Потребительский кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 06:08, контрольная работа

Краткое описание

Кредитная карта предполагает возможность заимствования средств клиентом у банка. При этом своих собственных денег держатель кредитной карты может и не иметь на карточном счете, т.е. банк открывает клиенту на карточном счете кредитную линию, а размер этой кредитной линии зависит от степени доверия банка к заемщику и от уровня «престижности» кредитной карты. Среди основных условий получения кредитных карт в российских банках следует отметить наличие официально подтвержденного источника доходов, наличие кредитной истории и поручительство от юридического или физического лица. Однако, эти условия зависят от кредитной политики банка и различаются как по банкам, так и по карточным продуктам.

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсовик.docx

— 161.91 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Основы потребительского кредитования в России

1.1. Потребительское  кредитование. Сущность и структура

 

Рынок потребительского кредитования представляет собой сегмент финансового  рынка, на котором осуществляются операции по перераспределению кредитных  ресурсов между кредитными организациями, населением и организациями сферы  обращения на условиях платности, срочности  и возвратности.

Предметом функционирования рынка потребительского кредитования является категория потребительского кредита, наполняемая определенным экономическим и правовым содержанием.

Субъектами потребительского кредита, с одной стороны, выступают  кредиторы, в данном случае – это  коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, торговые и  сервисные предприятия, а с другой стороны, – заемщики – население.

Вступая в кредитные отношения, кредитор и заемщик демонстрируют  единство своих целей, единство своих  интересов. Отношения между кредитором и заемщиком, их связь друг с другом представляют собой отношения двух субъектов, выступающих, во-первых, как  юридически самостоятельные лица, во-вторых, как участники кредитных отношений, обеспечивающие имущественную ответственность  друг перед другом, в-третьих, как  субъекты, проявляющие взаимный экономический  интерес друг к другу. Связи между  субъектами кредитных отношений  характеризуются устойчивостью, постоянством, определяются рамками кредита как  целостной системы, как особых отношений, обладающих определенными свойствами.

Объектом потребительского кредита могут быть и товары, и деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, как и оплачиваемыми за счёт банковских ссуд, являются, как правило, предметы потребления и услуги длительного пользования.

К определению более узкой  категории кредита – потребительского кредита – в отечественной  литературе нет единства мнений, и  у различных авторов можно  встретить достаточно разные подходы. Так, например, Г.Г. Коробова выражает мнение о том, что «ссуды, предоставляемые  населению, в России принято называть потребительскими ссудами. При этом потребительский характер ссуд определяется целью предоставления ссуды (объектом кредитования) – к потребительским  ссудам относят любые виды ссуд, предоставляемых населению, в том  числе ссуды на приобретение товаров  длительного пользования, ипотечные  ссуды, ссуды на неотложные нужды  и др.»1.

Д.В. Малеев отмечает, что  «в значении кредита, предоставленного физическому лицу, употребляются  такие термины, как «потребительский кредит» и «розничный кредит»2. Здесь следует отметить, что существование понятия «розничный кредит» связано с тем, что сам термин «розница» в узком смысле употребляется в значении предоставления каких-либо услуг населению. По аналогии это понятие было перенесено и на услугу по предоставлению кредитов населению. Согласно самым последним тенденциям банковской практики (в том числе и в российской), наиболее распространен англоязычный термин «ритейл».

В отличие от приведенной  российской трактовки, в западной литературе и в банковской практике потребительскими называют ссуды, предоставляемые частным  заемщикам исключительно для  приобретения потребительских товаров  и оплаты соответствующих услуг. Например, Э.Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл, Р.Дж. Кэмпбелл определяют потребительский  кредит как «ссуды, предоставляемые  населению для приобретения потребительских  товаров длительного пользования»3.

Одновременно с этим, по определению Совета управляющих  ФРС США, который ежемесячно публикует  статистическую информацию по потребительскому кредитованию в США, «потребительский кредит – это краткосрочная и  долгосрочная задолженность физических лиц-потребителей финансовым учреждениям, розничной торговле и прочим дистрибьюторам по ссудам, предоставленным им для  покупки товаров и услуг. Данная задолженность не включает закладные  под недвижимость и ссуды на приобретение страховых полисов».

