Преимущества и недостатки малых инновационных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 10:13, контрольная работа

Краткое описание

Реализации стратегии РФ в области развития науки и инноваций тесно связана с активизацией инновационной функции малого предпринимательства. Экономика, которая выбирает инновационный путь развития, не сможет обойтись без основных проводников новых технологий и инноваций, которыми являются малые инновационные предприятия. (2, с.110)
Малое предпринимательство представляет собой существенную структурную часть рыночной экономики, ее массовую базу и интегральный элемент конкурентного рыночного механизма. Без малого бизнеса рыночная экономика не в состоянии ни функционировать, ни развиваться.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Малые инновационные предприятия…………………….………….....…4
2. Роль и значение малых инновационных предприятий……………..……6
3. Преимущества и недостатки малых инновационных предприятий…...11
Заключение……………………………………………………………...…….….17 Список использованных источников……………..……..……………….…......

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная .docx

— 42.81 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...…3

  1. Малые инновационные предприятия…………………….………….....…4
  2. Роль и значение малых инновационных предприятий……………..……6
  3. Преимущества и недостатки малых инновационных предприятий…...11

Заключение……………………………………………………………...…….….17 Список использованных источников……………..……..……………….…......18

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Реализации стратегии  РФ в области развития науки и  инноваций тесно связана с  активизацией инновационной функции  малого предпринимательства. Экономика, которая выбирает инновационный путь развития, не сможет обойтись без основных проводников новых технологий и инноваций, которыми являются малые инновационные предприятия. (2, с.110)

Малое предпринимательство  представляет собой существенную структурную  часть рыночной экономики, ее массовую базу и интегральный элемент конкурентного  рыночного механизма. Без малого бизнеса рыночная экономика не в  состоянии ни функционировать, ни развиваться.

Оперативно реагируя на изменение  конъюнктуры рынка, малое предпринимательство  придает рыночной экономике необходимую  гибкость. Эта черта малого бизнеса  приобретает в современных условиях особую значимость в силу быстрой  индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения  научно-технического прогресса, возрастания  номенклатуры производимых товаров  и услуг. Малый бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения (в том числе  трудовые и сырьевые), которые в  его отсутствие не были бы использованы.

Целью контрольной работы является рассмотрение малых предприятий как субъектов инновационной деятельности, а также выявление основных преимуществ и недостатков таких предприятий.

 

 

1. МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Малые инновационные предприятия (МИП) характеризуются самостоятельностью, относительной независимостью, призваны решать вопросы по структурной перестройке  производства и повышения эффективности  показателей социально-экономического развития. Но важнейшей особенностью, характерной лишь для малых инновационных  предприятий, являются конкретные пути достижения поставленных задач экономического и социального характера. Такими путями являются разработка и реализация различных инноваций (продуктовых, технологических, управленческих и  др.), повышение конкурентоспособности  продукции и производства, создание обстановки инновационности в масштабе города, отрасли, региона и страны в целом. (5, с.35)

Универсального определения МИП не существует. Более того, в зарубежной практике используются различные варианты названии для такого рода организаций: инновационное малое предприятие (innovative SME), высокотехнологичная фирма (high technology firm), фирма новейшей технологии (new technology-based firm (NTBF), фирма, основанная на использовании знаний (knowledge-based firm) «эксплерент» – «фирма-новатор, которая сознательно идет на значительный риск, а получение прибылей от продажи новых товаров и технологий ставит в зависимость от одаренности интеллектуалов, работающих в фирме, и их не неординарных плодотворных идей, предложений» и т.д.

Существуют и другие определения  малого инновационного предпринимательства: это особый тип современной предпринимательской  деятельности (составная часть сектора  малого предпринимательства), направленной на получение прибыли от проведения научно-исследовательской работы, результатом которой являются создание новой (или совершенствование существующей) конкурентоспособной продукции (технологии, услуг), призванной существенно улучшить условия производства или жизни человека, и ее успешная коммерциализация.

Обычно применяется комбинированный  подход к определению МИП, в котором используются критериальные признаки субъектов малого бизнеса, т.е. количество сотрудников и (или) финансовые показатели деятельности, и показатели инновационной активности организации – количество научных сотрудников, количество нововведений, количество публикаций по результатам исследований, объем средств, направляемых на научные исследования.

В России под малой инвестиционной организацией (МИО) понимается такая организация, которая в течение последних трех лет имела завершенные инновации, т.е. новые или значительно усовершенствованные продукты, внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные услуги или методы их производства (передачи), также уже внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, внедренные в практику.

