Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 14:26, реферат
Договор розничной купли-продажи – самый массовый договор. Ежедневно совершаются миллионы покупок. Ежедневно миллионы людей вступают в правовые отношения, при этом, не вспоминая о правовых тонкостях отношений профессионального продавца и рядового покупателя.
Поэтому данный договор занимает первое место среди разновидностей купли-продажи в Гражданском кодексе РФ.
Уже в классическом римском праве складывается в качестве консенсуального контракт ,под которым понимался договор, посредством которого одна сторона – продавец обязуется предоставить другой стороне – покупателю вещь, товар , а другая сторона – покупатель обязуется уплатить продавцу за указанную вещь определенную денежную цену .
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
права покупателя………………………………………………………4
обязанности покупателя……………………………………………16
заключение………………………………………………………………..20
список литературы…………………………………………………….23
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
права покупателя……………………………………………………
обязанности покупателя……………………………………………16
заключение……………………………………………………
список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Договор розничной купли-продажи – самый массовый договор. Ежедневно совершаются миллионы покупок. Ежедневно миллионы людей вступают в правовые отношения, при этом, не вспоминая о правовых тонкостях отношений профессионального продавца и рядового покупателя.
Поэтому данный договор занимает первое место среди разновидностей купли-продажи в Гражданском кодексе РФ.
Уже в классическом римском праве складывается в качестве консенсуального контракт ,под которым понимался договор, посредством которого одна сторона – продавец обязуется предоставить другой стороне – покупателю вещь, товар , а другая сторона – покупатель обязуется уплатить продавцу за указанную вещь определенную денежную цену .
Важность данного договора подчеркивает и то обстоятельство, что правило о розничной купле-продаже носят в основном обязательный характер и направлены в первую очередь на обеспечение интересов потребителей. На защите интересов «слабой стороны» не связанной с предпринимательской деятельностью - потребителя, стоят не только нормы ГК РФ, но законодательство защите прав потребителей.
Однако на практике, все же, нередко встречаются случаи нарушения прав потребителей. Чаще всего, продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д.
При этом нарушителями прав потребителей могут быть как небольшие хозяйствующие субъекты, например, автомастерские, осуществляющие недоброкачественный ремонт, так и гигантские, с точки зрения потребителя, компании, скрывающий факты выпуска небезопасного товара.
Права покупателя
Рассмотрим права покупателя розничной купли-продажи.
Покупатель вправе до заключения договора осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи (п. 3 ст. 495 ГК), а если договор заключен, - в разумный срок отказаться от его исполнения, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации (ст. 495 ГК).
В Законе о защите прав потребителей установлено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя (п. 1 ст. 7). В свою очередь, изготовитель обязан обеспечивать безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности товара.
В течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара покупатель может обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Более длительный срок для обмена может быть объявлен продавцом. Когда имеется разница в цене обмениваемых товаров, производится соответствующий перерасчет. При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.
Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению в том случае, если имеются три условия: товар не был в употреблении; сохранены его потребительские свойства; имеются доказательства приобретения его у данного продавца (ст. 502 ГК).
В случае продажи товара ненадлежащего качества покупатель, если недостатки товара не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: во-первых, замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; во-вторых, соразмерного уменьшения покупной цены; в-третьих, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; в-четвертых, возмещения расходов на устранение недостатков товара (ст. 503 ГК).
Если необходимый для обмена товар отсутствует у продавца, покупатель вправе вернуть товар и получить назад уплаченную за него денежную сумму. Законом «О защите прав потребителей» в пункте 2 статьи 25 также предусмотрено следующее поведение покупателя:
«По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу».
Для удовлетворения требования покупателя обменять или вернуть товар существует условие: оно подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства, и есть доказательства факта приобретения его у конкретного продавца. Доказательством будет считаться кассовый или товарный чек, иные документы об оплате, также доказательством признаются свидетельские показания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (далее - Правила продажи) утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера формы габарита, фасона, расцветки или комплектации.
Гражданским кодексом также устанавливаются права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества.
