Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:32, курсовая работа
Роль архивных документов в деятельности государства трудно переоценить. Само их сохранение является символом государственности, не говоря уже об их чисто информационной значимости для подпитки или обоснования тех или иных государственно-значимых инициатив.
История архивного дела России насчитывает уже не одно столе-тие. И за такой длительный период развития архивному делу пришлось пережить как взлеты, так и падения. Несомненно, очень тяжелыми, сво-дящими почти на нет всё достигнутое ранее, были периоды массового уничтожения документов «за ненадобностью», в результате чего бес-следно исчезали многие ценные исторические памятники. Ученые-историки и архивисты, обеспокоенные тем, что погибают документы большого научного значения, «били тревогу», убеждали общественность в том, что без прошлого нет будущего. И, по прошествии какого-то времени, государство начинало кампанию по спасению еще уцелевших уникальных документов.
С началом петровских преобразований уже в первой четверти XVIII века собирание и хранение старинных книг, документов, архивных дел становится систематизированной деятельностью, регламентированной специальными государственными указами. По распоряжению Петра все древние рукописи, редкие книги и документы, необходимо было перепи-сать и собрать воедино. Как же на самом деле складывалось архивное дело в указанный период, по каким законом развивалось, и какое значе-ние для архивного дела в России имел 18 век. На эти вопросы мы и по-стараемся ответить в настоящей работе.
ВВЕДЕНИЕ 5
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 7
2.1. Развитие делопроизводства в XIX в. 7
2.2. Рационализация делопроизводства в XX в. 13
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПРИЛОЖЕНИЯ 24
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 7
2.1. Развитие делопроизводства в XIX в. 7
2.2. Рационализация делопроизводства в XX в. 13
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПРИЛОЖЕНИЯ 24
Необходимость создания документов возникла
одновременно с появлением письменности.
Более того, считают, что именно потребность
в создании различных документов
(соглашений, договоров и т.п.) и
повлекла за собой появление письменности
как способа изложения
Создание зафиксированных на бумаге
законов и правил было также главным
требованием средневековых
С развитием письменности документы стали способом общения и передачи информации.
Опыт, практика показывают, что правильно организованное делопроизводство предоставляет возможность получения реальной картины деятельности любой организации, способствует более эффективному ее управлению. Данное утверждение в настоящее время характеризуется рядом существенных особенностей. К наиболее важным из них относятся происходящие в последние десятилетия революционные изменения в области средств общения между людьми и внедрение в производство новых информационных технологий. В связи с этим многократно возросший объем информации в целях анализа и сохранения для последующего использования требует своего документирования.
В управленческой деятельности документ выступает и как предмет труда, и как его результат. Поэтому эффективная деятельность аппарата управления неразрывно связана с правильной организацией работы с документами. Практически ни одна функция управления, связанная с источниками информации, подготовкой и принятием решений, не обходится без документирования - процесса разработки и оформления документов. В частности, переписка в объеме деловой документации организаций занимает до 80%.
С документированием связана деятельность всех работников аппарата управления - от исполнителей до руководителей всех уровней. С каждым деловым документом в аппарате управления проводится трудоемкая работа по составлению, перепечатке, считке, учету (регистрации), хранению, поиску, переработке содержащейся информации (различные виды вычислений и т. п.). Кроме того, при необходимости производятся копирование документов, их транспортировка как внутри организации, так и вне ее.
Но таким как сейчас делопроизводство было не всегда, оно прошло несколько этапов становления и рационализации. В данной курсовой работе рассмотрен этап развития документационного обеспечения управления в XIX – начале XX вв.
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей рационализации делопроизводства в России на протяжении XIX – начало XX вв. на основе изучения и анализа методической литературы и законодательных актов по теме исследования.
Для достижения цели необходимо рассмотреть сущность и специфику реорганизации делопроизводства в учреждениях России на рубеже конца XIX начало XX вв. На основании теоретического анализа темы курсовой работы, систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.
Выбранная мною тема актуальна и
по сей день, так как изучение
обширного комплекса
Делопроизводство (документационное обеспечение управления) - отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.
Часть делопроизводства, непосредственно
связанная с созданием
Ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами в структурных подразделениях возлагается на руководителя организации или предприятия.
Деятельность организации или предприятия обеспечивается системой взаимоувязанной управленческой документации. Ее состав определяется компетенцией, порядком разрешения вопросов, объемом и характером взаимосвязей данной организации с вышестоящими организациями, с органами законодательной и исполнительной власти, с подчиненными и сторонними организациями, с физическими лицами.
