Характеристика опеки о попечительства как института
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:54, дипломная работа
Краткое описание
Целями работы являются: исследование правовой природы опеки и попечительства; определение отраслевой принадлежности института опеки и попечительства в системе права и в системе законодательства; выявление и обоснование специфики правоотношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними детьми; выявление существующих проблем в организации системы опеки и попечительства. Поставленные цели тесно связаны с решением следующих задач: - сформулировать и теоретически обосновать понятие опеки и попечительства над несовершеннолетними; - исследовать основания возникновения и прекращения опеки (попечительства) над несовершеннолетними; - проанализировать правоотношения по опеке и попечительству: между опекуном (попечителем) и ребенком, находящимся под опекой (попечительством); между опекуном (попечителем) и родителями ребенка, переданного под опеку (попечительство); между опекуном (попечителем) и органами опеки и попечительства и др.; - охарактеризовать правовое положение опекунов (попечителей) и правовое положение детей, находящихся под опекой (попечительством).
Содержание
Введение 3 Глава 1. Опека над несовершеннолетними как институт права 8 1.1 Понятие и сущность опеки над несовершеннолетними. 8 1.2 Основания установления и прекращения опеки. 13 1.3 Права детей, находящихся под опекой 21 1.4 Права и обязанности опекуна ребенка 25 Глава 2. Попечительство над несовершеннолетними как институт права законодательства 33 2.1 Понятие попечительства над несовершеннолетними 33 2.2 Основания установления и прекращения попечительства над несовершеннолетними 34 2.3 Права детей, находящихся под попечительством 40 2.4 Права и обязанности попечителя ребенка 43 Глава 3. Проблемы реализации практики установления опеки и попечительства над несовершеннолетними и пути их преодоления в РФ 50 3.1 Актуальные проблемы опеки и попечительства над несовершеннолетними в РФ 50 3.2 Перспективы и пути решения проблем в сфере опеки и попечительства в РФ 55 Заключение 60 Список использованных источников 65 Приложение 1 69 Приложение 2. 74
Глава 1. Опека над несовершеннолетними
как институт права 8
1.1 Понятие и сущность
опеки над несовершеннолетними.
8
1.2 Основания установления
и прекращения опеки. 13
1.3 Права детей, находящихся
под опекой 21
1.4 Права и обязанности
опекуна ребенка 25
Глава 2. Попечительство над
несовершеннолетними как институт права
законодательства 33
2.1 Понятие попечительства
над несовершеннолетними 33
2.2 Основания установления
и прекращения попечительства
над несовершеннолетними 34
2.3 Права детей, находящихся
под попечительством 40
2.4 Права и обязанности
попечителя ребенка 43
Глава 3. Проблемы реализации
практики установления опеки и попечительства
над несовершеннолетними и пути их преодоления
в РФ 50
3.1 Актуальные проблемы
опеки и попечительства над
несовершеннолетними в РФ 50
3.2 Перспективы и пути
решения проблем в сфере опеки
и попечительства в РФ 55
Заключение 60
Список использованных источников
65
Приложение1 69
Приложение 2. 74
Введение
В XX веке в России произошли
кардинальные изменения в социально-экономическом
строе. Отказ от идеологии социализма
повлек за собой изменение положения личности
в обществе. С одной стороны, человек стал
более свободным, но с другой – социальная
забота о личности значительно снизилась.
Одной из форм социальной заботы
о гражданах, особо нуждающихся в ней,
является установление опеки или попечительства.
Вопросы устройства детей, оставшихся
без попечения родителей, исторически
привлекали внимание государства и общественности.
За последние годы данная проблема приобрела
особую актуальность, проявлением которой
стало принятие Федерального закона от
24 апреля 2008г. №48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
Основной целью совершенствования традиционной
системы устройства детей, оставшихся
без попечения родителей, является обеспечение
и гармонизация интересов ребенка и лица,
взявшего его на воспитание.
Опека (попечительство), с одной
стороны, дает возможность устроить судьбу
ребенка в условиях, приближенных к проживанию
в семье, с другой – предоставляет возможность
устанавливать контроль за соблюдением
прав и интересов граждан.
Потребность в принятии закона
об опеке и попечительстве была обусловлена
необходимостью не только введения новых
правил правовой регламентации соответствующих
отношений, но и унификации в этой части
законодательных актов субъектов РФ. Внедрение
на уровне субъектов иных форм устройства
детей, оставшихся без попечения родителей,
породило противоречия в правовом регулировании
схожих форм воспитания детей либо наоборот,
формальное дублирование законов.
Принятие специального закона
позволило разрешить множество вопросов,
но многие новеллы и механизм их реализации
все же нуждаются в теоретическом осмыслении.
