Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:03, курсовая работа
Инновация - это новшество, обладающее высокой эффективностью, которое является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность любого существующего процесса.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическая основа. Сформированные механизмы поиска идей. Описание методов. 5
1.1.Источники инноваций 5
1.2.Методы поиска идеи 10
1.2.1.Психологическая активизация творческого мышления 11
1.2.2.Методы систематизированного поиска идей 16
1.2.2.1.Метод контрольных вопросов 16
1.2.2.2.Метод фокальных объектов 18
1.2.2.3.Морфологический анализ Ф. Цвикки 23
1.2.3.Методы целенаправленного решения творческих задач. 25
1.2.3.1.ТРИЗ - теория решения изобретательских задач 26
1.3.Поиск идеи применительно к компании 32
ГЛАВА 2. Использование полученной информации на практике. Выявление реальной проблемы предприятия. Решения по её устранению. 35
2.1.Пример поиска идей на ЗАО «Монтажное управление №3» дочернее общество ОАО «Электроуралмонтаж» 35
2.1.1.Наставничество (коучинг) 37
2.1.2.Делегирование полномочий 40
Заключение 41
Список используемой литературы 42
Министерство образования и
науки Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
Международный факультет
Кафедра антикризисного управления
РАБОТА ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ |
Курсовая работа
по дисциплине
«Теория инноваций»
На тему: «МЕХАНИЗМЫ ПОИСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ»
Выполнил студент | |
Научный руководитель: | |
Оценка________________________ |
Челябинск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическая основа. Сформированные механизмы поиска идей. Описание методов. 5
1.1.Источники инноваций 5
1.2.Методы поиска идеи 10
1.2.1.Психологическая активизация творческого мышления 11
1.2.2.Методы систематизированного поиска идей 16
1.2.2.1.Метод контрольных вопросов 16
1.2.2.2.Метод фокальных объектов 18
1.2.2.3.Морфологический анализ Ф. Цвикки 23
1.2.3.Методы целенаправленного решения творческих задач. 25
1.2.3.1.ТРИЗ - теория решения изобретательских задач 26
1.3.Поиск идеи применительно к компании 32
ГЛАВА 2. Использование полученной информации на практике. Выявление реальной проблемы предприятия. Решения по её устранению. 35
2.1.Пример поиска идей на ЗАО «Монтажное управление №3» дочернее общество ОАО «Электроуралмонтаж» 35
2.1.1.Наставничество (коучинг) 37
2.1.2.Делегирование полномочий 40
Заключение 41
Список используемой литературы 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
«Нововведение — это процесс. В основе
этого процесса — практическая реализация
чего-то нового, какого-то новшества».
А.Н. Цветков
Инновация - это новшество, обладающее высокой эффективностью, которое является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность любого существующего процесса.
Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости - бдительности к новым возможностям улучшения работы любой организации будь то коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической.
Поэтому и актуальность темы исследования данной курсовой работы выражается в том факте, что инновации в условиях глобализации экономики и выхода её на постиндустриальный уровень развития становятся одним из важнейших факторов конкурентоспособности.
Способность к созданию и практическому использованию инноваций становится необходимым условием достижения качественного экономического роста и научно-технического прогресса. Доля инноваций в экономическом росте развитых стран составляет около 2/3.
Обеспечение качественного роста возможно при наличии особых условий, которые бы активизировали и усилили инновационную составляющую. Но как быть, если нет самой идеи, из которой вырастет инновация? Что делать и как отыскать свою идею и свою нишу? Каждому приходилось мучиться в поисках свежей идеи, когда мысли, как назло, неумело кружатся вокруг одних и тех же решений, давно доказавших свою беспомощность. Для поиска идеи тоже нужен инновационный подход.
Поэтому всё вышесказанное характеризует необходимость дальнейших исследований механизмов поиска и реализации идей, впоследствии инноваций, как качественного показателя экономического роста и актуальность выбранной темы.
Сегодня все большее число компаний – как правило, крупные и средние фирмы наукоемкого профиля – обращают внимание на НИОКР, в то же время используя наработки академических, вузовских и отраслевых научно-исследовательских организаций.
Инновационная идея нередко рождается на этапе фундаментальных исследований, где она соответствующим образом доводится и уже потом реализуется, проходя по цепочке через прикладные исследования, разработки, производство.
