Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2015 в 15:41, контрольная работа
Приемная семья представляет собой одну из форм устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и один из способов реализации важнейшего права ребенка – права на семейное воспитание. Основная цель, которую преследует данная правовая конструкция, заключается в замещении ребенку, оставшемуся без родительского попечения, его кровной семьи .
Порядок создания приемной семьи в Российской Федерации со времени появления этого института семейного права постоянно совершенствуется.
Введение 3
1. Эволюция развития института приемной семьи в России 5
2. Понятие и признаки, правовой статус приемной семьи 9
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Региональный центр повышения квалификации
Контрольная работа
по дисциплине «Семейное право»
на тему:
«Приемная семья»
Выполнил: |
ст. гр. 761066в Должников А.Е. |
Проверил: |
Ас. Аристархова Т.А. |
Тула 2010
План:
По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тыс. детского населения, Россия занимает первое место в мире1. При этом количество детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно увеличивается. В целом на начало 2007 г. количество детей, оставшихся без попечения родителей, достигло 730 тыс. человек, из которых 26,8 % воспитываются в различных интернатных учреждениях. Государственная сеть образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему характеризуется ростом числа детских домов и школ-интернатов общего типа2.
Конвенцией о правах ребенка, принятой 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 г. (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-I), провозглашено, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания (абзац шестой преамбулы конвенции)3
Приемная семья представляет собой одну из форм устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и один из способов реализации важнейшего права ребенка – права на семейное воспитание. Основная цель, которую преследует данная правовая конструкция, заключается в замещении ребенку, оставшемуся без родительского попечения, его кровной семьи4.
Порядок создания приемной семьи в Российской Федерации со времени появления этого института семейного права постоянно совершенствуется. Данное обстоятельство является совершенно оправданным, поскольку «создание правовых предпосылок физического и психического, нравственного развития воспитанников»5. является гарантией создания благополучной приемной семьи. Так, на смену постановлению правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье» 18 мая 2009 г. было принято постановление правительства РФ № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»6, вместе с тем до настоящего времени остаются неурегулированными некоторые вопросы создания приемной семьи.
Приемная семья "не изобретена" законодательством современной России. Вместе с тем нельзя сказать, что данная форма была привнесена из других стран. В любом обществе есть дети, которые остались без родительского попечения7.
В настоящее время считается практически общепризнанным8 выделение в истории отечественного семейного права, а значит, и института приемной семьи трех следующих периодов:
1. Дореволюционный период, т.е. с древнейших времен до конца 1917 г.
2. Советский период с 1917 г., включавший в себя первые годы после распада СССР и простиравшийся примерно до 1993 - 1995 гг.
3. Современный период.
Такой подход видится вполне обоснованным, ибо сформирован с учетом особенностей развития Российского государства и правового регулирования семейных отношений. Однако его применение к институту приемной семьи вызывает некоторые сомнения, ибо процесс развития последней, на наш взгляд, далеко не во всем совпадает с указанными периодами9.
В этой связи мы считаем целесообразным дифференцировать эволюцию указанного института на пять следующих периодов.
1. Первый период относится к 1764 - 1797 гг. и связывается его с зарождением и становлением практики передачи воспитательными домами новорожденных детей - "подкидышей" кормилицам в деревенские семьи.
Юридическое оформление данная практика получила в Указе от 7 (18) ноября 1775 г. "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи"10, а суть ее состояла в том, что новорожденные дети, поступавшие в воспитательные дома Санкт-Петербурга и Москвы, по достижении ими двухмесячного возраста передавались по договору за вознаграждение кормилицам в деревенские семьи, где содержались сначала в течение 9 месяцев, а несколько позднее и до достижения ими возраста 2 - 3 лет, после чего возвращались в воспитательный дом.
Основная особенность данного института в рассматриваемый период состояла в том, что приемная семья рассматривалась не как самостоятельная форма устройства детей в семью, а как элемент воспитания ребенка в воспитательном доме.
В числе же иных особенностей можно назвать следующие: передаче в семью подлежали только новорожденные и только питомцы воспитательных домов Санкт-Петербурга и Москвы; дети передавались исключительно в крестьянские семьи и на достаточно короткий срок.
2. Второй период относится к 1797 г. - середине 60-х годов XIX в. и связываем его с принятием "Установления по воспитательным домам" от 24 декабря 1797 г. (4 января 1798 г.)11.
В этот период рассматриваемый институт получил свое собственное наименование - "патронаж" (от фр. patronage - покровительство, попечительство). В отличие от первого периода срок пребывания детей в приемной семье был увеличен (для мальчиков до 17 лет, а для девочек до 15 лет) до достижения ребенком возраста брачной дееспособности. Тем самым институт приобрел статус самостоятельной формы устройства детей на воспитание в семью и перестал играть роль некоего дополнения к воспитанию ребенка в специализированном учреждении.