Применение различных форм воспитания
детей, оставшихся без попечения родителей,
создало условия для формирования самостоятельных
правоотношений между ребенком и лицами,
принявшими на себя обязательства по его
воспитанию. Наиболее похожей на опеку
и попечительство является приемная семья,
которая ранее действовавшим законодательством
признавалась отдельной формой воспитания
детей. На идентичность соответствующих
правоотношений неоднократно обращалось
внимание в науке семейного права.
Признание опеки и попечительства
в качестве основной формы устройства
детей, оставшихся без попечения родителей,
а приемной и патронатной семей – ее разновидностями
обусловило необходимость исследования
новых положений законодательства с целью
определения степени их эффективности.
Вопрос о правовой природе опеки
и попечительства периодически подвергается
исследованию в науке гражданского и семейного
права. При этом объектом внимания выступают
различные аспекты правовой регламентации
соответствующих отношений: правовое
положение опекуна (попечителя) и подопечных;
обеспечение имущественных прав и интересов
лиц, находящихся под опекой (попечительством);
порядок установления и прекращения правоотношений
по опеке (попечительству).
Дискуссионным остается до
сих пор вопрос непосредственно о правовой
природе названного института, а именно:
это гражданско-правовой, семейно-правовой
либо комплексный институт? Последнее
реформирование системы опеки и попечительства,
повлекшее за собой внесение изменений
и в гражданское, и в семейное законодательство,
обусловило множество новых вопросов
и только усилило актуальность предпринятого
исследования.
Обращение к правовой природе
опеки и попечительства на современном
этапе развития законодательства дает
основание для выводов об изменении вектора
в развитии данного правового института.
Длительное время опека и попечительство
как институт занимали самостоятельное
место и в гражданском, и в семейном законодательстве.
На наш взгляд, опека и попечительство
в большей степени основаны на семейно-правовых
связях, обусловливающих заботу о недееспособном
или несовершеннолетнем члене семьи. Однако
в результате проведенной реформы приоритет
получили гражданско-правовые признаки
данного института. Обратимся, например,
к содержанию ст. 3 Закона "Об опеке и
попечительстве": "1. Отношения, возникающие
в связи с установлением, осуществлением
и прекращением опеки и попечительства,
регулируются Гражданским кодексом Российской
Федерации... 2. Особенности установления,
осуществления и прекращения опеки и попечительства
над несовершеннолетними гражданами определяются
Семейным кодексом Российской Федерации...".
Таким образом, общие положения определяются
гражданским законодательством, а особенности
– семейным.
Следует отметить, что законодателем
впервые определены понятия опеки и попечительства,
введены в оборот новые институты – предварительная
опека (попечительство), договор об осуществлении
опеки (попечительства) и другие, которые,
соответственно, нуждаются в научном осмыслении
и обосновании их правовой природы.
Изложенные обстоятельства,
а также необходимость дальнейшего совершенствования
российского законодательства, регулирующего
формы устройства детей, оставшихся без
попечения родителей, определили актуальность
темы данного исследования, которая обусловлена
потребностью анализа механизма правового
регулирования защиты прав и законных
интересов несовершеннолетних, а также
выявлением особенностей функционирования
правовых институтов опеки и попечительства
в системе права с учетов закономерностей
их развития в современных условиях.
Целями работы являются: исследование
правовой природы опеки и попечительства;
определение отраслевой принадлежности
института опеки и попечительства в системе
права и в системе законодательства; выявление
и обоснование специфики правоотношений
по опеке и попечительству над несовершеннолетними
детьми; выявление существующих проблем
в организации системы опеки и попечительства.
Поставленные цели тесно связаны
с решением следующих задач:
- сформулировать и теоретически
обосновать понятие опеки и
попечительства над несовершеннолетними;
- исследовать основания
возникновения и прекращения
опеки (попечительства) над несовершеннолетними;
- проанализировать правоотношения
по опеке и попечительству: между
опекуном (попечителем) и ребенком,
находящимся под опекой (попечительством);
между опекуном (попечителем) и родителями
ребенка, переданного под опеку (попечительство);
между опекуном (попечителем) и органами
опеки и попечительства и др.;
- охарактеризовать правовое
положение опекунов (попечителей) и
правовое положение детей, находящихся
под опекой (попечительством).
Объектом исследования выступают
общественные отношения, возникающие
при установлении и осуществлении опеки
(попечительства) над несовершеннолетними
детьми.
Методологическую основу исследования
составили диалектический и историко-правовой
методы познания науки семейного и гражданского
права, семейного, гражданского, административного
законодательства, а также практики применения
опеки и попечительства как формы устройства
детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе исследования использовались
общенаучные (анализ, синтез, историко-правовой)
и частно-научные методы: сравнительно-правовой,
структурно-функциональный, формально-юридический
анализ.
