Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:00, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: обозначить правовые основы доступа журналиста к информации и методы защиты профессиональных прав.
Для решения указанной цели были поставлены следующие задачи.
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
2. Изучить правовые аспекты доступа журналиста к информации.
3.Дать характеристику правового состояния доступа к информации сотрудников СМИ в настоящие дни.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Доступ журналиста к информации по Конституции РФ
(РЮО )«О свободе информации» …….…………………………………7
ГЛАВА 2. Права и ответственность журналиста………………..…… 30
ГЛАВА 3. Защита прав журналиста.Нарушения, связанные
с ограничением доступа журналистов к информации………………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….49
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………52
ГОУ ВПО «Юго-Осетинский
Государственный Университет
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЖУРНАЛИСТА
В ДОСТУПЕ К ИНФОРМАЦИИ»
Выполнила студентка V курса
факультета журналистики:
Качмазова Ирина Ушанговна
Научный руководитель:
Ст.преподаватель
Джиоева Алла Алексеевна
Цхинвал 2013 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Доступ журналиста к информации по Конституции РФ
(РЮО )«О свободе информации» …….…………………………………7
ГЛАВА
2. Права и ответственность журнал
ГЛАВА 3. Защита прав журналиста.Нарушения, связанные
с ограничением
доступа журналистов к
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Информация приобретает для каждого человека жизненно важное значение, так как она в наибольшей степени определяет жизненно важный выбор, влияет на стиль его поведения. Поэтому доступность информации перестает быть декларацией и превращается в важнейшую опору демократии. Отсюда то огромное значение, которое придают проблеме доступа к информации в демократических странах.
Существуют разные подходы к этой проблеме. Один подход сформулирован в статье 19 «Всеобщей декларации прав человека». [1] Другой - в параграфе 10 «Европейской конвенции по правам человека». [2] И тот и другой документы провозглашают свободу выражения мнений и доступа к информации. Отличие заключается в ограничениях этих прав.
В статье 29 «Всеобщей декларации прав человека» ограничения сформулированы в самой общей форме: каждый гражданин, осуществляя свободы, должен быть ограничен законом только с той целью, чтобы уважать права и свободы других и признать требования морали, общественного порядка и всеобщего благоденствия.
Ограничения, сформулированные во второй части параграфа 10 «Европейской конвенции по правам человека», носят значительно более суровый характер: каждый гражданин может быть субъектом таких формальностей, условий, ограничений или наказаний, которые обозначены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и его территориальной целостности, общественной безопасности, предотвращения беспорядков или преступности, защиты здоровья, морали, репутации, предотвращения распространения информации, полученной конфиденциально.
Законы, принятые в США, Канаде, Швеции и других странах, рассматривают доступ к официальной информации как естественное право человека. В других европейских странах таких законов нет. Но есть практика обеспечения информационной открытости, которая вызывает желание на ориентацию идеи демократии, прав человека и рыночных отношений. В этих условиях понятен тот интерес к проблемам свободы доступа, который проявляют различные структуры гражданского общества.
Привилегированное положение работников средств массовой информации, имеющих законодательно оформленные особые права на доступ к информации, их высокая профессиональная заинтересованность в доступе к информации вкупе с традиционным нежеланием чиновника давать журналистам информацию (кроме той, которую надо опубликовать в интересах ведомства), казалось бы, должны делать журналистов наиболее естественными союзниками тех, кто стремится повысить уровень информационной открытости властных структур.
Журналисты прекрасно знают о том, какие широчайшие масштабы приобрел прием на юридическом языке можно сказать: намеренное введение журналиста в заблуждение,то есть выдачи журналисту внешне правдоподобных, непротиворечивых с первого взгляда и подробных данных, на самом деле являющихся неполными, а то и ложными.. Но получая эту информацию, журналисты очень редко проверяют предоставленную информацию, предпочитая перевешивать эту обязанность на аудитории и оправдываясь потом тем, что это не журналисты, а источник информации виноват в том, что общественное мнение введено в заблуждение.
Можно говорить о том, что специализированная пресса сейчас играет роль кривых зеркал, так как предъявляемая аудитории информационная картина непохожа на действительность.
Помимо внешнего контроля за допуском журналистов к информации все активнее проявляет себя журналистскаясамоцензура. Под самоцензурой следует понимать сознательное и добровольно принимаемое журналистом решение не интересоваться какими-либо фактами, а если они вдруг станут ему известными, то не публиковать эти сведения.
Цель данной дипломной работы: обозначить правовые основы доступа журналиста к информации и методы защиты профессиональных прав.
Для решения указанной цели были поставлены следующие задачи.
1. Проанализировать
научно-методическую
2. Изучить правовые аспекты доступа журналиста к информации.
