Прецедентные тексты в заголовках региональной прессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:30, курсовая работа

Краткое описание

В СМИ одним из свойств передачи материала является публичность, которая выражается в том, что передаваемое содержание в процессе массовой коммуникации стало доступно всем членам общества. Тесная связь современных СМИ с разговорной речью обусловлена их ориентацией на усреднённого реципиента, что находит своё широкое распространение в независимой прессе. Газета - самая массовая читаемая продукция.
А.В. Калинин предъявляет по отношению к газете три требования: правильность, простота и выразительность "Если язык правилен, прост и выразителен - значит, он хороший. Говорящий и пишущий должны стремиться к соблюдению этих трёх условий. Слишком дорога русская речь и слишком велика роль газеты в воспитании (в том числе культуры речи) читателя"

Содержание

Введение
2. Прецедентные тексты в языке газет и их особенности
2.1. Прецедентные тексты в языке газет
2.2. Особенности прецедентных текстов
3. Прецедентное высказывание в газетном тексте: особенности читательского восприятия.
4. Анализ использования прецедентных текстов в заголовках архангельской прессы.

Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая[1].doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

2. Прецедентные тексты в языке газет и их особенности

2.1. Прецедентные тексты в языке газет

2.2. Особенности прецедентных текстов

3. Прецедентное высказывание в газетном тексте: особенности читательского восприятия.

4. Анализ использования прецедентных текстов в заголовках архангельской прессы.

 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В наше время в условиях всемирной глобализации человек постоянно испытывает на себе влияние современных средств массовой информации (СМИ). Поэтому не случайно, что в обществе средствам массовой информации отведена такая важная роль.

"Массовая коммуникация - система социального взаимодействия особого рода. Общезначимость данной коммуникативной сферы обусловлена тем, что в центре её внимания находится человеческое общество, которое выступает как ограниченное социальное пространство со специфическими внутренними процессами и культурными характеристиками. СМИ можно рассматривать как особую социально-информационную систему, выполняющую функцию ориентации" [1, с.8].

Язык средств массовой информации, особенно газетной печати, - тема, вызывающая споры и интересующая многих в наше время. Особое внимание заслуживает заголовок газетной статьи. В современных СМИ наблюдается тенденция к усилению информативности, коммуникативной общезначимости, общедоступности. Для осуществления этой темы необходимо, чтобы тексты СМИ были доступны массовой аудитории, т.е. максимально приближены к её речи.

В СМИ одним из свойств передачи материала является публичность, которая выражается в том, что передаваемое содержание в процессе массовой коммуникации стало доступно всем членам общества. Тесная связь современных СМИ с разговорной речью обусловлена их ориентацией на усреднённого реципиента, что находит своё широкое распространение в независимой прессе. Газета - самая массовая читаемая продукция.

А.В. Калинин предъявляет по отношению к газете три требования: правильность, простота и выразительность "Если язык правилен, прост и выразителен - значит, он хороший. Говорящий и пишущий должны стремиться к соблюдению этих трёх условий. Слишком дорога русская речь и слишком велика роль газеты в воспитании (в том числе культуры речи) читателя" [2, с.72].

Известный лингвист В.Г. Костомаров тем не менее высказывает опасения об общем состоянии русского литературного языка в настоящем и будущем. Уход современных журналистов от косного авторитарного единомыслия к свободе слова, к разнообразию породил небрежность в употреблении языка. К тому же инициаторами более свободного обращения с языком выступают сейчас достаточно грамотные люди - журналисты. Подобное "раскрепощение языка" В.Г. Костомаров называет "варваризацией" или "вандализацией" [3, с.10]. Именно журналистам важно не забывать об обратной связи, в соответствии с которой читатели воспринимают СМИ как образец речевого этикета, эталон, которому нужно следовать.

Этому должно способствовать наличие в газетном тексте языковых конструкций культурной информации, которые побуждали бы к размышлению, активизации знаний реципиента, ведь современная газетная коммуникация ставит своей целью не только информировать читателя, но и формировать у него определённые представления, оказывать воздействие на адресата, влиять на его эмоциональное состояние. Для этого в языке существует богатый, разнообразный арсенал лексико-фразеологических единиц, в содержание которых входит экспрессивность, эмотивность и оценочность. В современной газетной коммуникации выделяются и такие модели, как прецедентные тексты, которые несут в себе культурные, исторические, этнические и научные знания о мире.

