Содержание
Введение
Банки составляют неотъемлемую
черту современного денежного хозяйства,
их деятельность тесно связана с потребностями
воспроизводства. Находясь в центре экономической
жизни, обслуживая интересы производителей,
банки опосредуют связи между промышленностью
и торговлей, сельским хозяйством и населением
[1]. Банки - это атрибут не отдельно взятого
экономического региона или какой-либо
одной страны, сфера их деятельности не
имеет не географических, ни национальных
границ, это планетарное явление, обладающее
колоссальной финансовой мощью, значительным
денежным капиталом. Во всем мире, имея
огромную власть, банки в России, однако,
потеряли свою изначально высокую роль.
Отечественным банкам, как и
всей нашей экономике, не повезло во многих
отношениях. К сожалению, на протяжении
довольно длительного времени административное,
зачастую непрофессиональное мышление
подменяло экономический подход, в результате
подлинные экономические функции кредитных
учреждений из главных превращались во
второстепенные. За всю нашу историю банки
так часто игнорировали, до такой степени
снизили их экономическое назначение,
что даже сейчас, организуя переход к рынку,
мы не уделяем им такого внимания, которого
они заслуживают.
Ликвидация и реорганизация
коммерческих банков - это одна из актуальных
тем на сегодняшний день [9, с.20]. Подтверждением
этого является появление большого числа
кредитных учреждений, которые оказывают
все возможные услуги и становятся равноправными
участниками рынка. Кроме того, в настоящий
момент сформирована нормативно-правовая
база, которая постоянно совершенствуется
за счет принятия новых законопроектов.
Все это направлено на регулирование отношений
возникающих в деятельности субъектов.
Цель работы – рассмотреть
ликвидацию и реорганизацию проблемных
банков.
Для этого необходимо решить
ряд задач:
- рассмотреть понятие
несостоятельности кредитного учреждения;
- изучить меры по предупреждению
банкротства и финансовому оздоровлению
кредитной организации;
- рассмотреть порядок
ликвидации и реорганизации банков.
Предметом работы является
ликвидация и реорганизация кредитных
учреждений.
Объект работы – кредитное
учреждение, работающее на территории
РФ.
1 Несостоятельность
кредитной организации
Под несостоятельностью (банкротством)
кредитной организации понимается признанная
арбитражным судом ее неспособность удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей. Кредитная организация
считается неспособной удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей, если соответствующие
обязанности не исполнены ею в течение
одного месяца с момента наступления даты
их исполнения [1].
Таким образом, можно выделить
следующие признаки несостоятельности
(банкротства) кредитной организации:
Неспособность удовлетворить
требования кредиторов и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных платежей,
если эти обязанности не исполнены ею
в течение 14 дней со дня наступления даты
их исполнения, или если после отзыва у
кредитной организации лицензии на осуществление
банковских операций стоимость ее имущества
недостаточна для исполнения обязательств
кредитной организации перед кредиторами
и (или) обязанности по уплате обязательных
платежей [9, с.25].
При рассмотрении признаков
несостоятельности (банкротства) кредитной
организации важно отметить, что Федеральный
закон «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций» вводит более
расширенное понятие обязательных платежей.
В частности, под ними понимается обязанность
кредитной организации как налогоплательщика
по уплате обязательных платежей в соответствующие
бюджеты, а также обязанность кредитной
организации по перечислению обязательных
платежей со счетов своих клиентов в соответствующие
бюджеты.
Еще одной особенностью несостоятельности
(банкротства) кредитной организации является
то, что заявление о признании несостоятельности
кредитной организации может быть принято
арбитражным судом только после отзыва
у кредитной организации лицензии на осуществление
банковских операций. Отзыв лицензии производится
ЦБ РФ либо по своей инициативе, либо по
заявлению должника, кредиторов и уполномоченных
органов.
Существует две группы оснований
для отзыва лицензии у кредитной организации,
в частности, к первой группе оснований
относятся обстоятельства, при которых
ЦБ РФ может отозвать лицензию у кредитной
организации [2]. Вторую группу оснований
составляют основания, при которых ЦБ
РФ обязан отозвать лицензию у кредитной
организации. Все эти основания перечислены
в ст. 20 Закона «О банках и банковской деятельности»,
причем перечень оснований для отзыва
лицензии у кредитной организации является
закрытым.