В то же время
идея с одинаковой вероятностью может
возникнуть на любом этапе цепочки
– при эксплуатации, сбыте, в производстве
или в сфере разработок. И тогда
уже по каналам обратной связи
идет заказ в сферу фундаментальных
исследований: доработать идею, обеспечить
то или иное теоретическое исследование
по данной проблематике, подготовить
эффективное внедрение
Ориентация
всех этапов исследований на конкретный
конечный результат и адекватные
организационные формы, обеспечивающие
эффективную стыковку разных звеньев
научно-производственного
К инновациям могут относиться новшества, возникающие на стадиях фундаментальных (поисковых НИР) и прикладных исследований (изобретения, разработки), коммерческой стадии.
Например, в одном из институтов авиакосмического профиля научные исследования имеют следующие направления:
Если первое направление относится сугубо к фундаментальной, то последующие четыре – к прикладной науке.
При анализе условий и критериев выбора новых НИР принимаются во внимание:
За внешней простотой, однако, скрываются реальные сложности оценки и выбора новых научно-технических идей, поскольку отмеченные критерии имеют тенденцию к детализации и усложнению.
На практике следует учитывать:
Для выявления лучшего варианта на стадии выполнения прикладной НИР может быть использован метод его оценки по контрольному перечню характеристик.
Таблица 1 Метод оценки НИР по контрольному перечню характеристик
Элементы оценки НИР |
Очень благо- приятная |
Благоприятная |
Средняя |
Неблаго- приятная |
Очень неблаго- приятная |
Техническая вероятность успеха |
+ |
||||
Техническая новизна |
+ |
||||
Технологический выигрыш по основной задаче |
+ |
||||
Косвенные технологические результаты |
+ |
||||
Время выполнения НИР |
+ |
||||
Наличие квалифицированных |
+ |
||||
Наличие оборудования |
+ |
||||
Конкурсная обстановка |
+ |
||||
Патентоспособность |
+ |
||||
Другие |
Следует отметить,
что в отличие традиционной западной
модели, в соответствии с которой
⅔ инноваций появляются благодаря
спросу на рынке и лишь ⅓ - благодаря
развитию научно-исследовательской
деятельности, в России традиционно
доминировали инновации как результат
научно-исследовательской
«Наше мышление привело нас туда, где мы находимся сейчас. Если я хочу создать что-то новое, мне необходимо мыслить по-другому».
Альберт Эйнштейн
Самые сильные
идеи и элегантные решения представляются
простыми, очевидными, «лежащими на
поверхности" только после того,
как кому-то уже пришли в голову.
Мы с завидным постоянством бьемся
о стену собственных
Как вообще рождаются
на свет новые идеи? Каковы механизмы
творческого озарения? Что делает
человека гением? Дар ли это Божий,
особая ли комбинация генов, результат
ли счастливо сложившихся
Несмотря на важность и значимость креативного мышления как для прогресса человечества в целом, так и для жизненного успеха каждого его отдельного представителя, природа творчества все еще полна загадок и тайн. Как и для наших доисторических предков, для нас главным способом получения новых идей и решений до сих пор остается метод проб и ошибок, названный Генрихом Альтшуллером «злым идолом» человечества.
Современный мир, остро переживает кризис идей, потребность в них ощущается в самых разнообразных областях деятельности, но особенно это актуально для бизнеса. В самом деле, кто же откажется придумать новый продукт, который сразу же привлечет внимание клиентов, обеспечит рост объемов продаж, увеличение прибыли, захват рынка, мировое господство? Например, необычную Солонку.
Итак, задача поставлена. Как поступит в меру творчески одаренный человек? Он начнет перебирать возможные варианты — Если сделать так? Или так? А если этак? И так далее. И однажды он всё таки придёт к ответу со словами «Эврика!». Правда, неизвестно, сколько времени пройдет до этого счастливого события.
Что делать? Пожалуй, стоит обратиться к сокровищнице опыта человечества, ведь изобретено уже немало способов облегчения мучительного процесса рождения новых идей. Все многообразие этих методов можно разделить на три основные группы:
Методы психологической
активизации творческого
Наиболее известные методы психологической активизации: