Доверительные операции коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 00:06, реферат

Краткое описание

Трастовые (или доверительные) операции объединяют целую группу разнообразных операций, связанных с особыми доверительными отношениями (отсюда их название), складывающимися между банками и его клиентами.
Содержание доверительных операций может быть весьма различным.
Они могут ограничиваться совершением уполномоченным лицом одной или нескольких сделок, прямо указанных клиентом по его поручению и за его счет. В определенных случаях доверительные операции включают в себя целую серию разнообразных действий юридического и фактического характера, совершаемых уполномоченным лицом в отношении имущества своего клиента. Выбор конкретных действий зависит обычно исключительно от усмотрения уполномоченного лица, которое чаще всего является профессионалом в этой области деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат деньги,кредит,банки..docx

— 31.14 Кб (Скачать файл)

 

Доверительные операции коммерческих банков.

Трастовые  (или  доверительные) операции объединяют целую группу  разнообразных    операций,   связанных   с    особыми доверительными отношениями (отсюда их название), складывающимися между банками и его клиентами.

Содержание   доверительных  операций  может быть весьма различным.

Они  могут   ограничиваться  совершением уполномоченным лицом  одной или нескольких   сделок, прямо указанных клиентом по его  поручению и за его счет.  В  определенных   случаях доверительные  операции включают в себя целую   серию   разнообразных   действий  юридического  и   фактического характера,  совершаемых   уполномоченным  лицом в отношении имущества своего клиента. Выбор конкретных действий зависит обычно исключительно от   усмотрения  уполномоченного лица,   которое чаще  всего является профессионалом в этой области деятельности. Его свобода ограничивается только  требованием закона действовать в интересах своего клиента (или третьего  лица  по  указанию  клиента)   и в соответствии  с целями, определенными договором.

Сообразно    своему   содержанию   все    доверительные   операции, существующие  в  настоящее время, в зарубежной практике, можно условно  разделить   на  две  группы:  1)  операции,  не связанные с  управлением имуществом клиента; 2) операции, связанные с управлением  им.

Под управлением чужим имуществом, на мой взгляд, следует понимать инициативную  самостоятельную   деятельность управляющего, направленную на сохранение и приумножение объекта  управления, а в отдельных случаях - на уменьшение или предотвращение убытков, которые могут быть вызваны  любыми обстоятельствами. Эта деятельность может заключаться не столько  в   совершении  действий, так  сказать, "охранного" характера, сколько  в ведении  дел  своего   клиента.  Она может быть направлена не только на приобретение   и   приращение    имущества,   но   и  на   осуществление определенных разумных расходов по его поддержанию в  удовлетворительном состоянии  и   эксплуатации, выплату налогов, долгов, найм работников и т.п.  Эта деятельность  не всегда носит предпринимательский характер, так   как довольно часто не направлена на извлечение прибыли (например, управление домом, являющимся частью наследственной массы).

К   доверительным  операциям  первой   группы  следует  отнести  ряд сделок   посреднического  характера. Применительно к коммерческим банкам они,  как правило, ограничиваются брокерской деятельностью на денежных и фондовых рынках и осуществляются на основании договоров с клиентами, которыми    могут   быть   как  физические,   так  и  юридические  лица.

Доверительные    операции   второго   вида,    связанные  с  управлением имуществом клиента, касаются главным образом управления наследственным имуществом, частными, пенсионными и другими фондами, портфелями ценных бумаг, делами корпораций при их реорганизации и банкротстве .

Трастовую    деятельность  коммерческих  банков,   на  мой  взгляд, следует  отличать   от  деятельности по ведению трастсчетов . В этих случаях банки не  занимаются   деятельностью по управлению имуществом своих клиентов и не являются их доверенными лицами. В их задачу входит ведение   трастсчетов,  на  которые зачисляются переданные в управление средства.    Распорядителями   таких счетов   являются  другие  лица  - управляющие,   а не  сам банк. Помимо ведения траст-счетов банки могут предоставлять управляющим   кредиты, необходимые для финансирования их деятельности.   И   хотя   на    банки   возлагается    выполнение  ряда дополнительных     обязанностей    (например,     проверка    полномочий управляющих),   такие   операции    нельзя   назвать   в    чистом  виде доверительными   (трастовыми).    Они почти ничем не   отличаются  от традиционных  банковских операций по ведению счетов и выдаче кредитов; разница лишь в том, что эти услуги предоставляются не непосредственным собственникам средств и имущества, а их представителям. Различие, как видим, несущественное.

В  Российской   Федерации  упоминание  о  трасте содержится в ряде нормативных актов. Следует отметить некоторую путаницу в понятиях, употребляемых    в     законодательстве   и    специальной   литературе.