3. Третий период относится к временному отрезку с середины 60-х годов XIX в. и до 1918 г., когда институт патронажа был упразднен. Начало данного периода связывается с реформами 1860 - 1870 гг., в рамках которых реализация института патронажа была возложена на земские учреждения12.
В эти годы в отличие от предыдущего периода институт приемной семьи вышел за рамки "обеих столиц" и распространился практически во всех губернских и уездных центрах. Вместе с тем реформа, на наш взгляд, имела своим следствием и ряд недостатков, а именно: в стране перестал существовать единый централизованный орган, регулирующий вопросы, связанные с устройством детей в приемную семью (ранее эти функции выполнял Опекунский совет); различия в финансовых возможностях земств привели к тому, что заработная плата приемных родителей в каждой губернии различалась (порой весьма существенно); был сокращен срок пребывания ребенка в приемной семье (в разных губерниях от 8 до 13 лет), по истечении которого дети возвращались на воспитание в приют или другое учебное заведение; таким образом, приемная семья вновь стала рассматриваться как элемент воспитания ребенка в специализированном учреждении, что было, безусловно, "шагом назад".
4. Четвертый период (возрождение
приемной семьи под
Принципиальное значение указанных актов видится в том, что передаче на патронат теперь подлежали дети в возрасте от 5 мес. до 16 лет. Кроме того, институт приемной семьи впервые утратил свой узко "сословный" (крестьянский) характер, ибо право принимать детей на воспитание в семьи получили и городские жители.
Таким образом, приемная семья вновь стала рассматриваться как самостоятельная форма устройства ребенка.
5. Пятый, современный, период связывается с вступлением в силу Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве"15, когда на законодательном уровне приемная семья была фактически признана разновидностью опеки (попечительства) над ребенком (ст. 152 СК РФ16).
Таким образом, можно утверждать, что институт приемной семьи на протяжении столетий был и остается неотъемлемой частью российской системы защиты детства и достаточно эффективным правовым инструментом, обеспечивающим воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Эволюция данного института происходила под воздействием факторов как объективного (например, уровень детской беспризорности и безнадзорности), так и субъективного (например, господство тех или иных "педагогических" доктрин) характера. Однако наибольшей неравномерностью отличался не сам процесс развития данного института, а взгляды законодателя на самостоятельность данной формы устройства детей.
Приемная семья, с одной стороны, имеет все признаки семьи, т.к. это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, она предусмотрена семейным законодательством, а с другой стороны, имеет только ей присущие особенности. Они будут нами определены при исследовании субъектного состава, предмета, содержания договора о приемной семье. Следует отметить, что СК не содержит определения понятия "приемная семья". Однако в юридической литературе этот вопрос обсуждается. Так, по мнению М.В. Антокольской, "приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления"17. Признавая ее некоторое сходство с ними, мы полагаем, что она тем не менее существенно отличается от них, на чем мы ниже специально остановимся. Л.Ю. Михеева определяет "приемную семью как вид опеки". Р.А. Шукуровым приемная семья определяется как "форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являющаяся особым социальным институтом общества, основывающаяся на договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью на условиях, установленных законом и договором; наделенная законом определенным объемом правосубъектности; представляющая собой также способ совместного проживания лиц вне зависимости от регистрации брака приемными родителями, связанными общим бытом, досугом; формирующими свои отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи; имеющими взаимные права и обязанности"18. Е.Ю. Валявина также определяет приемную семью как форму воспитания детей19. О.В. Фетисова полагает, что приемная семья есть "форма устройства детей"20. С.Ю. Чашкова смешивает эти понятия, в одном случае называя приемную семью формой воспитания, а в другом случае - формой устройства21. В этой связи следует выяснить: какое же определение приемной семьи будет верным, правильно ли ее называть формой воспитания детей.
В обновленном семейном законодательстве нормативная дефиниция "приемная семья" приводится в п. 1 ст. 152 СК РФ, согласно которому "приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре"22.
Практически та же формулировка содержится и в п. 2 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", согласно которому "приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре"23.
Тот факт, что приемной семьей законодателем признается "опека или попечительство над ребенком или детьми", требует, в свою очередь, обращения к легальным дефинициям "опека" и "попечительство". Последние раскрываются законодателем в ст. 2 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"24, по смыслу которой: 1) опека - это форма устройства несовершеннолетних граждан, не достигших возраста 14 лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия; 2) попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ25.
Таким образом, обращение к действующему законодательству свидетельствует о том, что законодатель рассматривает приемную семью как разновидность опеки (попечительства), на что прямо указывает не только п. 1 ст. 152, но и ряд иных норм СК РФ. Так, в частности, п. 6 ст. 145 СК РФ гласит, что устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье. Таким образом, даже сам договор о приемной семье признается законодателем разновидностью договора об опеке и попечительстве.