Угрозы и риски при формировании инвестиционной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:59, доклад

Краткое описание

Проблема создания благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в российскую экономику в последние годы приобретает особую остроту. Определяющую роль для ее решения призвана сыграть соответствующая инвестиционная политика. Однако до недавнего времени инвестиционной политике в нашем государстве не уделялось достаточно внимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА....................................................................................................4
1.1 Финансирование инвестиционной деятельности.........................................4
2 УГРОЗЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА....................................................................................................7
2.1. Угрозы и риски в денежно- кредитной и инвестиционных сферах.8
2.2. Угрозы и риски в социальной сфере.....................................................12

3 ВЫВОД.............................................................................................................19

Вложенные файлы: 1 файл

доклад на тему иневестицю политики государства.docx

— 45.69 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Уральский филиал

государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования

«Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова»

в г. Екатеринбурге

 

 

89049847215

ДОКЛАД

 

На тему:  Угрозы и риски при формировании инвестиционной политики государства 

                          

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы 5 ФК 18 Д                                            И.А.Сошникова       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург   

2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 3

1   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА....................................................................................................4

1.1 Финансирование инвестиционной деятельности.........................................4

2    УГРОЗЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ  ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА....................................................................................................7

        2.1. Угрозы  и риски в денежно- кредитной  и инвестиционных сферах.8

        2.2. Угрозы  и риски в социальной сфере.....................................................12

 

3    ВЫВОД.............................................................................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Необходимым условием эффективного развития экономики  является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством  роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах экономики и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал  на новой научно-технической базе и повышают конкурентные позиции  России на мировом рынке.

Проблема создания благоприятного инвестиционного климата для  привлечения инвестиций в российскую экономику в последние годы приобретает  особую остроту. Определяющую роль для  ее решения призвана сыграть соответствующая  инвестиционная политика. Однако до недавнего времени инвестиционной политике в нашем государстве не уделялось достаточно внимания.

Притоку национального и иностранного капитала в инвестиционную сферу препятствуют несовершенство законодательства, инфляция, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем  усиливает их негативное влияние  на инвестиционную ситуацию. Меры по совершенствованию  инвестиционной политики и стимулированию инвестиционной деятельности к настоящему времени не принесли существенного  эффекта.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследование механизма формирования инвестиционной политики, является актуальным.

 

 

 

 

 

 

1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

       Инвестиционная  политика связана с созданием  условий для привлечения отечественных  и иностранных инвестиций, прежде  всего в реальный сектор экономики.  Инвестиционная политика как  часть финансовой политики реализуется  на разных уровнях государственного  управления и управления финансами  хозяйствующих субъектов. Главная  задача этой политики заключается  в создании таких условий, чтобы  инвесторам было выгодно вкладывать  финансовые средства в экономику  России, чтобы огромные капиталы  не «убегали» из России, а, наоборот, происходил приток иностранного  капитала.

 

1. Финансирование инвестиционной  деятельности

 

    Согласно действующему  законодательству инвестиционная  деятельность  на территории РФ может финансировать за счет:

  1. собственных  финансовых   ресурсов   и   внутрихозяйственных   резервов инвестора (  прибыль,  амортизационные  отчисления,  денежные  накопления  и сбережения  граждан  и  юридических  лиц,  средства  выплачевыемые  органамистрахования в виде возмещения потерь от аварий,  стихийных бедствий  и др. средства);
  2. заемных финансовых средств инвестора (банковские и  бюджетные  кредиты, облигационные займы и др. средства);
  3. привлеченных финансовых  средств  инвестора  (средства,  полученные  от продажи акций паевые и иные  взносы  членов  трудовых  коллективов,  граждан юридических лиц);
  4. денежных   средств,   централизуемых   объединениями   предприятий    в установленном порядке;
  5. инвестиционных  ассигнований  из  государственных   бюджетов,   местных бюджетов и внебюджетных фондов;
  6. иностранных инвестиций;
  7. собственные финансовые ресурсы (самофинансирование)

        Прибыль  главная  форма чистого дохода предприятия, выражающая стоимость прибавочного  продукта.  Ее величина выступает как часть денежной выручки,  составляющая  разницу  между реализационной ценой продукции (работ услуг)  и  ее  полной  собственностью. Прибыль   является   обобщающим   показателем    результатов    коммерческой деятельности предприятия. После уплаты налогов и других платежей из  прибыли

в бюджет у предприятия остается чистая прибыль. Часть ее можно направить  на капитальные вложения социального и производственного  характера.  Эта  часть прибыли может использоваться на  инвестиции  в  составе  фонда  или  другого фонда аналогичного назначения, создаваемого на предприятии.