Доверительное    управление  иногда  именуется   трастом,  доверительной собственностью,   коммерческим  управлением  и  т.п. Встречаются разные термины, применяемые  к выгодоприобретателю по договору о доверительном управлении: бенефициар и бенефициарий.

В соответствии со ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности (в   дальнейшем  -  Закон) трастовые  операции могут совершаться банками  только  на   основании  специальной  лицензии. Закон не дает определения  доверительных операций. Однако следует  предположить, что в это понятие  не   включается брокерская деятельность банков на денежных и финансовых рынках.   Это   подтверждается  тем,  что  брокерские   операции  банков рассматриваются  той   же  ст.  5  Закона  в  качестве   самостоятельной банковской  операции. Такой же вывод подтверждается абзацем  третьим п.

1   проекта    Методических   указаний   по    проведению  доверительных (трастовых)   операций  коммерческими  банками на  территории Российской Федерации,  где   сказано:  "Выделение   указанных   действий в отдельную  банковскую  операцию   имеет   смысл, если в основе такой  операции лежит договор  или   иное  основание,   предусмотренное   законом,  отличное от договоров   комиссии  или  поручения.   В  противном  случае  указанные  действия   практически   полностью   подпадают  под  совершение  банком брокерских  операций".  Указ   Президента  РФ о трасте  является, на мой взгляд,   не   совсем   удачной    попыткой   перенести   в   российское  законодательство     конструкцию    англо-американского     траста,    в соответствии с которым имущество учредителя траста должно передаваться управляющему  в доверительную собственность. В дальнейшем речь идет об управлении этим имуществом в интересах третьего лица - бенефициария.

Таким    образом,   в   российской    практике  и  законодательстве распространено  "узкое"  понятие   доверительных  операций, в которое не включаются  трастовые  операции  первого   вида.  Это  не соответствует мировому   опыту,  и прежде всего практике швейцарских банков. Остается пожелать, чтобы законодатель пересмотрел  свою позицию и в наше законо-дательство было введено "широкое" понятие доверительных операций.

Доверительные     операции    российских     коммерческих    банков регулируются  в  настоящее  время   главным оброазом двумя нормативными актами.   Во-первых,  п.  "л"  ст.  5   Закона  о банках  и банковской деятельности,  где доверительные операции определены как привлечение и размещение   средств,  а также управление ценными бумагами по поручению клиентов.  Закон не содержит специального правового регулирования этих сделок.  Поэтому к правоотношениям,   возникающим между банками и их клиентурой     в   результате   заключения    договоров   о   совершении доверительных операций,  следует   применять общие нормы гражданского права. Во-вторых, это Указ Президента РФ о трасте. В соответствии с п.  21  Указа его   действие  распространяется  только   на правоотношения, возникающие при   передаче  в траст пакетов акций акционерных обществ, созданных при приватизации государственных предприятий, закрепленных в федеральной собственности.  На  мой   взгляд,  норма п.  21  Указа не запрещает совершение  доверительных   операций коммерческими банками в других   формах  и не  регулирует  их.   Это было бы невозможно хотя бы потому, что законодательство не содержит полного и точного определения доверительных (трастовых) операций. Невозможно запретить то, что четко не   определено.  Кроме того, ст. 5 Закона рассматривает доверительные (трастовые)   операции в качестве одной из банковских операций, которую можно осуществлять   только  на  основании лицензии Банка России. Указ Президента   РФ  о трасте,   как известно,  не  требует   специального лицензирования   деятельности  управляющего.  Поэтому   следует сделать вывод,  что Указ   о трасте устанавливает особый, специальный правовой режим доверительных (трастовых) операций, распространяющийся только на одну   их  разновидность -  передачу  в   траст акций приватизированных предприятий,    которые находятся в федеральной   собственности.  Все остальные   доверительные операции  могут осуществляться вне правового режима,   устанавливаемого  Указом,  причем   права и обязанности сторон правоотношения определяются договором.

Таким      образом,    согласно     российскому     законодательству доверительные   операции коммерческих банков можно  условно подразделить на  два  вида: доверительные операции, связанные  с управлением пакетами акций   приватизированных  предприятий,  и   доверительные  операции, не связанные  с   управлением  ими.  Рассмотрим   подробнее  каждую из этих разновидностей.

Доверительные   операции,  не  связанные  с управлением портфелями акций    приватизированных   предприятий,    находящихся  в  федеральной собственности  Рассматриваемые  операции   российских  коммерческих банков только начинают  развиваться.  В соответствии с п. "л" ст. 5 Закона предметом доверительных операций коммерческих банков может быть только следующее имущество:  деньги,  в  том числе иностранная валюта, и ценные бумаги, переданные  в  управление  или   приобретенные  в  процессе управления.   Управление иностранной валютой может осуществляться лишь теми банками, которые   имеют  валютные лицензии. Такие доверительные операции только начали появляться в практике российских коммерческих банков. Например, банк "Российский кредит" оказывает трастовые услуги юридическим лицам.