Согласно словарю Ожегова: качество - то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь. Обычно под надлежащим качеством товара принято понимать, соответствие его целям, для которых он предназначен и всем обязательным требованиям к его качеству. Статья 469 ГК РФ предусматривает, что по соглашению сторон договора, покупателю может быть передан товар соответствующий повышенным требованиям к качеству товара, по сравнению с обязательными. В случае если покупателю передачи покупателю товара более низкого качества, продавец обязан известить об этом покупателя, предупредить его обо всех недостатках такого товара.
Товар ненадлежащего качества, по сути, это товар не соответствующий требованиям о качестве, или имеющий недостатки.
В пункте 1 статьи 503 ГК РФ предусмотрены действия которые вправе совершить покупатель при покупке товара не надлежащего качества. Все эти действия он вправе совершить только при условии, что недостатки не были оговорены продавцом при заключении договора купли-продажи.
Итак, покупатель, которому был продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать:
Что касается замены технически сложного или дорогостоящего товара, то его замены покупатель вправе требовать в случае существенного нарушения требований к качеству.
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей»).
Такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 года №575 «Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требование потребителя об их замене подлежать удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков».
Вопрос о дорогостоимости товара решается, как правило, судом в каждом отдельном случае.
Кроме того, существуют товары, свойства которых не позволяют устранить их недостатки. Например, продовольственные товары, или товары бытовой химии.
Срок замены товара ненадлежащего качества при розничной торговле не установлен специальными нормами в гражданском законодательстве. Соответственно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будут действовать общие нормы статьи 314 ГК РФ «Срок исполнения обязательства», а для потребителей – граждан правила статьи 21 Закона «О защите прав потребителей», в соответствии с которой замена осуществляется в течении семи дней со дня предъявления потребителем требования.
Но существуют исключения из этого права, так если необходима дополнительная проверка качества товара продавцом (изготовителем и так далее) то в течении двадцати дней со дня предъявления требования. Вторым исключением будет ситуация когда в момент предъявления требования у продавца отсутствует необходимый для замены товар, тогда замена должна быть произведена в течении месяца со дня представления такого требования.
Когда для замены товара требуется более семи дней, продавец обязан по требованию потребителя предоставить на период замены аналогичный товар длительного пользования на безвозмездной основе в течение трех дней со дня предъявления требования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» утвержден Перечень товаров, длительного пользования на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара.
Кроме того, исключение составляет замена товаров в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при отсутствии товара необходимого для замены у продавца на день предъявления требования. В данном случае требование подлежит удовлетворению по заявлению покупателя в срок необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы.
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года №402 «Об утверждении перечня районов крайнего севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)».
Вместо предъявления требований о замене товара потребитель вправе в соответствии с гражданским законодательством отказаться от исполнения договора розничной купли - продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
По требованию продавца и за его счет, покупатель должен возвратить ему полученный товар ненадлежащего качества. При чем, при возврате покупателю уплаченной за товар сумму, продавец не имеет права удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара, из-за потери товарного вида, частичного или полного использования товара и других подобных обстоятельств.
При предъявлении требования о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара, на покупателя не ложится бремя оплаты услуг ремонта и стоимости деталей, все оплачивает продавец. Исключение составляют лишь случаи, предусмотренные пунктом 4 статьи 475 ГК РФ, когда иное вытекает из характера товара или существа обязательства.
В ГК РФ говорится о незамедлительном устранении, это понятие раскрывается в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 года №7 «О практике рассмотрения судами о защите прав потребителей».
Кодексом также предусмотрено право покупателя на возмещение продавцом расходов на устранение недостатков товара. То есть, в случае если покупатель произвел ремонт (замену деталей и так далее) за свой счет или оплатил услуги третьего лица по устранению недостатков, он вправе потребовать от продавца возмещения уплаченной суммы. Требуемая сумма должна быть соизмерима с реальными ценами на подобную услугу, неоправданно завышенную сумму продавец возмещать не должен. В качестве доказательств стоимости устранения недостатков покупатель вправе представить документы, подтверждающие оплату товаров и услуг (кассовый чек, товарный чек и так далее).
Как уже упоминалось, отношения сторон в договоре розничной купле-продаже регулируются также нормами Закона «О защите прав потребителей». Согласно статье 22 этого закона для выполнения продавцом требований о соразмерном уменьшении покупной цены, возмещении расходов на устранение недостатков, возврате уплаченной на товар денежной суммы, возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества устанавливается срок десять дней.