Именно поэтому представляется интересным рассмотреть прецедентные тексты (далее именуемые ПТ) в архангельских газетах как сознательно формируемую тенденцию, которая отражает ход развития современного общества.

 

 

 

Цель работы: Проанализировать использование прецедентных текстов в заголовках газет прессы Архангельска.

Задачи:

- рассмотреть вопрос изученности языка средств массовой информации современными учёными-лингвистами;

- определить понятие прецедентного текста, принятого в современной науке;

- выделить особенности прецедентных текстов в заголовках газет;

- изучить и проанализировать прецедентные тексты в заголовках газет на примере периодических изданий Архангельска.

Объект исследования – тексты периодических изданий Архангельска.

Предметом исследования являются  прецедентные тексты в заголовках газет г. Архангельска.

Материалом для исследования послужили ……

Структура  данной работы представлена Введением, главами: прецедентные тексты в языке газет и их особенности, прецедентное высказывание в газетном тексте: особенности читательского восприятия, анализ использования прецедентных текстов в заголовках архангельской прессы.

Заключением, Списком литературы.


Глава  1. Газетный заголовок как элемент газетного текста

             

Слово «газетность» отсутствует в толковых словарях современного русского языка. Но оно употребляется учёными-лингвистами для определения языка и стиля газеты. Это определённые способы создания публицистичности, экспрессивности газетной речи, обусловленное назначением газеты как средства массовой коммуникации [Житенева,1984, 85].

Отличительные черты газетности: информативно насыщенный, предельно сжатый текст; тщательный отбор фактов и их социальная типизация, предполагающая оценочный подход; воздействующая роль газетного слова; преодоление стереотипа, заключающееся в выработке особых форм выражения экспрессии. Г.Я. Солганик также отмечает в качестве отличительных черт языка газеты социальную оценочность, коммуникативную общезначимость, особый характер экспрессивности [Солганик, 1981, 34].

Создавая экспрессивный эффект, можно легко обходиться общим указанием, условным знаком, чисто внешним признаком. В частности, для создания экспрессии можно использовать возможности фразеологии. Газетный текст - это своеобразное явление, которое стоит несколько особняком в ряду других видов текстов. Даже на поверхностный взгляд специфика языка газеты совершенно очевидна. Она связана с тем, что в газете есть особые речевые образования - заголовки, подзаголовки, рубрики. Таким образом, газетный текст является специфическим типом текста, занимающим особое место в сложной иерархической системе текста. При этом заголовок - это обязательная структурно-композиционная категория любого газетного текста. Он несёт на себе важнейшую коммуникативную нагрузку.

 

В словаре В. Даля о заглавии сказано, что это "выходной лист, первый лист книги или сочинения, где означено название какого-нибудь произведения или отдела его частей" [Даль, 1978, 567]. Как заглавие литературного произведения трактуется заголовок и в БСЭ. "Заголовок, - говорится в ней, - название литературного произведения, в той или иной степени раскрывающее его содержание" [БСЭ, 1972, 271]. «Десяток - другой букв, ведущих за собой тысячи знаков текста, принято называть заглавием... Заглавие — словосочетание, выдаваемое автором за главное... Если автору удаётся найти оригинальное, броское название, способное мгновенно приковать к себе внимание читателя, успех статьи или книги уже обеспечен». Безусловно, приведённые определения верны и для газетного заголовка, так как он является частью общего понятия "заглавие". Но Газетный заголовок имеет свою специфику. Он живёт на газетной странице, следовательно, отражает характерные особенности газеты: её оперативность, публицистичность, жанровую палитру.

Заголовок - это своеобразный элемент текста, имеющий двойную природу (см. Э.А. Лазарева). С одной стороны, это языковая структура, предваряющая текст, стоящая "над" ним и перед ним. Поэтому заголовок воспринимается как речевой элемент, находящийся вне текста и имеющий определённую самостоятельность. С другой стороны, заголовок - полноправный компонент текста, входящий в него и связанный с другими компонентами целостного текста (началом, серединой, концовкой), вместе с которыми он составляет архитектонику текста. Эта «двойственная природа заголовка» и определяет многие его особенности.

Двойственная природа заголовка, о которой было сказано ранее, видимо, определила то обстоятельство, что в литературе, посвященной газетным заголовкам, последние рассматриваются в основном с точки зрения двух аспектов: структурного и психологического.

