Общенаучные методы в курсовой работе магистранта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является определение средств реализации модальных значений как способа выражения идиолекта поэта в односоставных предложениях. Достижение цели потребовало решения следующих задач:
1) проследить историю становления понятия модальности в отечественной лингвистике;
2) охарактеризовать точки зрения лингвистов на проблему разграничения видов модальности и модальных значений;
3) рассмотреть понятие идиолекта, установить статус данного явления в рамках языковой системы;
4) рассмотреть модальные значения, свойственные односоставным предложениям, служащие для передачи авторского мнения при функционировании в художественном тексте.

Содержание

1. Ведение……………………………………………………………………………...3
Тема курсовой работы
Объект и предмет исследования
Цель и задачи исследования
Материал исследования
2. Описательный метод…..…………………………………………………………...5
Цель и задачи метода
База исследования
Специализация
Аспекты анализа
Методика
Научно-исследовательские приемы
Технические приемы и процедуры
Возможности использования общенаучных методов применительно к теме курсовой работы
3. Структурный метод………………………………………………………………..6
Цель и задачи метода
База исследования
Специализация
Аспекты анализа
Научно-исследовательские приемы
Технические приемы и процедуры
Возможности использования общенаучных методов применительно к теме курсовой работы
4. Количественный метод…………………………………………………………….8
Цель и задачи метода
База исследования
Специализация
Аспекты анализа
Научно-исследовательские приемы
Технические приемы и процедуры
Возможности использования общенаучных методов применительно к теме курсовой работы
5. Заключение…………………………………………………………………............9
6. Список используемой литературы………………………………………...........

Вложенные файлы: 1 файл

Общие методы.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)
 

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     ИНСТИТУТ  ФИЛОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ 
 

     Кафедра русского языка 
 
 

     Лабораторное  задание №1

     по  учебной дисциплине «МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ КОММУНИКАЦИИ»

     на  тему: «Общенаучные методы в курсовой работе магистранта» 
 

                                                                                                  Выполнил (-а)

                                                                                                  магистрант 1 курса

                                                                                                  Плешакова Ю.В. 
 

                                                                                                  Проверил

                                                                                                  д.ф.н., профессор

                                                                                                  Омельченко С.Р. 
 

                                                                                                  Оценка _________ 
 
 

     Волгоград, 2012 

     Оглавление

  1. Ведение……………………………………………………………………………...3

    Тема  курсовой работы

    Объект  и предмет исследования

    Цель  и задачи исследования

    Материал  исследования

  1. Описательный метод…..…………………………………………………………...5

    Цель  и задачи метода

    База  исследования

    Специализация

    Аспекты анализа

    Методика

    Научно-исследовательские  приемы

    Технические приемы и процедуры

    Возможности использования общенаучных методов  применительно к теме курсовой работы

  1. Структурный метод………………………………………………………………..6

    Цель  и задачи метода

    База  исследования

    Специализация

    Аспекты анализа

    Научно-исследовательские  приемы

    Технические приемы и процедуры

    Возможности использования общенаучных методов  применительно к теме курсовой работы

  1. Количественный метод…………………………………………………………….8

    Цель  и задачи метода

    База  исследования

    Специализация

    Аспекты анализа

    Научно-исследовательские  приемы

    Технические приемы и процедуры

    Возможности использования общенаучных методов  применительно к теме курсовой работы

  1. Заключение…………………………………………………………………............9
  2. Список используемой литературы………………………………………...........10
 
 
 

1. Введение

     Термин  «метод» по своей природе является многозначным: он применяется в общенаучном, философском и в специально-научном смысле, относящемся к определенной области науки. В философском смысле термин «метод» обозначает путь познания и истолкования любого явления жизни. В специально-научном данный термин обозначает путь познания и истолкования явлений, используемый в указанной науке. В этом случае говорят о методах математического, биологического, физического, лингвистического исследования. Каждому из них соответствует своя главная исследовательская задача, объект исследования, круг основных требований, предъявляемых методом исследователю.

     В рамках современной лингвистики  одним из главных вопросов, которому посвящаются исследования разных ученых лингвистов, является проблема описания и четкой классификации методов  исследования. Она заключается в отсутствии четкого разграничения понятий «метод», «прием», «аспект», «методика». Так, например, исследователями структурный аспект описания зачастую называют методом; смешиваются понятия описательного метода и методики описания; количественные методы определяются как методика количественных подсчетов. Кроме того, существует проблема взаимодействия методов в процессе исследования, их «наложение» друг на друга. Учеными-лингвистами предлагается несколько вариантов решения этих проблем – приводятся определения терминов, предлагаются многоаспектные классификации. Например, Б.Н. Головин под  методикой предлагает понимать систему приемов, воплощение исследовательского метода в «ту или иную систему логических действий и в ту или иную систему повторяющихся, более или менее стандартизованных приемов собирания, обработки и обобщения фактов» (Головин 1983: 190). Кроме этого, автором дается разграничение понятий «метод» и «методика»; лингвист считает, что «если метод – это путь, прокладываемый к истине, то методика – инструмент, нужный для прокладывания этого пути» (Головин 1983: 190). 

     Использование методов при проведении научно-исследовательской  работы является важным аспектом исследования любой проблемы. При этом следует  четко понимать, осознавать и уметь  четко сформулировать тему, объект, предмет, цель и задачи исследования. Определим, каковыми являются перечисленные элементы в рамках нашего исследования.

     Тема  работы – реализация модальных значений как проявление идиолекта поэтов (на материале волгоградских авторов).

     Объектом исследования являются односоставные предложения, а предметом – способы реализации в них модальных значений, свидетельствующие о проявлении идиолекта автора.