Минимальная   сумма,  принимаемая  банком в доверительное управление, - 100  миллионов   рублей  или  10  тысяч  долларов США. Минимальный  срок размещения  -  восемь   дней.  Коммерческий  банк  "Российский   кредит" создает  для  клиента  инвестиционный портфель, состоящий  из вложений в ценные    бумаги,    "твердые"    и   "мягкие"   валюты.    Вложения   в  неконвертируемые    валюты   считаются   одними   из  самых  прибыльных, поскольку банк   считается лидером на этом рынке. Банк также размещает средства  клиентов  и на   межбанковском валютном рынке, но только на более   длительные   сроки.   Поскольку эффективность самых   коротких операций   в   последнее   время снижается,  средства  клиентов   будут размещаться также и в зарубежные ценные бумаги. Банк предоставляет по просьбе   клиента полный  отчет о движении его средств, а также готов воплотить   в    жизнь   оригинальные  схемы   размещения,  предлагаемые клиентами .

В  связи с приведенным примером возникает вопрос, какое конкретно  имущество   является    предметом   доверительного    управления,   если первоначально    клиент  обязан  передать  банку-управляющему   денежные средства  в  рублях,  а   фактически банк должен управлять  имуществом в другой  форме (например, ценными бумагами или валютой), приобретенными на  эти  средства.   На  мой  взгляд,  ответ  на этот вопрос зависит  от результатов  анализа   содержания  такого  договора. Если в нем в общей форме  сказано,  что банк должен приобрести на переданные ему денежные средства    любые  ценные  бумаги  или   иностранную  валюту,  или  иное имущество,  совершать  с  ними   действия по управлению, руководствуясь только  собственным усмотрением, а по окончании срока договора вернуть клиенту   денежные  средства  в  рублях,  то следует сделать вывод, что предметом  такого   доверительного  управления  являются именно деньги.

Условие   договора  о  приобретении  банком   ценных  бумаг  или  валюты является   только  уточнением  возможных  путей   инвестирования средств клиента.  Если   же  в  договор  включено условие о приобретении банком ценных  бумаг   конкретного  эмитента  в   определенном  количестве,  за определенную  цену, управлении ими в течение срока договора и возврате клиенту    приобретенного   имущества,   то    предметом  доверительного управления   являются ценные бумаги. Предмет такого договора состоит из двух   частей:   во-первых,    выполнение  брокерской   деятельности  по приобретению  точно   определенных  в  договоре ценных бумаг; вовторых, управление  этими ценными   бумагами. Если даже в таком договоре будет предусмотрена  обязанность  банка   продать по окончании срока договора такие   ценные  бумаги  и  передать   клиенту  только денежные средства, вырученные  от  их продажи, сделанный ранее вывод не изменится. Просто предмет такого   договора  осложнится еще одним элементом: выполнением брокерской  операции  по   продаже ценных бумаг клиента. Следовательно , ответ   на   поставленный   вопрос   зависит от  степени конкретности   обозначения   в   договоре    того   имущества,  которое   должно  будет приобретаться банком в процессе исполнения такого договора.

Доверительные операции, связанные  с управлением портфелями акций  приватизированных предприятий, находящихся  в федеральной собственности.

В    соответствии   с   п.   21   Указа  о  трасте  передача  акций   приватизированных   предприятий  в   доверительное  управление  (траст) должна   осуществляться   в  рамках   единой  государственной  политики приватизации,  изложенной в Государственной программе  приватизации (п.  2  ст. 4 Закона РФ от 3 июля 1991 года "О приватизации государственных и муниципальных  предприятий в Российской Федерации" [5]).

Пунктами  2   и  3  Указа  о  трасте установлено, что отношения  по доверительному    управлению   пакетом  акций   возникают  на  основании соответствующего  договора.  Типовая   форма такого договора утверждена распоряжением  Госкомимущества  России  от 15 февраля 1994 года № 343.

Согласно   договору учредитель траста передает пакет акций, находящихся  у   него   на   праве  собственности,  доверительному   собственнику  на определенный   срок,    а  этот  последний  обязан   осуществлять  право  собственности    на   данное   имущество    исключительно   в  интересах бенефициария в соответствии с Указом о трасте, договором об учреждении траста, а также законодательством  Российской Федерации.

Информация о работе Доверительные операции коммерческих банков