Теоретическую базу настоящего
исследования составляют труды таких
ученых как: С.С. Алексеева, М.В. Антокольской,
Л.И. Беляевой, Ю.Ф. Беспалова, В.И. Бошко,
М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, В.В. Витрянского,
М.Ф. Владимирского, Е.М. Ворожейкина, З.И.
Ворониной, М.А. Галагузовой, О.А. Красавчикова,
Е.А. Крашенинникова, А.В. Малько, Г.К. Матвеева,
Н.И. Матузова, B.C. Мартемьянова, Д.И. Мейера,
Л.Ю. Михеевой, С.А. Муратовой, A.M. Нечаевой,
И.Б. Новицкого, А.И. Пергамент, Л.М. Пчелинцевой,
A.M. Рабец, В.А. Рясенцева, Г.М. Свердлова,
В.И. Синайского и др.
Дипломная работа состоит из
введения, трех глав, списка использованной
литературы.
Глава 1.
Опека над несовершеннолетними как институт
права
1.1 Понятие
и сущность опеки над несовершеннолетними.
Термин "опека" в настоящее
время в юридическом обиходе используется
в разных значениях. Под опекой иногда
понимают не только осуществление заботы
со стороны физического лица, но и пребывание
несовершеннолетнего или недееспособного
гражданина в специальном медицинском
или социальном учреждении.
В соответствии с новейшей редакцией
ст.35 ГК РФ от 1 марта 2013 года "Опекун
или попечитель назначается органом опеки
и попечительства по месту жительства
лица, нуждающегося в опеке или попечительстве,
в течение месяца с момента, когда указанным
органам стало известно о необходимости
установления опеки или попечительства
над гражданином. При наличии заслуживающих
внимания обстоятельств опекун или попечитель
может быть назначен органом опеки и попечительства
по месту жительства опекуна (попечителя).
Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве,
в течение месяца не назначен опекун или
попечитель, исполнение обязанностей
опекуна или попечителя временно возлагается
на орган опеки и попечительства.
Назначение опекуна или попечителя
может быть оспорено в суде заинтересованными
лицами.
2. Опекунами и попечителями
могут назначаться только совершеннолетние
дееспособные граждане. Не могут
быть назначены опекунами и
попечителями граждане, лишенные
родительских прав, а также граждане,
имеющие на момент установления опеки
или попечительства судимость за умышленное
преступление против жизни или здоровья
граждан.
3. Опекун или попечитель
может быть назначен только
с его согласия. При этом должны
учитываться его нравственные
и иные личные качества, способность
к выполнению обязанностей опекуна
или попечителя, отношения, существующие
между ним и лицом, нуждающимся
в опеке или попечительстве, а
если это возможно – и желание
подопечного.
4. Недееспособным или
не полностью дееспособным гражданам,
помещенным под надзор в образовательные
организации, медицинские организации,
организации, оказывающие социальные
услуги, или иные организации, в
том числе в организации для
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, опекуны
или попечители не назначаются.
Исполнение обязанностей опекунов
или попечителей возлагается
на указанные организации".
Кроме того, в правоприменительной
практике опекой принято называть соответствующие
органы местного самоуправления, упомянутые
в ст. 34 ГК РФ.
Согласно ст.2 Федерального
закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке
и попечительстве" (далее Закон об опеке)
опека – это форма устройства малолетних
граждан (не достигших возраста четырнадцати
лет несовершеннолетних граждан) и признанных
судом недееспособными граждан, при которой
назначенные органом опеки и попечительства
граждане (опекуны) являются законными
представителями подопечных и совершают
от их имени и в их интересах все юридически
значимые действия.
Согласно ст. 123 СК РФ (ст. 2 Закона
об опеке) опека над несовершеннолетними
выступает одной из форм устройства детей,
оставшихся без попечения родителей. Сущность
опеки над несовершеннолетними вытекает
из ее целей, которыми являются: 1) защита
прав и интересов недееспособных или не
полностью дееспособных граждан, 2) их
воспитание (ст. 31 ГК). Статьей 145 СК РФ эти
цели дополнены 3) содержанием и 4) образованием
подопечных.
Согласно Современному экономическому
словарю опека – это форма охраны государством
личных и имущественных прав и интересов
недееспособных граждан, лишившихся попечения
со стороны родных и близких людей; устанавливается
решением уполномоченного органа. Органы
опеки и попечительства – органы исполнительной
власти, предназначенные для защиты прав
детей на подведомственной территории,
относится к местными органами самоуправления.