дел.
1.2 Административная подведомственность
Государственный аппарат в целом состоит из большого числа органов, их структурных подразделений. Очень многие структурные единицы аппарата наделены властными полномочиями.
Подведомственность - это определение объектов, на которые распространяется власть субъектов - носителей властных полномочий.
Определение подведомственности можно понимать как средство распределения труда по осуществлению государственных и иных дел. Ее четкое распределение позволяет избежать дублирования в деятельности разных органов, служащих.
Правила подведомственности важны для всех ветвей государственной власти, поэтому законодательство о гражданском судопроизводстве четко регулирует подсудность, подведомственность судебных дел.[7]
Особенно важна административная подведомственность - распределение объектов, дел, которыми ведают структурные единицы исполнительной власти.
Аппарат исполнительной власти чрезвычайно велик, он состоит из очень большого числа ведомств, органов, служащих, а в его непосредственном ведении находится огромное число организаций, материальных ресурсов, информационных систем и т.д.
Шесть уровней административной подведомственности:
Во-первых,
государственная
Во-вторых, родовой подведомственность - распределение полномочий между разными видами государственной власти: судебная подведомственность, административная подведомственность и другие.
В-третьих, видовая подведомственность. Правила видовой подведомственности определяют, какой вид органов ведает делами (органы определенного ведомства, административные комиссии, районные, городские, комиссии по делам несовершеннолетних).
В-четвертых,
территориальная
В-пятых,
в некоторых случаях, исходя из важности
дела, законодатель устанавливает правила
иерархической
В-шестых, существует еще и должностная административная подведомственность, т. е., иными словами, в рамках органа ведать (контролировать, решать и т. д.) могут разные должностные лица.[5]
1.3 Общественная подведомственность
Разрешать юридические дела, то есть споры о праве и иные правовые вопросы индивидуального характера, в соответствии с действующим законодательством обладает большое количество органов государственного управления, местного самоуправления, общественных организаций.
Каждый из этих органов должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов.
Такое разграничение полномочий является важным условием, обеспечивающим нормальную, правомерную деятельность всего государственного аппарата.
В ряде случаев закон допускает возможность рассмотрения гражданских дел не только в суде, но и в другом юрисдикционном органе (альтернативная подведомственность). Выбор между несколькими органами, которым, согласно закону, подведомственно дело, в одних случаях предоставляется истцу, в других - определяется соглашением сторон.[5]
Информация о работе Понятие подведомственности и подсудности в гражданском процессе