    Вторым крупным источником  финансирования  инвестиций  на  предприятиях являются  амортизационные  отчисления.  Накопление  стоимостного  износа  на предприятии происходит сестематически                            ( ежемесячно), в то  время как основные  производственные  фонды не

требуют возмещения в натуральной  форме после каждого цикла  воспроизводства. В  результате  формируются  свободные  денежные  средства  (путем  включения амортизационных отчислений  в  издержки  производства)  которые  могут  быть направлены для расширения производства основного капитала предприятий.

 

 1.2 Основные принципы инвестиционной политики

 

    С учетом необходимости  преодоления  дальнейшего   спада  производства  и ограниченности финансовых возможностей государства  инвестиционную  политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

  1. последовательная   децентрализация   инвестиционного   процесса   путем развития  многообразных  форм  собственности,  повышение   роли   внутренних (собственных)  источников  накоплений  предприятий для финансирования   их инвестиционных проектов;
  2. государственная  поддержка   предприятий   за   счет   централизованных инвестиций;
  3. размещение  ограниченных  централизованных   капитальных   вложений   и государственное  финансирование  инвестиционных  проектов  производственного назначения строго в  соответствии  с  федеральными  целевыми  программами  и исключительно на конкурентной основе;
  4. усиление государственного контроля  за  целевым  расходованием  средств федерального бюджета;
  5. совершенствование нормативной  базы  в  целях  привлечения  иностранных инвестиций;
  6. значительное   расширение    практики    совместного    государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 УГРОЗЫ И РИСКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ  ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

   Угрозой для инвестиционной  политики государства можно назвать  негативными изменениями  в  экономической и социальной среде  , которые могут нанести ущерб государству в целом или его структурным элементам и непосредственно экономическим и социальным интересам граждан.

   Главным индикатором уровня  экономической безопасности в  реальном секторе экономики является  показатель внутреннего валового  продукта. По оценкам экспертов,  его объем в 2005г. составил 73% количественного параметра порогового  значения против 69% в 2004г., в 2006г. - 78%, в 2007г. - около 83%, ожидается  в 2008г. 87%, в 2009 - 93%. Наибольшее отставание  от уровня развитых государств  сложилось по величине доли  ВВП инновационной продукции  и расходов на гражданскую  науку. На единицу ВВП Россия  затрачивает в 4,5 раза больше  ресурсов, чем США, в 6,4 раза - чем  страны ОЭСР, в 8 раз  - ЕС, в 10,6 раза - Япония. Соответственно наша  страна  имеет и значительно  худший показатель ВВП, уступающий  высокоразвитым странам, на единицу  общих энергозатрат.

    Норма накопления ВВП (отношение объема инвестиций к ВВП) за годы реформ упала более чем вдвое и остается на низком уровне в 18-20%. В послевоенной Японии норма накопления составляла 30%, в Европе - достигла 25%. Эффективное использование  профицита  российского бюджета в целях инвестиционного развития могло бы повысить норму до25-28%.

    В целом ситуация с  экономической безопасностью государства  остается неизменной за исключением  "слабых сигналов" в финансовой  зоне и АПК. Подъем экономической  активности после 1998г. происходил  преимущественно на имеющейся  производственной базе, в результате  экономика распалась на два сектора: сырьевой и внутренний производственный, который теряет конкурентоспособность под влиянием импорта. На основе межотраслевого баланса была проведена оценка изменения валового выпуска в экономике при реализации национальных проектов в 2006 г. Расчеты показали, что это приведет к росту ВВП на 0,9%. Наибольший прирост валового выпуска будет достигнут в строительстве и здравоохранении (по 0,8%), промышленности строительных материалов (7%), науке (4%). При этом если 220 млрд руб. направить на развитие других отраслей, вложив по 60 млрд. в электроэнергетику и нефтегазовую отрасль и по 50 млрд. в машиностроение (металлообработку) и нефтехимическую (химическую) отрасль, то рост ВВП окажется таким же 0,9%, но структура причащения будет иной. Наибольший прирост валового выпуска будет достигнут в химической и нефтехимической отрасли - 17%, электроэнергетике - 12%, нефтегазовой промышленности - 7%, машиностроении и металлообработке - 6%, угольной промышленности - 5%. Общий валовой выпуск возрастает На 496 млрд ру6., что на 80 млрд больше, чем в предыдущем случае [3].