В рамках структурного аспекта газетный заголовок представлен как структурный элемент статьи, публицистического текста, характеризующегося определённой цельностью и взаимодействием компонентов. С этой точки зрения газетный заголовок рассматривается в различных учебных пособиях по журналистике. Также анализу данной проблемы посвящены работы А. Бессоновой, 3.Д. Блисковского, О.И. Богословской, И.И.

В этой связи следует подчеркнуть важность соотношения заголовка и соответствующей статьи. «Заголовок стоит над текстом, отделён от него отдельным пространством, это позволяет ему функционировать в качестве самостоятельной речевой единицы» [Лазарева, 1989, 34]. З.Д. Блисковский отмечал: «Заглавие — не реклама, а само произведение... Выдавать авторский замысел с самого начала тоже нельзя. От страницы к странице заглавие должно наполняться смыслом и значением, развиваться вместе с сюжетом. Простые слова заглавия под конец чтения должны наполняться смыслом...» [Блисковский, 1981, 7].

Заголовок газеты, являясь структурным компонентом статьи, выполняет автономные функции (их заголовок выполняет до текста, как самостоятельная единица): например, функция изображения авторского отношения к предмету речи и условиям общения [Лазарева, 1989, 4].Однако следует отметить, что с данной позиции (заголовок как структурный элемент статьи, репрезентант текста публикации) в большей мере интересует журналистов - специалистов по созданию газетных заголовков.

Заголовок выполняет и так называемые обусловленные функции (заголовок при этом выступает в связи с текстом): например, функцию изображения авторского отношения к тексту и тональности текста [Лазарева, 1989, 4]. Главной с этой точки зрения является такая функция газетного заголовка, как функция привлечения внимания к статье, а следовательно, в центре исследования будут находиться приёмы привлечения читательского внимания. Так, А.С-Подчасова говорит о стремлении «любой ценой потрясти воображение современного читателя» [Подчасова, 2000, 52]. Большое внимание проблеме эффективности газетных заголовков с точки зрения выполнения ими функции привлечения внимания к статье уделяет в своих работах Э.А. Лазарева.

Заголовок.— неотъемлемая часть газетной публицистики. Первое, с чем сталкивается читатель газеты, - это названия публикаций. Читатель, просматривая газетную полосу, по заголовкам ориентируется в её содержании. Заголовок является, таким образом, первым сигналом, побуждающим к чтению того или иного материала [Лазарева, 1989, 3].

Иными словами, газетный заголовок решает проблему привлечения внимания к статье и ко всей газете в целом. Данная проблема стала особенно актуальна для каждого журналиста в последнее десятилетие - время борьбы за рынок информации и глобальных изменений на рынке печатной продукции. В связи с этим постоянно изменяется информационная концепция старых и появившихся недавно изданий, в движении находится и язык журналистов.

В развитии языка современной публицистики можно условно выделить две противоположные тенденции: с одной стороны, его заметное опрощение, а, с другой стороны, усложнение лексики и содержания публикаций, появление новых приёмов в преподнесении информации и создании заголовков публикаций. К таким приёмам относится использование прецедентных текстов при создании газетных заголовков.

В литературе о газетных заголовках справедливо подчёркивается, что работа над ними — процесс творческий. Часто заголовками газетных статей становятся меткие выражения писателей, можно привести безграничное число песенных строк — потенциальных заголовков, устойчивые обороты и словосочетания, способствующие повышению выразительности заголовков. Одно обращение к таким фразам вызывает определённые ассоциации, эмоции, чувства.

Предваряя текст, заголовок несёт определённую информацию о содержании публицистического произведения. В то же время заглавия газетной полосы имеют эмоциональную окраску, возбуждают читательский интерес, привлекают внимание. Исследования показывают, что примерно 80% читателей уделяют внимание только заголовкам.

Если в газетно-публицистическом тексте с точки зрения воздействия на читателя можно выделить взаимосвязанные между собой уровень внимания, уровень соучастия и уровень открытия, то с заголовочным комплексом связан, прежде всего, уровень внимания. С его помощью достигается направленное и сосредоточенное вовлечение читателя в художественное повествование, возбуждение, как говорят психологи, временного или ситуационного интереса.

Важность заголовка в плане воздействия на читателя определяется тем, что он занимает коммуникативно сильную позицию. Всё сказанное объясняет интерес к изучению заголовка в лингвистической науке. Исследования проблемы заголовка ведутся во многих направлениях.

 

 

 

Информация о работе Прецедентные тексты в заголовках региональной прессы