Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 04:16, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ инвестиций в человеческий капитал и их влияние на интересы российского общества.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
- изучить понятие человеческого капитала, его сущность, структуру, классификацию;
- рассмотреть понятие интересы общества, установить его взаимосвязь с понятием инвестиции в человеческий капитал;
- изучить понятие инвестиции в человеческий капитал, их содержание, структуру, виды;
- проанализировать современную ситуацию с инвестициями в человечески капитал в России;
- проанализировать возможные способы удовлетворения общественных интересов с помощью инвестиций в человеческий капитал.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Человеческий капитал…………………………………………………………………5
1.1. Понятие человеческий капитал и его виды…………………………………………….….5
Основные методики оценки человеческого капитала……………………………..….….8
Глава 2. Инвестиции фирмы в человеческий капитал…………………………………….…14
2.1. Инвестиции в человеческий капитал……………………………………………………..14
2.2. Основные подходы фирмы к формированию человеческого капитала……………….17
2.3. Инвестиции фирмы в повышении профессиональной подготовки сотрудников……..19
2.4. Основные показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал………….21
2.5. Способы удовлетворения интересов общества с помощью инвестиций в человеческий капитал…………………………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………………………….32
Современный мир характеризуется переходом к принципиально новому типу общественно экономического развития, основными факторами которого становятся знания, образование, морально-нравственные характеристики работника, полнота человеческой жизни. Научное понимание работника стало ассоциироваться с понятием совокупного работника, которое охватывает спектр качеств личности: индивидуальных, коллективных, общественных, биологических, образовательных, интеллектуальных, культурных. В эпоху постиндустриального общества экономика служит не ею самой определяемым целям, а целям человеческого развития и совершенствования.
Понятие „человеческий капитал“ приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально – экономических исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований данной проблемы.
Теорией человеческого капитала начали заниматься уже с XIX века. Такие известные экономисты – теоретики как В. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль и К. Маркс включали развитые полезные способности человека в понятие основного капитала. Не прерывалась дискуссия о необходимости и целесообразности трактовки человека и его способностей как своеобразного основного капитала. Такие экономисты, как Жан-Батист Сэй, Джордж Маккуллох, Нассау Сениор, Вальтер Рошер, Генри Маклеод, Леон Вальрас, Иоганн фон Тюнен, Ирвин Фишер считали возможной и полезной трактовку человека как основного капитала.
Россия переходит к принципиально новому типу общественно-экономического развития, в котором на первый план выходит работник как залог успешного функционирования общества. И от того, насколько успешно данный индивид функционирует в данной среде, зависит, насколько успешно функционирует вся среда в целом.
Развитая человеческая личность представляет собой конечный результат экономического функционирования и одновременно его важнейший ресурс и средство последующего развития. Так, постепенно изменяется сущностная определенность, общественная значимость и характер трудового использования человеческого капитала, который приобретает ряд черт, характеризующих его как новую социальную категорию.
Поэтому именно на данном этапе экономического развития нашей страны актуальны вопросы инвестиций в человеческий капитал.
Объектом исследования является Российская Федерация.
Предметом исследования являются инвестиции в человеческий капитал и их взаимосвязь с интересами общества.
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ инвестиций в человеческий капитал и их влияние на интересы российского общества.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
- изучить понятие человеческого капитала, его сущность, структуру, классификацию;
- рассмотреть понятие интересы общества, установить его взаимосвязь с понятием инвестиции в человеческий капитал;
- изучить понятие инвестиции в человеческий капитал, их содержание, структуру, виды;
- проанализировать современную ситуацию с инвестициями в человечески капитал в России;
- проанализировать возможные способы удовлетворения общественных интересов с помощью инвестиций в человеческий капитал.
1.1.Понятие человеческий капитал и его виды.
Теорией человеческого капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда это стало одним из перспективных направлений развития экономической науки. Уже со второй половины ХХ в. она стала основным достижением прежде всего экономики образования и труда.
В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле “одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе1. В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.
В „Экономической энциклопедии“ человеческий капитал определяется как „особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт2.
Особенности человеческого капитала:
В экономической литературе существует несколько подходов к классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.
С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий капитал. Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способ удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способ их удовлетворения Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).
Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается.5
Рисунок 1 – Виды человеческого капитала по формам его воплощения
По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить специальный человеческий капитал и общий человеческий капитал. Специальный человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности.
Таким образом, при существовании большого количества определений и видов „человеческого капитала“, это понятие, как многие термины, представляет собой „метафору, переносит свойства одного явления на другое по общему для них признаку“6 . Человеческий капитал - это важнейшая составная часть современного производительного капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом. Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал.
Для характеристики качества человеческого капитала (уровня, качества, количества) используется система показателей. Это показатели - интегральные, частные, социальные (натуральные) и экономические (стоимостные). В рамках современной теории человеческого капитала оценивается не только объем вложений в человеческий капитал, но и объем аккумулированного индивидуумом человеческого капитала. При этом подсчитывают стоимость общего объема человеческого капитала как для одного индивидуума, так и для всей страны.
Если смотреть по странам мира, то, согласно оценкам, наибольший объем человеческого капитала находится в США и составляет примерно три четверных всего национального богатства США.
Человеческий капитал как сложная экономическая категория имеет качественные и количественные характеристики. В рамках современной теории человеческого капитала оценивается не только объем вложений в человеческий капитал, но и объем аккумулированного индивидуумом человеческого капитала. При этом подсчитывают стоимость общего объема человеческого капитала как для одного индивидуума, так и для всей страны.
В экономической литературе
используется большое
Одним из наиболее простых способов является способ, использующий натуральные (временные) оценки, измерения человеческого капитала (а именно образования) в человеко-годах обучения. Чем больше времени затрачено на образование человека, чем выше уровень образования, тем большим объемом человеческого капитала он обладает. При этом учитывается неодинаковая продолжительность учебного года в течение анализируемого периода, неравнозначность года обучения на разных уровнях образования (например, среднее образование в школе и высшее образование в университете).