Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:07, курсовая работа
Тема курсовой работы - инновации в сервисной деятельности. Данная тема очень актуальна в наше время. Так как жизнедеятельность современного человека основана на потреблении товаров и услуг и сфера услуг представляет собой одну из важнейших областей общественной жизни. Сфера услуг - это, с одной стороны ассортимент сервисных услуг, оказываемых населению, с другой - совокупность организаций и индивидуальных исполнителей, которые в рамках сервисной деятельности оказывают материальные и социально-культурные услуги населению. В настоящее время идет активная разработка инноваций в сервисной деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности производства. Предмет курсовой работы - инновационная деятельность, объектом исследования являются иностранные фирмы, работающие в российском бизнесе. Цель курсовой - рассмотреть инновационную цепочку - от возникновения идеи до ее реализации, обобщить теоретические закономерности инновационной деятельности на предприятиях и в организациях различных форм собственности.
Введение 3
Глава 1 Инновационная деятельность и ее особенности 5
1.1 Инновации и их характеристика 5
1.2 Инновационный процесс и его особенности 14
1.3 Инновационный менеджмент и его функции 22
Глава 2 Инновационные методы в организации бизнеса 25
2.1 Франчайзинг как форма организации малого бизнеса в сервисной деятельности 25
2.2 Работа зарубежных франчайзеров на российском рынке (на примере компаний «Sabway», «Kodak», «Candy Bouquet») 31
Заключение 40
Список литературы 42
Балтийский Федеральный Университет им И.Канта
«Сервис НГК»
Курсовая работа
На тему: «Инновации в сервисной деятельности»
Выполнила: студентка 4 курса
Специальности : «Сервис НГК»
Заочной формы обучения
Борисенко Е.И.
Город: Калининград
Содержание
Введение
Глава 1 Инновационная деятельность
и ее особенности
1.1 Инновации и их характеристика
1.2 Инновационный процесс и его
особенности
1.3 Инновационный менеджмент и его функции
Глава 2 Инновационные методы в
организации бизнеса
2.1 Франчайзинг как форма
2.2 Работа зарубежных
Заключение
Список литературы
Введение
Тема курсовой работы
- инновации в сервисной
Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, и списка литературы, состоящего из 14 наименований. Первая глава - «Инновационная деятельность и ее особенности» включает в себя 3 пункта. В первом пункте - «Инновации и их характеристика» рассматривается понятие инновации. Инновация есть результат деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими. Также в этом пункте рассматриваются основные классификации инноваций - по типу новизны для рынка, по месту в системе, по сферам деятельности предприятия, по характеру общественных целей. Второй пункт данной главы - «Инновационный процесс и его особенности». В этом пункте рассматриваются такие понятия, как инновационный процесс и инновационная деятельность, рынок новшеств, инновационное поведение и диффузия инноваций. Также в этом пункте рассмотрены основные этапы инновационного процесса и фазы жизненного цикла услуги. Третий пункт - «Инновационный менеджмент и его функции». В этом пункте рынок новшеств и нововведения рассматриваются как объекты инновационного управления. Инновационный менеджмент - это вид научно-технической, социально-экономической и предпринимательской деятельности, направленный на достижение целей организации на основе эффективной организации инновационных процессов и рационального использования ресурсов. Инновационный менеджер - специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования инновационной организации. В этом пункте рассматриваются основные функции инновационного менеджмента - это предметные функции - формирование целей, планирование, организация, учет, анализ и контроль и обеспечивающие функции. Вторая глава - это практический анализ инновационных методов в организации бизнеса. В данной главе рассматривается франчайзинг как форма организации малого бизнеса в сервисной деятельности на примере таких иностранных компаний, как «Sabway», «Kodak», «Candy Bouquet». Освещены основные проблемы данной формы организации бизнеса и ее перспективы в будущем. В заключении подводится общий итог - были ли выполнены основные задачи и цели, поставленные данной курсовой работой.
Глава 1 Инновационная деятельность и ее особенности
1.1 Инновации и их классификация
Понятие «инновация»
распространяется на новый продукт
или услугу, способ их производства,
новшество в организационной, финансовой,
научно-исследовательской и
Инновация (нововведение) - использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества. Под инновацией понимается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль.
Важно отличать инновацию от новшества (изобретения) и не смешивать эти два понятия, поскольку новшество это только идея или прототип нового продукта или нового технологического процесса, и оно не превращается в инновацию до тех пор, пока не достигнет рынка. Большинство изобретений никогда не становятся инновациями. Новшество можно рассматривать как предмет инновации.
