Архивный фонд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 18:50, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы: анализ значимости принципов, критериев и методов оценки документов для формирования Архивного Фонда РФ.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Сделать теоретический анализ Архивного фонда РФ.
Изучить принципы, критерии и методы оценки документов при формировании Архивного фонда РФ

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Архивный фонд Российской Федерации……………5
1.1. Общие понятия об Архивном фонде РФ и архивах………………………..5
1.2. Состав и структура Архивного фонда РФ…………………………………..7
ГЛАВА 2. Общие критерии формирования Архивного фонда РФ………….......................................................................12
Принципы формирования Архивного фонда РФ………………………...12
Критерии, методы оценки документов Архивного фонда РФ…………..14
Заключение………………………………………………………………..…22
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..……………24

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсовая).docx

— 54.45 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. Архивный фонд Российской Федерации……………5

1.1. Общие понятия об Архивном фонде РФ и архивах………………………..5

1.2. Состав и структура Архивного фонда РФ…………………………………..7

ГЛАВА 2. Общие критерии формирования Архивного фонда РФ………….......................................................................12

    1. Принципы формирования Архивного фонда РФ………………………...12
    2. Критерии, методы оценки документов Архивного фонда РФ…………..14

Заключение………………………………………………………………..…22

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..……………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Архивный фонд Российской Федерации — это исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое, культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации. 

Курсовая работа посвящена такой теме как: «Формирование Архивного фонда Российской Федерации в современных условиях: принципы, критерии, методы оценки документов».

Формирование Архивного фонда — это ряд организационных, методических и практических мероприятий по работе с документами, начиная от организации их в делопроизводстве учреждений до передачи  на постоянное хранение в государственный архив.

Актуальность курсовой работы состоит в том, что изучение формирования Архивного фонда позволяет проследить: формирование «архивного наследия», процесс накопления исторических источников (документов) по истории народов и государств, а так же определить оптимальный состав документов Архивного фонда Российской Федерации.

Формируется Архивный фонд Российской Федерации за счет экспертизы ценности документов.

Экспертиза ценности документов понимается как – отбор документов на государственное хранение или установление сроков их хранения на основе принятых критериев. В ее ходе определяется ценность документов, устанавливаются сроки их хранения, происходит отбор утративших свое значение документов.

В современной российской системе существуют противоречия между: «ценно» или «не ценно», то есть подлежит или не подлежит документ формированию в Архивный фонд Российской Федерации.

На основании этих противоречий была выделена проблема: невозможно  организовать процесс формирования документов в Архивный фонд без знания принципов, критериев и методов оценки документов.

Объект курсовой работы: Архивный фонд РФ.

Предмет: Формирование Архивного фонда РФ.

Целью курсовой работы: анализ значимости принципов, критериев и методов оценки документов для формирования Архивного Фонда РФ.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  1. Сделать теоретический анализ Архивного фонда РФ.
  2. Изучить принципы, критерии и методы оценки документов при формировании Архивного фонда РФ.

Теоретической основой работы послужили  исследования или концепции таких ученых как: Жукова М.П. «Формирование Архивного фонда РФ экспертиза ценности документов комплектование архивов (основные проблемы)»;  Банасюкевич В.Д. « Формирование Архивного фонда Российской Федерации».

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы позволяют чётко увидеть взаимосвязь принципов, критериев и методов оценки документов, влияющих на формирование, а так же позволяют восполнить пробел в изучении Архивного фонда в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Архивный фонд Российской Федерации.

 

    1. Общие понятия об Архивном фонде РФ и архивах.

В статье 3 Федерального закона от N125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" дается следующее определение: "Архивный фонд Российской Федерации - исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению".

Под архивным фондом понимается совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой.

 Архив - это совокупность архивных документов, а также архивное учреждение или структурное подразделение учреждения, организации или предприятия, осуществляющее прием и хранение архивных документов в интересах пользователей.

Архивным делом является деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.

 Архивный документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителей и информации для граждан, общества и государства.

Законодательство об Архивном фонде РФ и архивов опирается на соответствующие законы республик в составе РФ, иных правовых актов РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей и округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Законодательные и иные правовые акты, касающиеся вопросов, связанных с архивным фондом РФ и архивами, должны соответствовать законодательству РФ. В случае расхождений между законодательством РФ и указанными актами действует законодательство РФ.

К исключительному ведению РФ в лице ее органов государственной власти относятся:

1) разработка и проведение  единой государственной политики  в области архивного дела;

2) установление единых  правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов  Архивного фонда Российской Федерации  и других архивных документов  и контроль за соблюдением указанных правил;

3) хранение, комплектование, учет и использование архивных  документов и архивных фондов:

а) федеральных государственных архивов, федеральных музеев и библиотек;

б) федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, в том числе органов прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации (Банка России);

в) государственных внебюджетных фондов;

г) государственных академий наук и организаций государственных академий наук;

д) федеральных государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и федеральных государственных учреждений, в том числе расположенных за пределами Российской Федерации;

4) решение вопросов о  передаче архивных документов, находящихся  в федеральной собственности, в  собственность субъектов Российской  Федерации и (или) муниципальных  образований;

5) решение вопросов о  временном вывозе документов  Архивного фонда Российской Федерации  за пределы Российской Федерации. 

К полномочиям субъекта Российской Федерации в области архивного дела относятся:

1) проведение государственной  политики в области архивного  дела на территории субъекта  Российской Федерации;

2) хранение, комплектование, учет и использование архивных  документов и архивных фондов:

а) государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации;

б) органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации;

в) государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (далее - организации субъекта Российской Федерации);

3) решение вопросов о  передаче архивных документов, находящихся  в собственности субъекта Российской  Федерации, в собственность Российской  Федерации, иных субъектов Российской  Федерации и (или) муниципальных  образований.

Таким образом, закон "Об архивном деле в Российской Федерации" определяет общие понятия об Архивном фонде РФ и архивах, которые необходимо знать и учитывать при формировании Архивного фонда Российской Федерации.

 

 

    1. Состав и структура Архивного фонда РФ

В состав Архивного фонда Российской Федерации (АФ РФ) входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото -, видео документы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.

Характеристика состава документов АФ РФ:

1) группы документов, образовавшихся  в деятельности учреждений, организаций, предприятий, существующих и существовавших  на территории, входившей в состав  СССР, — высших, центральных и  местных органов государственной  власти и государственного управления, суда, арбитража, прокуратуры; воинских  учреждений, частей, учебных заведений  и других организаций армии, флота, пограничных и внутренних войск; учреждений, организаций и предприятий  промышленности, сельского хозяйства  и других отраслей экономики; науки и культуры: профессиональных союзов, творческих, кооперативных и других общественных организаций; учреждений религиозного культа за период до отделения церкви от государства;

2) документы отечественных  учреждений, организаций и предприятий, находящихся или находившихся  за границей;

3) национализированные Советским  государством документы частных, сословных и других корпоративных  архивов;

4) документы личного происхождения, поступившие в собственность  государства (частные архивы и  документальные коллекции советских  и дореволюционных государственных, общественных деятелей, ученых, деятелей  культуры, искусства, новаторов и  передовиков производства, коллекционеров, переданные в государственные архивы по актам дарения, завещаниям или на другом законном основании);

5) поступившие в собственность  государства, в том числе из-за  рубежа, документальные памятники  истории и культуры (летописи, рукописные  книги, рисунки и т.п.).

Включение документов, находящихся в частной собственности, в состав Архивного фонда Российской Федерации осуществляется на основании экспертизы ценности документов и оформляется договором между собственником или владельцем архивных документов и государственным или муниципальным архивом (органом местного самоуправления муниципального района, городского округа), музеем, библиотекой либо организацией Российской академии наук. В данном договоре указываются обязанности собственника или владельца архивных документов по хранению, учету и использованию документов Архивного фонда Российской Федерации.

К федеральной собственности относятся архивные документы:

1) хранящиеся в федеральных  государственных архивах, федеральных музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договора хранения без передачи их в собственность);

2) федеральных органов  государственной власти, иных государственных  органов Российской Федерации, в  том числе органов прокуратуры  Российской Федерации, Центральной  избирательной комиссии Российской  Федерации, Счетной палаты Российской  Федерации, Центрального банка Российской  Федерации (Банка России);

3) бывших неприятельских  государств, перемещенные в Союз  ССР в результате Второй мировой  войны и находящиеся на территории  Российской Федерации, если иное  не предусмотрено законодательством  Российской Федерации о перемещенных  культурных ценностях;

4) отнесенные к федеральной  собственности федеральными законами.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся архивные документы:

Информация о работе Архивный фонд Российской Федерации