Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 16:42, курс лекций
РЦБ – отношения, возникающие между его участниками, по поводу выпуска, обращения и гашения ценной бумаги (ЦБ).
ЦБ – документ, удостоверенный с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
Лекции по дисциплине
«Рынок ценных бумаг»
Лекция 1 «Общая характеристика РЦБ».
1. Понятия, связанные с РЦБ.
2. Классификация РЦБ.
3. Функции рынка.
4. Участники РЦБ.
1.
РЦБ – отношения, возникающие между его участниками, по поводу выпуска, обращения и гашения ценной бумаги (ЦБ).
ЦБ – документ, удостоверенный с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
Эмитент – участник рынка, выпустивший ЦБ в обмен на денежные средства или имущество, принадлежащие инвестору и несущие соответствующие обязательства по ЦБ перед инвестором.
Инвестор – владелец ЦБ, ставший им в результате обмена на нее определенного количества принадлежащих ему денежных средств или имущества.
Выпуск в обращение (эмиссия ЦБ) – представляет собой отчуждение ЦБ от эмитента к инвестору.
Гашение (погашение ЦБ) – представляет собой отчуждение ЦБ инвестором обратно эмитенту, сопровождается прекращением существования конкретной ЦБ. Обычно имеет место при окончании срока действия ЦБ.
Изъятие ЦБ из обращения – представляет собой отчуждение ЦБ инвестором обратно эмитенту, не сопровождающееся прекращением существования конкретной ЦБ.
2.
1. В зависимости от стадии кругооборота ЦБ:
- первичные рынки (эмитент – инвестор);
- вторичные рынки (инвестор – инвестор).
2. По виду ЦБ:
- рынок акций;
- рынок облигаций;
- рынок других ЦБ (сертификаты, производные ЦБ).
3. В зависимости от вида эмитента:
- рынок государственных ЦБ:
а) федеральный рынок ЦБ;
б) рынок ЦБ субъектов РФ;
в) рынок муниципальных ЦБ;
- рынок корпоративных ЦБ.
4. С точки зрения наличия твердо установленных правил торговли:
- организованные (по строго установленным правилам);
- неорганизованные.
5. В зависимости от степени концентрации отношений эмитентов и инвесторов с точки зрения места, времени, процессов, РЦБ подразделяются:
- биржевой;
- внебиржевой.
Биржевой рынок – рынок, имеющий юридический статус. Экономическим основанием биржи как рынка является высокая степень концентрации однотипных сделок с ЦБ в определенной месте и определенный отрезок времени.
Внебиржевой рынок – рынок характеризуется хаотичностью процессов заключенных сделок купли-продажи с ЦБ во времени и в пространстве, а в организационно-юридическом плане данный рынок рассредоточен по стране и по участникам.
3.
1. Обще рыночные функции РЦБ:
1) коммерческая функция (извлечение прибыли);
2) оценочная функция (ЦБ имеет стоимость);
3) информационная функция (информация о событиях на РЦБ);
4) регулирующая функция (рынок действует по определенным правилам, которые его участники обязаны соблюдать).
2. Функции РЦБ как финансового рынка:
1) перераспределительная (по средствам финансовых рынков осуществляется перераспределение сбережений или свободных денежных средств из простых денежных форм в различные формы капитала);
2) защитная (финансовые рынки представляют своим участникам инструменты защиты капитала от тех или иных рисков).
4.
К участникам РЦБ относятся как его непосредственные участники, так и государственные, и общественные органы его регулирования и контроля.
Непосредственными участниками РЦБ являются межрыночные и внутрирыночные участники РЦБ.
Межрыночные участники – консалтинговые агентства, информационные агентства и рейтинговые агентства.
Внутрирыночные участники – совокупность профессиональных и непрофессиональных (инвесторы, эмитенты) участников.
Профессиональные участники – брокер, дилер, управляющая компания, депозитарии, регистраторы, клиринговые организации, организаторы рынка.
Через ФСФР, а также через министерство финансов государство оказывает влияние.
Лекция 2 «Сущность ценной бумаги. Общая характеристика ценной бумаги».
ЦБ – особый товар, обращающийся на особом, своем собственном, рынке – на рынке ЦБ.
Данный товар не имеет вещной формы, не является ни физическим товаром, ни услугой.
ЦБ – документ, являющийся носителем данных, свидетельствующих о праве владельца на ценность и полномочия, закрепленные в нем.
Чтобы ЦБ была признана таковой, она должна удовлетворять следующим требованиям:
1) обращаемость ЦБ (поступление предложения на ЦБ – спрос);
2) доступность для гражданского оборота;
3) стандартность и документальность;
4)регулируемость и признание государства;
5) ликвидность и риск.
Классификация ЦБ:
1. По характеру отношений между покупателями и продавцами ЦБ:
а) основные ЦБ;
б) производные ЦБ.
Основные ЦБ – бумаги, в основе которых лежат имущественные права на реальный актив (имущественный товар, деньги) – акции, облигации, банковские сертификаты.
Производные ЦБ – документы, устанавливающие условия купли-продажи основных ЦБ, оформляющие право не на сами основные ЦБ, а на право торговли ими – варрант, фьючерсы, форварды и т.д.
2. По способу регистрации выпуска ЦБ различают:
а) эмиссионные;
б) неэмиссионные.
Эмиссионные ЦБ размещаются выпусками, имеют равный объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска, вне зависимости от времени приобретения ЦБ; требуется обязательная государственная регистрация (акции, облигации).