Возвращаясь к отечественным  подходам к определению потребительского кредита, интересным представляется мнение Г.С. Пановой. Она указывает на условность самого термина «потребительский кредит», которая проявляется в том, что  в данном термине «больше производительных, чем потребительных черт. Производительные черты ссуд на потребление заключаются  в том, что кредит предоставляется  на потребительные цели, направленные на воспроизводство жизнедеятельности  людей (пища, одежда, отдых и т.д.)»4. По ее мнению, в таком случае действительно более оправдано вести речь о «кредитовании населения». С другой стороны, Г.С. Панова отмечает, что «кредиты на текущие нужды, предоставляемые банками, а также ссуды, выдаваемые наличными деньгами на предприятиях, в организациях и учреждениях – это, как правило, ссуды, имеющие потребительный характер, а ссуды на приобретение или строительство жилищ, хозяйственное обзаведение и ремонт жилищ – производственный характер. Этим по сути дела объясняется различный подход к трактовке потребительских ссуд в нашей стране и большинстве развитых стран Запада, где потребительскими называют лишь ссуды предоставляемые на приобретение потребительских товаров или оплату услуг. А ипотечные ссуды, ссуды на строительство, ремонт и покупку жилья потребительскими не считаются. Относительно долгосрочный характер и значительные размеры предопределили необходимость, с точки зрения западных банкиров, их обособления и учета отдельной балансовой строкой в отчетности коммерческих банков». В этой связи Г. С. Панова считает, что западный подход не точно отражает само понятие «потребительского кредита», поскольку жилищные, ипотечные ссуды также используются населением на цели потребления, а не производства.

Однако, противоположная  точка зрения, в целом поддерживающая западный подход к определению потребительского кредита также широко представлена и в отечественной литературе. Так, в современном финансово-кредитном  словаре под редакцией М.Г. Лапусты  и П.С. Никольского потребительский  кредит определяется как «форма кредита, при которой ссуда предоставляется  физическому лицу для приобретения товаров и услуг потребительского характера»5.

Г.Н. Белоглазова и Л.П. Кроливецкая понимают потребительский  кредит как «одну из форм кредита, служащего средством удовлетворения различных потребительских нужд населения»6.

О.И. Лаврушин предлагает определить потребительский кредит как «продажу торговыми предприятиями потребительских  товаров с отсрочкой платежа  или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера»7.

В дополнение к вышеизложенным определениям, Е.Ф. Жуков отмечает, что  «потребительский кредит переплетается  с банковским постольку, поскольку  торговые компании используют долговые обязательства потребителей для  получения взамен ссуд от банков»8.

Таким образом, представления  различных заинтересованных лиц  в отношении определения потребительского кредита и его форм существенным образом не совпадают. Это обстоятельство констатирует, что на сегодняшний  день вопрос об определении понятия  потребительского кредита в России остается дискуссионным.

Тем не менее, следует отметить, что в российской банковской практике сегодня ипотечные ссуды выделены в отдельную категорию кредитования, и ни один банк не относит их в своих программах к потребительским кредитам. Поэтому все же наиболее точным представляется подход к определению потребительского кредита не в отношении всех кредитов, выдаваемых населению, а в отношении кредитов, выдаваемых населению для удовлетворения нужд населения, определяемых потребностями в товарах и услугах, а также в денежных ресурсах, не определенных конкретным целевым назначением. В свою очередь, ипотечные кредиты, удовлетворяющие нужды населения в приобретении недвижимости (а конкретно – жилья), выделяющиеся, кроме того, еще и длительными сроками кредитования, логично выделять в отдельную форму кредитования.

Классификация потребительских  кредитов, заемщиков и объектов кредитования может быть проведена по ряду признаков, в том числе по типу заемщика, видам обеспечения, срокам погашения, методам погашения, целевому направления  использования, объектам кредитования и т.д.

По субъектам кредитной  сделки (по виду кредитора) различают: банковские потребительские ссуды; ссуды, предоставляемые населению  торговыми организациями; потребительские  ссуды кредитных учреждений небанковского  типа (ломбарды, пункты проката, кассы  взаимопомощи, кредитные кооперативы, строительные общества, пенсионные фонды  и т.д.); потребительские ссуды, предоставляемые  заемщикам непосредственно на предприятиях и в организациях, в которых  они работают.

По виду заемщика различают  кредиты, предоставляемые: всем слоям  населения; различным социальным группам; группам заемщиков, различающихся  по уровню доходов и платежеспособности; молодежи, студентам и т.д.

По целевому направлению  кредиты могут быть: целевыми (ссуды  на образование, приобретение автотранспортных средств и т.д.); нецелевыми (на неотложные нужды, овердрафт и т.д.).