По своей эффективности
инновации подразделяются на успешные
и неудачные. Благодаря успешным
инновациям достигается объем продаж,
позволяющий окупить
Инновация во всех ее видах связывается с деятельностью индивидуумов, отличающихся психологическими особенностями и руководствующихся волей к самоутверждению, победе и доказательству своего превосходства.
Необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы, и т.д.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменное конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
К основным инновациям, характерным для сферы сервиса, следует отнести:
- Разработку целевых комплексов специального технологического оборудования, средств диагностики и контрольно-измерительных приборов, инструмента, обеспечивающих сокращение сроков и повышение качества ремонта по всему технологическому циклу основных и вспомогательных работ;
- Разработку новых приборов, приспособлений, устройств и инструмента, в том числе в условиях ремонта на дому у заказчика;
-Поиск наиболее эффективных форм организации труда и методов хозяйствования;
- Разработку конкретных предложений по организации эффективной системы инновационного менеджмента.
В зависимости от предметного содержания инноваций в сфере сервиса предлагается следующая их типология:
· Организационно-технологические - внедрение новых видов услуг, прогрессивных форм обслуживания потребителей;
· Создание новшеств с приоритетом социальных целей;
· Технические - рассматриваются как развертывающийся во времени процесс создания, освоения и распространения инноваций в области техники и технологии;
· Управленческие - ориентированы на любое целенаправленное изменение внутренней среды организации с учетом внешнего окружения на основе использования принципов, методов и форм менеджмента;
· Комплексные - реализация взаимосвязанных новшеств.
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Технологически новый продукт - это продукт, чьи технологические характеристики или предполагаемое использование принципиально новые, либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении. Технологически усовершенствованный продукт - это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).
Процессные инновации
означают новые методы организации
производства (новые технологии). Процессные
инновации могут быть связаны
с созданием новых
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
· новые для отрасли в мире;
· новые для отрасли в стране;
· новые для данного предприятия (группы предприятий).
По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
· инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
· инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
· инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
· радикальные (базовые);
· улучшающие;
· модификационные;
Существует расширенная
классификация инноваций с
· технологические;
· производственные;
· экономические;
· торговые;
· социальные;
· в области управления.
Детальную и оригинальную
типологию инноваций дал А.И.
· по механизму осуществления: единичные, диффузионные, завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные;
· по инновационному потенциалу: радикальные, комбинированные, модифицурующие;
· по преемственности: замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения;
· по охвату ожидаемой доли рынка: локальные, системные, стратегические;
По характеру общественных целей различают инновации:
· экономические, ориентированные на прибыль;
· экономические, не ориентированные на прибыль (экологические и др.);
· специальные (военные, здравоохранения, образования и др.).
Технические нововведения могут быть классифицированы не только по основным видам (новый продукт, новый процесс, новая услуга), но и по их наукоемкости или по сумме капитальных затрат и срокам их окупаемости.
П.Друкер выделяет семь источников возникновения инноваций:
1. неожиданное событие (для предприятия или отрасли);
2. неконгруэнтность - несоответствие между реальностью, какой она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней;
3. нововведения, основанные на потребности процесса;
4. внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;
5. демографические изменения;
6. изменения в восприятиях,
настроениях и ценностных
7. новые знания (как научные, так и ненаучные).
Особенности жизненного цикла услуги.
Рассмотрение особенностей
инновационных процессов в
Жизненный цикл сервисного продукта или услуги означает временной период (от нескольких месяцев до года и более), который включает в себя этап первоначального обоснования идеи о новшестве, затем ее разработку, внедрение и производство самого сервисного продукта или услуги вплоть до того момента, когда продукт перестает пользоваться спросом и исчезает. Разные услуги и сервисные продукты имеют различную длительность жизненного цикла, которая определяется многими предпосылками и причинами.
В процессе функционирования конкретной услуги, сервисного продукта обычно выделяют 5 фаз их жизненного цикла. Рассмотрим их специфику.
· На первой фазе происходит создание, разработка и планирование производства сервисного продукта или услуги. В этот период, естественно, нет производства, что обуславливает и отсутствие прибылей.
· Вторая фаза связана с внедрением услуги на рынке. При этом может не только отсутствовать прибыль, но внедрение потребует значительных расходов, которые весьма в незначительной части покрываются первоначальными доходами.
· На третьей фазе растут
объемы реализации услуги, что позволяет
преодолеть точку безубыточности и
перейти к постоянному
· Четвертая фаза продаж насыщает рынок данной услугой или продуктом, что снижает предельные объемы продаж и уменьшает прибыль.