     Целью   нашего  исследования  является  определение  средств  реализации модальных значений как способа выражения идиолекта поэта в односоставных  предложениях. Достижение цели потребовало решения следующих задач:

  1. проследить историю становления понятия модальности в отечественной лингвистике;
  2. охарактеризовать точки зрения лингвистов  на проблему разграничения видов модальности и модальных значений;
  3. рассмотреть понятие идиолекта, установить статус данного явления в рамках языковой системы;
  4. рассмотреть модальные значения, свойственные односоставным предложениям, служащие для передачи авторского мнения  при функционировании в художественном тексте.

     Решение задач, поставленных в исследовании, осуществлялось при помощи следующих  методов:

  1. описательного, позволяющего рассмотреть исследуемую проблему в целом и дать точную характеристику изучаемому явлению;
  2. структурного, используемого для рассмотрения отношений между выделяемыми языковыми единицами;
  3. метода контекстуального анализа, а именно - метода генеральной совокупности, помогающего объединить все множество единиц, подлежащих изучению (Шаховский, Шейгал 2008: 111);
  4. количественного метода, позволяющего проводить статистический анализ выделенных единиц
  5. элементов компонентного и контекстуального анализа;
  6. приема сплошной выборки.

     Материалом  исследования послужили односоставные предложения, извлеченные из стихотворений волгоградских поэтов Н.Н. Мазанова, Е.В. Иванниковой, Л.В. Щипахиной и В.П. Овчинцева. 

2. Основные методы исследования. Описательный метод.

  Среди ряда общенаучных методов исследования можно выделить описательный, структурный и количественный методы. С их помощью проводится анализ языковых единиц в нашем исследовании. Вначале рассмотрим описательный метод.

  Описательный  метод – это вид научного метода, представляющий собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик. Описательный метод имеет применение во всех дисциплинах социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов, особенно в лингвистике Предельно широкая употребительность описательного метода в границах научного поиска обусловливается многоступенчатостью методологии современного научного познания, в иерархии которой описательный метод занимает первичные позиции (после наблюдения).

Цель  и задачи метода:

Цель: изучение социального функционирования языка, описание и анализ элементов и частей «механизма» языка;

Задачи: установить набор языковых явлений, подлежащих изучению, обозначить их в ряду смежных явлений, определить статус, охарактеризовать данные дефиниции.

База  исследования:

Базой исследования для описательного метода является язык.

Специализация:

  1. Описание отдельного языка, его системы и структуры
  2. Описание отдельной группы единиц и установление их статуса в рамках языковой системы

Аспекты анализа:

    Аспектами анализа в описательном методе являются формальный и семантический.

Методика

Господствующей методикой является методика наблюдения, с последующей классификацией, интерпретацией и обобщением.

Научно-исследовательские  приемы:

Компонентный  анализ исходит из того, что единицами анализа являются части или элементы языковой единицы – номинативно-коммуникативной и структурной. Примером компонентного анализа являются толкования слов.

Контекстный анализ – здесь единицами анализа выступают речевые или языковые единицы. В языкознании применяется методика контекстного анализа, при которой единица языка анализируется в составе речевого образования – контекста.

Технические приемы и процедуры: сбор, каталогизация (типологизация, систематизация или распределение по категориям) материала, открывающие возможность исследования его состава, структуры, генетических характеристик, наиболее общих отношений между ними, а также предметно заданных качеств (распределение и поляризация данных по типам, классам, видам, родам или категориям, напротив, реализуется преимущественно в синтетическом ключе);

Возможности использования общенаучных методов применительно к теме курсовой работы: в рамках проводимого нами исследования описательный метод используется в качестве одного из базовых методов исследования. С его помощью нам удается описывать актуальные в рамках исследования понятия, устанавливать их статус в науке о языке. С помощью описания языковых единиц мы даем им характеристику, подготавливая для дальнейшего анализа.  

3. Структурный метод.

  Структурный метод - один из основных методов в языкознании, основоположником которого является Ф. де Соссюр. Он сформулировал «базу» структурного метода, его принципы – «чтобы звуки живого языка или буквы письменного языка определялись не чисто фонетически или чисто графологически, а только путем регистрации взаимных соотношений и чтобы единицы языковых значений (языковых содержаний) тоже определялись не чисто семантически, а путем такой же регистрации взаимных соотношений» (Ельмслев 2012: электронный ресурс). В понимании Соссюра, главное в структурном методе – «не в звуках или знаках и значениях как таковых, а во взаимных соотношениях между ними в речевой цепи и в парадигмах грамматики. Эти именно соотношения и составляют систему языка, и именно эта внутренняя система является характерной для данного языка в отличие от других языков, в то время как проявление языка в звуках, или письменных знаках, или значениях остается безразличным для самой системы языка и может изменяться без всякого ущерба для системы» (Ельмслев 2012: электронный ресурс).

Цель  и задачи метода:

Цель: структурное  описание языка;

Задачи: выделить обобщённые инвариантные единицы (схемы предложений, морфемы, фонемы) и соотнести их с конкретными речевыми сегментами на основе строгих правил реализации.

База  исследования - изучение и анализ текста с целью установления структурных отношений между его элементами;

Специализация - структурная характеристика отдельного языка, его особенностей.

Аспекты анализа:

В качестве аспектов в структурном методе могут  выступать дистрибутивный и  трансформационный  анализ, формальнограмматический и  анализ посредством установления языковых «универсалий».

Методика:

  1. Структурирование
  2. Описание
  3. Обобщение
  4. Анализ

Информация о работе Общенаучные методы в курсовой работе магистранта