Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:14, курсовая работа
Объект исследования – общественные отношения в государственной сфере.
Предмет исследования – форма (государственное устройство) государства, особенности формы современного российского государства.
Цель исследования состоит в анализе особенностей формы государства современной России.
Введение………………………………………………………………………3
1. Форма (устройства) государства: понятие, исторические трактовки и
современное содержание……………………………………………………..5
2. Форма правления в государстве. Виды монархической и
республиканской форм правления…………………………………………...9
3. Форма государственного (территориального) устройства: понятия и
виды…………………………………………………………………………..17
4. Межгосударственное образование: конфедерация и её современные
модификации………………………………………………………………...20
5. Форма государственно-политического режима: понятия, исторические
аспекты и критерии классификации………………………………………..24
6. Особенности формы государства в современной России……………...33
Заключение………………………………………………………………….38
Библиографический список………………
Cодержание
Введение…………………………………………………………
1. Форма (устройства) государства: понятие, исторические трактовки и
современное содержание……………………………………………………
2. Форма правления в государстве. Виды монархической и
республиканской форм правления…………………………………………...9
3. Форма государственного (территориального) устройства: понятия и
виды……………………………………………………………………
4. Межгосударственное образование: конфедерация и её современные
модификации…………………………………………………
5. Форма государственно-политического режима: понятия, исторические
аспекты и критерии классификации………………………………………..
6. Особенности формы государства в современной России……………...33
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………40
Введение
Для постижения такого сложного
социального института как
В настоящее время вопрос формы государства становится особенно актуальным для юридической науки в нашей стране. В обществе все чаще слышны заявления о формировании авторитарного государства в России, об усилении централизации власти и уменьшении роли местных властей. Поэтому рассмотрение вопроса формы государства, его всестороннее изучение и осмысление позволит сформировать наиболее достоверные выводы о процессах, происходящих в современном российском обществе.
Объект исследования – общественные отношения в государственной сфере.
Предмет исследования – форма (государственное устройство) государства, особенности формы современного российского государства.
Цель исследования состоит в анализе особенностей формы государства современной России.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть исторические
трактовки и современные
- проанализировать содержание структурных элементов формы государства;
- изучить современные модификации формы государства;
- выявить особенности формы государства современной России.
В данной работе использованы концепции трудов современных исследователей права, таких как В.Б. Бабаева, А.П. Бутенко, В.В. Лазарева, А.А. Мишина и других; статьи, опубликованные в периодической печати.
Методологическую основу исследования составляет диалектико-материалистический метод познания объективной действительности и основанные на нем общенаучные и частно-научные методы (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, логический, социологический, системно-структурный, сравнительно-правовой).
Структура работы. Исследование состоит из введения, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Понятие формы государства является одной из важнейших содержательных характеристик государствоведения.
Древние греки не случайно подчеркивали значение формы. Платон, например, отводил форме определяющую, активную роль1.
Сама идея государства неотделима от его формы, на что указывает этимология термина («эйдос», «идея», «морфэ»). «Forma dat esse rei» — «форма дает бытие вещи» — считали римские юристы. Аристотель, рассматривая форму государства как систему верховной власти в государстве, определял ее в зависимости от числа властвующих как монархию, аристократию или демократию. Эти формы государства рассматривались им как «правильные», каждая из которых могла легко искажаться и превращаться в соответствующую «неправильную» форму - тиранию, олигархию, охлократию2.
Традиционно в 60-70-х годах 20 века отечественная теория государства
и права выделяла две составляющие формы
государства: форму правления и форму
государственного устройства. В более
поздний период утвердилось мнение, согласно
которому в форме государства три основных,
взаимосвязанных блока: форма правления,
форма национально-государственного и
административно-
В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Подобно другим «парным» философским категориям, форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если последний позволяет установить принадлежность государственной власти, е« субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий и, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.
Форма государства обычно
рассматривается как
Понятие формы правления в литературе трактуется неоднозначно. Сторонники так называемой узкой трактовки понимают под формой правления, прежде всего, положение главы государства, хотя при данном подходе учитываются значение и статус других высших органов3. Ряд других ученых понимают под этой категорией образование, организацию и функционирование высшей (верховной, суверенной) власти в государстве4. Наиболее распространенным и, видимо, более точным является определение формы правления как образование и организация высших государственных органов, а также взаимосвязь последних с населением5.
Вторым элементом формы государства признается государственное устройство. В юридической литературе под государственным устройством принято понимать устройство территории государства, соотношение государства как целого с его составными частями, систему разделения государства на территориальные образования и систему взаимоотношений между центральной властью государства и территориальными образованиями6.
Политический режим - это система методов и средств осуществления политической власти7. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Виды политических режимов в литературе определяются по-разному, но если суммировать все точки зрения, то эти режимы принято подразделять на демократические и тоталитарные. Если обобщить основные черты политического режима демократических стран, то их можно выразить следующим образом: разделение властей, политический и идеологический плюрализм, выборность, сменяемость и подотчетность государственных органов народу, независимость суда, решение вопросов большинством голосов и т.д.
Разнообразие форм государства объясняется рядом причин. В качестве основных среди них можно выделить следующие:
- исторические традиции
развития национальных государс
- исторические особенности становления национальных государственностей;
- реальное соотношение социальных сил в стране;
- национальный состав населения страны;
- менталитет населения, выражающийся в "терпимости" по отношению к власти;
- зарубежный опыт;
- уровень жизни населения;
- степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;
- роль мирового сообщества.
Итак, в современном понимании форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах.
Во-первых, это определенный
порядок образования и
Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей.
В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.
Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, политического) режима. Указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим, политическая динамика. В ходе дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения отдававшие приоритет тем или иным отдельным аспектам синтетического понятия «форма государства». Так или иначе, на сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов: правления, государственного устройства и политического режима.
2. Форма правления
в государстве. Виды монархичес
республиканской форм правления
Форма государственного
правления - это элемент формы
государства, характеризующий организацию
верховной государственной
┌─────────────────────────────
│ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО │
│ ПРАВЛЕНИЯ │
└────────────────┬────────────
┌───────────────────┴─────────
│
┌────────┴────────┐
│ Монархии │ │ Республики │
└────────┬────────┘
│
┌──────┴──────┐
┌────┴─────┐ ┌─────┴──────┐
│абсолютная│ │ограниченная│
│ │ │ (конститу- │ │ ская │ │ │ │ ская │
└──────────┘ │ ционная) │ └───────────┘ └─────────┘ └───────────┘
└────────────┘
Рис. 1. Формы государственного правления
К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.
Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.
Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.
Признаки монархии:
1) власть передается по наследству;
2) осуществляется бессрочно;
3) не зависит от волеизъявления населения.
Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).