3.Дать характеристику правового состояния доступа к информации сотрудников СМИ в настоящие дни.
В данной работе
используется метод анализа научно-
На основании анализа научно-методической литературы выявлены наиболее распространенные проблемы доступа журналистов к информации.
Разработанный материал может быть использован при дальнейшем изучении правовых проблем профессиональной деятельности журналиста.
Представленный в работе материал убедительно показывает, что права журналистов нередко нарушаются, а защитить их сегодня нелегко. Требуется дальнейшее совершенствование законодательства, без чего невозможна реальная, а не декларативная демократизация общества.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 46 законов, комментариев и наименований работ отечественных и зарубежных авторов.
В первой главе дипломного проекта рассматриваются конституционные нормы о доступе к информации.
Свободный доступ к общей значимости информации – не корпоративно-цеховая потребность журналистов. В этом заинтересованы и каждый гражданин, и общество в целом, которые от журналистов получают общественно-значимую информацию. Для журналистов доступ к информации является первейшей необходимостью, поскольку факты для них – это их работа. На основе информации, которую журналист доносит до общества, граждане зачастую принимают жизненно важные решения.
Проблема прав и ответственности журналистов исследуется во второй главе данной квалификационной работы.
В третьей главе рассматривается защита прав журналистов.
Анализ документов и публикаций, касающихся доступа к информации, говорит о том, что журналисты довольно часто встречаются с неправомерным отказом в предоставлении информации. Вместе с тем, не зафиксировано ни одного случая обжалования в суд редакцией или журналистом факта сокрытия запрашиваемой информации. Журналистов, как свидетельствуют опросы, останавливают организационно-процессуальные сложности, волокита и то, что информация быстро устаревает и утрачивает свою значимость.
Несовершенство действующего законодательства, неготовность журналистов отстаивать закрепленные законом права на поиск и получение информации, позволяют заинтересованным лицам скрывать информацию, манипулировать ею.
Однако есть надежда, что дальнейшая демократизация общества, становление институтов гражданского общества приведут к благоприятной среде, в которой доступ к общественно значимой информации станет нормой жизни.
ГЛАВА 1. Доступ журналиста к информации
Свобода информации является элементом свободы мысли и слова. Право на информацию гарантировано Конституцией РФ/РЮО. В пункте 4 ст. 29 говорится: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом".
Данная норма устанавливает целый ряд прав человека в области информации. Право искать, получать, производить и распространять информацию без предварительного разрешения и уведомления государства и его органов любым законным способом, независимо от государственных границ и независимо от форм выражения, не подлежит ограничению со стороны государства, кроме распространения сведений, составляющих государственную тайну.
Конституционно запрещено применение любых не опубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Эта норма Конституции РФ/РЮО является важной гарантией прав человека, особенно учитывая распространенную в прошлом практику издания секретных нормативных правовых актов, ущемляющих права и свободы личности.
Требование публикации для всеобщего сведения распространяется также на подзаконные акты. Так, нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, подлежат не позднее 10 дней после их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ/РЮО публикации.
Положение о
соответствии норм международного и
национального законодательства имеет
существенное значение и для правотворческой,
и для правоприменительной
Права человека в области информации более полно раскрываются и конкретизируются в законе "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. от 10.01.03), который регулирует отношения в области формирования и использования, сбора, обработки, хранения, поиска, распространения информации и ее защите. Закон предусматривает обязанность государства по обеспечению реализации прав граждан и организаций в условиях информатизации.
Закон РФ/РЮО "О государственной тайне" (в ред. от 06.10.97 с изм. от 10.11.02) содержит подробный перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Это сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политике и экономике, разведывательной и контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности. За разглашение таких сведений может наступить дисциплинарная или уголовная ответственность.
В соответствии с этим законом не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, стихийных бедствиях, состоянии окружающей природной среды, сведения в области здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности, о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о фактах нарушения законности органами государственной власти РЮО и их должностными лицами.
Конституционное положение о гарантированности свободы массовой информации развивается в Законе РФ/РЮО "О средствах массовой информации" [7]. В соответствии с этим законом в РЮО поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование, распоряжение ими не подлежат ограничениям, кроме установленных законом.
Закон содержит понятия массовой информации и средства массовой информации. Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- и видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Важное значение для обеспечения
гарантий свободы массовой информации
имеет установленный
Вместе с тем, законом предусмотрена недопустимость злоупотребления свободой массовой информации, в частности, не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно-наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Конституция прямо предоставляет гражданам право свободно передавать и распространять информацию, не составляющую охраняемую законом тайну, любым законным способом.
Таким образом, запрещение со
стороны руководства какого-
Информация о работе Нарушение прав журналиста в доступе к информации