Таким образом, в российском
законодательстве, к признанию несостоятельными
кредитными организациями, применяется
критерий неплатежеспособности. Однако
ряд ученых полагают, что наряду с критерием
неплатежеспособности следует применять
принцип неоплатности при признании кредитных
организаций несостоятельными. Суть принципа
неоплатности, заключается в том, что несостоятельной
можно признать кредитную организацию,
не только в том случае, если она не рассчитывается
со своими долгами, но и соотношение активов
и пассивов которой говорят о том, что
данная кредитная организация в принципе
не в состоянии погасить задолженность
даже за счет стоимости своего имущества.
Нетрудно заметить, что законодатель
установил более жесткие основания признания
кредитной организации банкротом по сравнению
с тем, как они определены в отношении
иных категорий предприятий. Период просрочки
исполнения обязательств сокращен с трех
месяцев до 14 дней. Объяснение этого следует
искать в особенностях экономической
деятельности кредитных организаций.
Удельный вес высоколиквидных активов
в составе имущества кредитной организации
значительно выше, чем в иных предприятиях.
Поэтому для погашения долга кредитной
организации 14 дней вполне достаточно,
чтобы реализовать эти активы (если у кредитной
организации отсутствует необходимое
количество денежных средств).
Также следует отметить, что
для признания кредитной организации
несостоятельной, законодателем используется
принцип неплатежеспособности, однако,
это не говорит о том, что возможно массовое
возбуждение дел о несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций,
поскольку для обращения с подобным заявлением
в арбитражный суд необходим такой факт,
как отзыв у кредитной организации лицензии.
Факторы, по которым кредитная
организация в ходе своей деятельности
приходит к несостоятельности (банкротству)
можно разделить на внешние и внутренние
[10, с.36].
К внешним факторам относят:
изменение общеэкономической ситуации,
утраты банком доверия общественности,
массовые изъятия денежных средств из
банков, обострение конкуренции и др.
К внутренним факторам относят:
некомпетентность руководства банка,
недостатки внутри банковской организации
и системы контроля, слабый контроль за
заемщиками, личная зависимость от заемщика.
2 Предупреждение
банкротства кредитной организации
и меры по финансовому оздоровлению
Кредитная организация – это
юридическое лицо, которое для извлечения
прибыли как основной цели своей деятельности
на основании специального разрешения
(лицензии) Центрального банка РФ имеет
право осуществлять банковские операции,
предусмотренные Федеральным законом
«О банках и банковской деятельности».
В соответствии с Федеральным
законом «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций» мерами по предупреждению
банкротства кредитных организаций являются:
финансовое оздоровление КО; назначение
временной администрации по управлению
КО; реорганизация КО [3].
Наличие этих мер вызвано тем,
что процедуры банкротства банка возможны
только после отзыва лицензии, что означает
прекращение банковских операций и фактическую
невозможность восстановить ликвидность
банка.
Применяемые меры воздействия
подразделяются на предупредительные
и принудительные.
Предупредительные меры воздействия
применяются, в основном, в тех случаях,
когда недостатки в деятельности КО непосредственно
не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков
и могут заключаться в доведении до органов
управления КО информации о недостатках
в её деятельности, изложении рекомендаций
по исправлению создавшейся ситуации.
Основаниями для применения принудительных
мер воздействия являются нарушения (невыполнение)
КО банковского законодательства, нормативных
актов и предписаний ЦБ РФ, непредставление
информации, представление неполной или
недостоверной информации, а также случаи,
когда совершаемые банком операции создали
реальную угрозу интересам клиентов и
кредиторов. К принудительным мерам относятся:
штрафы, требования об осуществлении КО
мероприятий по её финансовому оздоровлению,
в том числе реструктуризации баланса,
ограничения проведения КО отдельных
операций на срок до 6 месяцев, запрет на
осуществление банковских операций, предусмотренных
выданной лицензией на срок до одного
года.
Российская система страхования
вкладов. Создание системы страхования
банковских вкладов населения является
специальной государственной программой,
реализуемой в соответствии с положениями
ФЗ от 23 декабря 2003 года №177-03 «О страховании
вкладов физических лиц в банках Российской
Федерации». В соответствии с указанным
законом создано Агентство по страхованию
вкладов. Его основная задача – защита
сбережений населения, размещенных во
вкладах и на счетах в российских банках
на территории РФ [11, с.50].