По обеспечению различают  кредиты: необеспеченные (бланковые); обеспеченные (залог, поручительство).

В качестве обеспечения могут  выступать: залог, поручительство, гарантии и страхование. При выдаче потребительского кредита банки отдают предпочтение залогу и поручительству. Залогом  могут быть различные виды активов, в том числе товарно-материальные ценности, ценные бумаги, недвижимость.

По способу предоставления кредиты делятся на: разовые и  возобновляемые. В группу возобновляемых (револьверных) кредитов включаются кредиты, предоставляемые клиентам по кредитным  картам, или кредиты по единым активно-пассивным  счетам в форме овердрафта.

По срокам кредитования потребительские  кредиты подразделяются следующим  образом: краткосрочные (сроком от одного дня до одного года); среднесрочные (сроком от одного года до 3-5 лет); долгосрочные (сроком свыше 3-5 лет).

По методу взимания процентов ссуды классифицируют следующим образом:  ссуды с удержанием процентов в момент ее предоставления; ссуды с уплатой процентов в момент погашения кредита; ссуды с уплатой процентов равными взносами на протяжении всего срока пользования (ежеквартально, один раз в полугодие или по специально оговоренному графику). Существует также такое понятие как ссуда с аннуитетным платежом, т.е. платежом с одновременной уплатой процентов за пользование ссудой.

По методу погашения различают  ссуды: погашаемые без рассрочки  платежа; погашаемые с рассрочкой платежа. Кредиты без рассрочки платежа  имеют важную особенность: по таким  кредитам погашение задолженности  по ссуде и процентов осуществляется единовременно. Ссуды с рассрочкой платежа включают: ссуды с равномерным  периодическим погашением (ежемесячно, ежеквартально и т.д.); ссуды с  неравномерным периодическим погашением (сумма платежа в погашение  ссуды меняется). Кредиты с рассрочкой платежа могут принимать форму  прямого или косвенного потребительского кредита.

При предоставлении прямого  потребительского кредита заключается  кредитный договор между банком и заемщиком – пользователем  ссуды без посредничества торговых фирм, например, в виде обычного кредитного договора, с использованием кредитных  карт, платежных карт.

Косвенный банковский кредит предполагает наличие посредника в  кредитных отношениях банка с  клиентом. Такими посредниками выступают  чаще всего предприятия розничной  торговли. Торговая организация берет  на себя поручительство по долговым обязательствам покупателей-заемщиков перед банком и заключает договор с покупателями об условиях кредита, погашаемого частями. Эти договоры передаются банку, который  выплачивает фирме 80-90 % суммы кредита, а остальную часть зачисляет  на особый – блокированный счёт. Покупатель погашает кредит по частям; купленные им в кредит товары служат обеспечением платежа. В случае непогашения в срок кредита соответствующие суммы взыскиваются банком с блокированного счёта).

Прямое банковское кредитование выгодно отличается от косвенного простотой  организации кредитного процесса, что  позволяет выяснить экономическую  целесообразность выдачи ссуды и  организовать действенный контроль за ее использованием и погашением. Однако, к негативным факторам, связанным  с прямым банковским кредитованием  обычно относят более высокий  уровень риска, чем при косвенном  банковском кредите.

Косвенное банковское кредитование потребительских нужд населения  позволяет банку сократить влияние  рисков, поскольку ссуды, предоставляемые  например юридическим лицам (торговым организациям, предприятиям, на которых  работают ссудозаемщики), позволяют  с большей степенью достоверности  определить кредитоспособность юридического лица, возможности погашения ссуды  в срок и полностью, организовать действенный контроль, в том числе  на стадии погашения ссуды. С точки  зрения клиента важно также, что  он получает ссуду в момент возникновения  потребности в ней (в торговой организации при покупке товаров  длительного пользования, например, по кредитной карте), и для него нет необходимости обращаться в  банк с просьбой о выдаче ссуды  и т.д.

В целом представленная выше классификация отражает многообразие потребительских ссуд, но не исчерпывает  всех возможных критериев классификации, поэтому ее можно продолжить в  зависимости от других признаков.

Многообразие видов и  форм потребительских кредитов, предлагаемых в настоящее время коммерческими  банками, позволяет, тем не менее, выделить традиционные, широко представленные на рынке розничного кредитования и  имеющие общую сущность, несмотря на определенные различия в условиях разных кредитных программ. К таким  группам потребительских кредитов можно отнести следующие.

Информация о работе Потребительский кредит