Неэмиссионные ЦБ – противоположность эмиссионной ЦБ (вексель).
3. По своему функциональному значению:
а) долговые ЦБ (облигация, банковский сертификат);
б) долевые ЦБ (акция);
в) платежные документы (чек);
г) товарораспорядительные документы (складское свидетельство).
4. По способу передачи права собственности:
а) именные ЦБ – имя владельца зафиксировано на ее бланке или в реестре собственников (акция);
б) предъявительские ЦБ – имя владельца не фиксируется на ней самой, а ее обращение не нуждается нив какой регистрации (банковский сертификат);
в) ордерные ЦБ – акт передачи фиксируется на самой ЦБ (вексель).
5. По форме выпуска:
а) ЦБ, выпущенные в документарной форме – фиксация прав осуществляется с помощью бумажных носителей (вексель, чек, банковский сертификат);
б) ЦБ, выпускаемые в бездокументарной форме – то есть фиксация прав осуществляется с помощью компьютерной записи (акция).
6. В зависимости от статуса эмитента:
а) государственные ЦБ (облигация кредитного займа);
б) корпоративные ЦБ (облигации).
7. По соотношению доходности и риска:
а) инвестиционные ЦБ – ЦБ, обладающие низкой доходностью, но риск вложения в них невысок. Такие ЦБ считают самыми высококлассными для среднестатистического инвестора, риск невозврата основной суммы долга или неполучения текущего дохода в виде % или дивиденда – минимальный;
б) спекулятивные ЦБ – характеризуется средними параметрами риска и доходности. Бумаги среднего инвестиционного качества, обычно они высоконадежны и достаточно доходны;
в) вложения в венчурные ЦБ – сопряжены с высоким риском, но обещают высокие доходы.
Лекция 3 «Инвестиционная характеристика акций»
1. Общая характеристика акций.
2. Доходность акций. Типы инвесторов, осуществляющих вложения в акции.
3. Определение цены акции.
1.
Акция – эмиссионная ЦБ, дающая право ее владельцу на получение части прибыли в виде дивидендов, на участие в управлении компанией, на получение части имущества в случае ликвидации общества.
Капитал акционерного общества состоит из номинальной стоимости акций, можно сказать, что акция – ЦБ, из номинальной стоимости которой складывается УК компании, называемой АО. Каждая акция – доля в УК.
Уставный капитал – капитал, которым в обязательном порядке наделяется юридическое лицо при его образовании и которое не может быть меньше величины, установленной по закону.
В целом АО делятся на открытые АО (менее 1 тысячи МРОТ) и закрытые АО (менее 100 МРОТ).
Количество акционеров в ЗАО не может превышать 50 человек.
УК = Цн * Количество
На практике размещенные ценные бумаги продаются только по рыночной цене, которая больше номинальной цены, поэтому в результате эмиссии акций АО формирует не только УК, но и полученный в свое распоряжение ещё и дополнительный капитал в виде превышения цены размещения акции над её номинальной стоимостью.
Основные характеристики акций:
1. Бессрочность акции – акции не имеют ограничения по сроку своего существования. Существование прекращается либо в результате банкротства, либо в результате ликвидации;
2. Эмиссионная ЦБ;
3. Бездокументарность – в соответствии с ФЗ «О РЦБ» именные ЦБ имеют только бездокументарную форму;
4. Именная принадлежность – в РФ существуют только именные акции, предъявительские отсутствуют.
Права акционеров:
а) право на получение дивидендов;
б) право на управление – право реализуется путем участия акционера в работе общего собрания;
в) право на участие в имуществе – на часть в ликвидационном обществе;
г) право свободного распоряжения – акция может быть свободно продана, подарена, отдана в залог;
д) право на преимущественное приобретение новых эмиссий – акционер, в случае новой эмиссии имеет право приобретения акции пропорционально имеющемуся у него числу акций.
Обыкновенная акция – акция, дающая право голоса её владельцу на общем собрании акционеров.
Привилегированная акция – её владелец имеет первоочередное право на получение дивидендов и части ликвидационной стоимости.
Максимальная доля привилегированных акций в УК составляет 25%, следовательно, обыкновенные акции не могут занимать менее 75%.
Виды привилегированных акций
Простые (обычные). | Комулятивные – позволяют накапливать дивиденды за ряд промежутков времени (дивиденды выплачиваются 1 раз в 2-3 года). | Конвертируемые – дают возможность обменять привилегированные акции на другие виды акций. |
Виды стоимости акций:
1. Номинальная цена – цена, устанавливаемая при выпуске акций, та цена, которая зафиксирована на бланке ЦБ.
Номинальная цена акции показывает, какая доля УК приходилась на одну акцию на момент создания АО.
2. Балансовая стоимость – стоимость чистых активов АО, приходящихся на одну акцию по балансу.
3. Ликвидационная стоимость – стоимость реализованного имущества АО в фактических ценах, приходящегося на одну акцию.
4. Рыночная цена – цена, по которой акция продается или покупается на рынке.
5. Курс акции – отношение рыночной цены к номинальной, выраженный в %.
2.
Доходность акции следует рассматривать, как её способность принести доход инвестору в случае её приобретения.
Одним из важнейших показателей, определяющих доходность акции, является ставка дивиденда. Она определяется следующим образом:
dc = D/N*100%
где,
D – величина выплаченных дивидендов годовых, руб.;