Участие в системе страхования
обязательно для всех банков, имеющих
право на работу с частными вкладами. Вклады
считаются застрахованными со дня включения
банка в реестр банков-участников системы.
Участниками системы страхования вкладов
являются: вкладчики банков, разместившие
денежные средства во вклады (в случае
наступления страхового случая – выгодополучатели);
банки, в которых физические лица разместили
вклады (страхователи); Агентство по страхованию
вкладов (страховщик); Банк России как
регулирующий орган.
Страхованию подлежат все денежные
средства физических лиц в банках, за исключением:
средств физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица, если эти
счета открыты в связи с указанной деятельностью;
вкладов на предъявителя; средств, переданных
физическими лицами банкам в доверительное
управление; средств, размещенных во вклады
в находящихся за пределами территории
РФ филиалах банков РФ.
Финансовая основа системы страхования
вкладов – фонд обязательного страхования
вкладов (ФОСВ). Основными источниками
формирования фонда являются: первоначальный
имущественный взнос РФ в размере 2 млрд
руб.; страховые взносы; пени за неполную
или несвоевременную уплату страховых
взносов; средства федерального бюджета
(в случае недостатка средств с целью обеспечения
финансовой устойчивости системы страхования
вкладов); доходы от инвестирования временно
свободных денежных средств фонда обязательного
страхования вкладов [11, с.56].
Понятие и функции Агентства
по страхованию вкладов. Агентство по
страхованию банковских вкладов создано
в январе 2004 года на основании Федерального
закона от 23 декабря 2003 года ФЗ «О страховании
вкладов физических лиц в банках РФ». Организационно-правовая
форма – государственная корпорация.
В системе национальной экономики выполняет
следующие функции: выплата вкладчикам
возмещения по вкладам при наступлении
страхового случая; ведение реестра банков-участников
системы страхования вкладов; контроль
за формированием фонда страхования вкладов;
управление средствами фонда страхования
вкладов; ликвидация неплатежеспособных
банков.
Для создания эффективно функционирующей
системы страхования банковских вкладов
в РФ необходимо учитывать не только историю,
традиции и ресурсы страны, но и мировой
опыт создания систем страхования депозитов,
так как неадекватная система страхования
депозитов не только не способствует устойчивости
банковского сектора, но и создает угрозу
стабильности финансовой системы.
В целях финансового оздоровления
кредитной организации могут осуществляться
следующие меры [10, с.56]:
- оказание финансовой помощи
кредитной организации ее учредителями
и иными лицами в формах размещения денежных
средств на депозите в кредитной организации
со сроком возврата не менее шести месяцев
и с начислением процентов по ставке, не
превышающей ставки рефинансирования
Банка России; предоставление поручительства
(банковской гарантии) по кредитам для
кредитной организации; предоставление
отсрочки либо рассрочки платежа; перевод
долга кредитной организации с согласия
ее кредиторов; отказ от распределения
прибыли в качестве дивидендов и направление
ее на осуществление мер по финансовому
оздоровлению данной кредитной организации;
дополнительный взнос в уставный капитал
данной кредитной организации; прощение
долга кредитной организации; новация,
а также иные формы, способствующие устранению
причин, вызвавших необходимость принятия
мер по финансовому оздоровлению кредитной
организации;
- изменение структуры активов
кредитной организации, которое может
заключаться в улучшении качества ее кредитного
портфеля, включая замену неликвидных
активов ликвидными; приведение структуры
активов по срочности в соответствие со
сроками обязательств, обеспечивающее
из исполнение; сокращение расходов кредитной
организации, в том числе на обслуживание
долга кредитной организации, и расходов
на ее управление; продажу активов, не
приносящих дохода, а также активов, продажа
которых не будет препятствовать выполнению
банковских операций кредитной организацией;
- изменение структуры пассивов
кредитной организации может предусматривать
увеличение собственных средств; снижение
размера и удельного веса текущих и краткосрочных
обязательств в общей структуре пассивов;
увеличение удельного веса среднесрочных
и долгосрочных обязательств в общей структуре
пассивов;