    По оценкам отечественных ученых и экономистов, основными источниками экономического роста в России были и остаются нефтяной и ряд других секторов экономики, при этом темп роста добычи

полезных ископаемых опережает  показатели обрабатывающего производства, тогда как в 2005 г. темп роста обрабатывающего производства в 2 раза превысил показатель добывающего сектора. В структуре инвестиций в основной капитал доля сектора добычи полезных ископаемых сократилась с 17,4% в 2004 г., До 15,2% в 2005 г., а доля инвестиций в обрабатывающие отрасли возросла соответственно с 17,3 до 17,7%. Для исправления ситуации с обновлением основных фондов и для реструктуризации промышленности необходим уровень накоплений не менее 40% ВВП [9].

 

2.2   Угрозы и риски в денежно-кредитной и инвестиционной сферах

 

Из-за отсутствия действенных механизмов рефинансирования Центрального банка России возможности поддержания государством инвестиционных процессов в реальном секторе экономики существенно снижаются. Удельный вес долгосрочных финансовых вложений в общем объеме финансовых вложений предприятии составляет около 20%. Совокупный вклад банков в финансирование основного капитала не превышает 10% [4]. Существующая денежно-кредитная политика, ориентированная на обслуживание перетока  доходов в экспортоориентированные отрасли, ограничивает возможности экономического роста и приводит к сокращению конечного спроса и предложения товаров и услуг, к ускорению денежного обращения, подавляет инвестиционную и инновационную активность; эта политика зависит от сложившейся конъюнктуры нефтегазовых цен, от институциональных ограничений российского рынка и направлена на сжатие денежной массы (табл. 2). Для сравнения, в 1992 г. наблюдался существенный недостаток денежной массы - в объеме 4 трлн руб. Депозиты предприятий снизились за период с 1992-1993 гг. с 28,9 До 14,8%.

     Рост  денежной массы опережал рост ВВП. Динамика ее обращения изменилась - с 1,2 оборота в 2004г. до 4,9 к 2006г..Рост уровня производства

за период 2000-2006 гг. объяснятся увеличением до6ычи невоспроизводимых сырьевых ресурсов и не создает предпосылок для устойчивого роста промышленного производства. Модернизация отраслей промышленности должна осуществляться в условиях эффективно функционирующей банковской системы. Политика центрального банка должна быть направлена на создание эффективной системы рефинансирования коммерческих банков, на организацию денежного предложения, при том что рост активов капитала коммерческих банков (в 2006 г. составил около 40%), формирует такую потребность в кредитовании.

    Кредитная активность банков ограничена кредитным уровнем риска. Все это увеличивает цену предложения кредитных ресурсов. Для эффективного роста экономики со стороны государства необходимо использовать механизм гарантии инновационных проектов в приоритетных отраслях экономики. В настоящее время возможности банковского сектора ограничены в силу сложившейся в финансовой сфере ситуации (см. рис.).

    Если данная тенденция будет преобладать, то банковская система подойдет к пределу достаточности уровня капитала - 10%. В США, например, политика федеральной резервной системы направлена на поддержание долгосрочного роста денежных агрегатов с учетом потенциала увеличения производства, роста занятости, на обеспечение умеренных долгосрочных процентных ставок. Согласно прогнозу социально-экономического развития России на 2007 г., уровень Монетизации экономики возрастет с 28% ВВП в 2005 г. до 34-39% в 2009 г. В

Китае, например в период наибольшего роста экономики в 1996-2000 гг., когда его ВВП вырос на 49%, прирост денежной массы составил 226%, цены снижались на 2-4°/о в год благодаря опережающему росту производства потребительских товаров и регулированию доходов.

    Следует отметить, что причины такой денежно-кредитной политики заложены в нашей стране еще в начале 90-х годов, когда в основу легли монетарно-либеральные методы управления, слепо скопированные с западных. Причем монетаризм получился своеобразный: отвергая положительный международный опыт, используя механизм приватизации, мы получили «вульгарную» олигополию вне досягаемости законодательных механизмов регулирования. Ли6ерализация цен способствовала монополизации ценовой политики сырьевыми корпорациями.

 

Внешние инвестиции. Наиболее активными странами - инвесторами России являются США, Германия, Италия, Великобритания. Иностранные инвесторы при принятии решения о капиталовложениях в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой обращают внимание на макроэкономические показатели: темп роста экономики, уровень инфляции, устойчивость национальной валюты. В числе других важнейших экономических факторов -объем внутреннего и регионального рынка и перспектива их роста, издержки на оплату труда, наличие инфраструктуры и налоговый режим.

Информация о работе Угрозы и риски при формировании инвестиционной политики государства