Непосредственное ведение
делопроизводства осуществляется должностными
лицами, на которых возложена
Состав организационно-
Общие требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами установлены ГОСТом Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации.
Требования к оформлению документов».
Подержание вида деятельности, которая традиционно именуется делопроизводством, может быть представлено тремя составляющими:
Такое понимание делопроизводства сложилось не сразу, оно формировалось длительное время, без преувеличения на протяжении веков.
Становление российского делопроизводства от стихийного зарождения деловой переписки до появления той или системы работы с документами историки, ученые - документоведы тесно увязывают с преобразованиями в области государственного устройства, реформирования аппарата управления страной, отраслями деятельности людей, нуждающихся в документировании результатов своей работы.
Развиваясь, российское делопроизводство в своем становлении прошло три периода, каждый из которых в свою очередь может быть подразделен на отдельные этапы:
В начале XIX в. (1801-1811гг.) вследствие ослабления высшего и центрального аппаратов управления государством
Александр I проводит реформы, существенным моментом которых была замена коллегий на министерства. Министерское управление как более гибкое и оперативное законодательно было закреплено Манифестом от 25 июня 1811 г. «Общее учреждение министерств».
С введением министерств
коллегиальная процедура
Аппарат управления министерства согласно Манифесту состоял из департаментов, которые делились на отделения, а отделения - на столы. В каждом департаменте действовал совещательный орган, включавший директора и начальников отделений, и называемый общим присутствием. Министры назначались самим императором и были ответственны только перед ним. При министре действовала канцелярия министра, в каждом департаменте - канцелярия департамента. Канцелярии департаментов возглавлялись правителем канцелярии и имели штат чиновников - журналиста, экзекутора, казначея, писцов и др., их должностной и количественный состав зависел от объема и содержания дел. Например, если в ведении департаментов находились финансовые средства, в состав канцелярии включались счетные отделения или столы с соответствующим штатом служащих. Представление об организационной структуре министерств дает приложение 1.
Канцелярия министра, в которой было сосредоточено «письмоводство» министерства, управлялась директором, делилась подобно департаментам на отделения и столы.
Министерское делопроизводство
характеризуется расширением
«Общим учреждением
систему делопроизводства министерств: от создания документов и до их архивного хранения. Особое место уделено порядку «сношений» (переписке) министерств с другими учреждениями.
Следует отметить, что само понятие делопроизводства (этот термин появился во второй половине XVIII в.) обозначало деятельность, которой занималась не только и не столько канцелярия, сколько весь аппарат учреждения в целом. Термин «делопроизводство» происходит от сочетания слов «производство дела», а под «делом» в то время понималась не папка с документами, как в современном делопроизводственном значении этого слова, а рассматриваемый и решаемый вопрос: производство дела - это не что иное, как решение дела. Поскольку всякое решение предполагало его письменную фиксацию на всех стадиях, то, естественно, делопроизводство понималось и как «правила, коими канцелярия руководствуется в составлении докладных записок, журналов, определений и актов вообще, и исполнительных бумаг».
Манифест был подготовлен выдающимся государственным деятелем XIX в., советником Александра I, зачинателем многих либеральных преобразований в России того времени - М.М. Сперанским.
При подготовке текстов документов М.М. Сперанский рекомендовал придерживаться строгих языковых правил. Рекомендации М.М. Сперанского по формированию канцелярского стиля речи внесли большой вклад в то, что в наше время называют унификацией служебной переписки.
В целом организация работы с документами в рамках министерского делопроизводства представляла собой четкую систему движения документов (на современном языке - документооборот), включая и архивное хранение. Особое внимание в министерском делопроизводстве уделялось контролю исполнения (ревизии) документов. Контроль исполнения проводился по следующим показателям:
«1) В порядке ли дела содержатся.
2) Верно ли составляются им заглавия.
3) Нет ли медленности в делопроизводстве.
4) Не задерживается ли окончание дела требованием таких справок, в которых нет существенной надобности».
Важным событием в развитии делопроизводства, связанным с Манифестом 1811 г., следует считать появление бланков документов. Были предусмотрены четыре формы бланков с угловым расположением постоянных реквизитов (информационных элементов документа, наносимых на бланк при его изготовлении), ставших обязательными при оформлении служебной переписки.
Бланки печатались типографским способом или писались от руки. В состав реквизитов бланка включается наименование учреждения, наименования структурных подразделений, отражающие место подразделения - автора в структуре учреждения (департамент, отделение, стол).