Но законодательной дефиниции  МИО не существует, что вызывает серьезные затруднения в процессах идентификации субъектов инновационной деятельности в малом предпринимательстве: многие малые предприятия, регистрируемые в качестве инновационных, далее перепрофилируются, это затрудняет определение направлений поддержки, сроков и размеров помощи, превращает преференции в необоснованные и неэффективные. ( 1)

 

 

2. РОЛЬ И ЗНАЧЕННИЕ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

По свидетельству английского  экономиста Г. Бэннока из 70 важнейших  изобретений XX в. более половины были сделаны мелкими фирмами либо самостоятельными изобретателями. Именно малыми предприятиями созданы электронные  трубки для телевизоров, установки  кондиционирования воздуха, электростатические копировальные машины, транзисторы, миксеры и даже реактивный двигатель, не говоря уже о таких мелочах, как шариковая авторучка, застежка «молния», пылесосы, тостеры и многое другое. Т.е. динамичность малого предпринимательства  является важным условием развития. Всё  это свидетельствует в пользу исключительно важного значения малого инновационного предпринимательства  как особой части малого бизнеса. (1)

Как свидетельствует зарубежный опыт, малые инновационные предприятия  – самая массовая и наиболее динамичная институциональная структура экономически развитых стран. В настоящее время  их доля в общем числе промышленных предприятий составляет в Германии 62%, в Норвегии 49%, Франция 38%. Самая  высокая доля инновационных предприятий  среди предприятий промышленности отмечается в Ирландии, где показатель достигает 75%.

Инновационная активность для  западных производственных предприятий, восприимчивость к технологическим  инновациям - это вопрос выживания  в острейшей конкурентной борьбе. Инновационная деятельность обеспечивает им значимые конкурентные преимущества, большую устойчивость, способствует упрочению и расширению положения  предприятий на рынке. Снижение технологического потенциала, потеря способности к  адаптации новых технологических  разработок с неизбежностью ведет к ухудшению позиций на рынке и, в стратегическом плане, к снижению объемов продаж с очевидными неблагоприятным исходом. Такая сильная заинтересованность предприятий в инновациях, с одной стороны, и зависимость от них, с другой, сформировала и обеспечила функционирование системы непрерывного воспроизводства инноваций, теснейшую и эффективную связь между сферами производства и научно-технической деятельности.

Объективно для российских предприятий необходимость обновления не менее, а может быть даже более  актуальна, чем для западных, поскольку  речь идет не о выживании отдельного предприятия, а о выживании государства. У нас просто нет иной альтернативы, чем кардинальное обогащение производственного  сегмента новейшими техническими достижениями. Одной из главных проблем российской промышленности является крайняя степень  изношенности основных фондов, поэтому  важнейшая задача промышленной политики сегодня состоит в техническом  перевооружении производства. В более  широком плане главной задачей  экономического развития на среднесрочную  и долгосрочную перспективу является кардинальное изменение структуры  экономического потенциала: снижение доли в ВВП ресурсной составляющей и увеличение доли продукции с  высокой степенью переработки. (3)

Успех государственной инновационной  политики во многом зависит от состояния  и уровня развития малого предпринимательства, который является источником инноваций, а также каналом трансфера  знаний и технологий. Особая роль здесь  принадлежит той части малых  предприятий, которые являются инновационно-активными, занимаются созданием инновационного продукта и доведением научно-технических  новшеств до возможности их коммерческого  использования.

Малые инновационные предприятия, создавая потенциал для изменения  диспропорций в организации производства, способствуют специализации национальных инновационных систем, формированию рыночного спроса на новые технологии, материалы, продукты и взаимной увязке направлений развития науки и  промышленности. Тем самым, малое  инновационное предпринимательство  придает импульс науке для  изменения приоритетов в области  прикладных исследований и разработок. С другой стороны, – оно стимулирует  процесс производства и доводит  до коммерческого результата деятельность научных организаций.

Активно используя интернет-технологии, МИП внедряют новую культуру бизнеса, формируют индивидуальный спрос  на новые модели и модификации  уже существующих товаров.

Малые предприятия являются своего рода полигонами для крупных  компаний. Они активно участвуют  в реализации первых этапов инновационного процесса, являющихся наиболее рисковыми, и подготавливают почву для промышленного  освоения инноваций большим бизнесом.

Малое инновационное предпринимательство  вносит существенный вклад в решение  проблемы занятости, создавая наибольшую долю новых рабочих мест специалистов высокой квалификации. Например, в 2011 году около одного миллиона малых  инновационных предприятий европейских  стран обеспечивали занятость приблизительно 5-6 млн. человек, что составляло чуть менее половины всех занятых в  отраслях высоких технологий.

Создание новых рабочих  мест – это важнейший фактор, который несет в себе развитие малых предприятий. Малое предприятие  быстро и относительно недорого создает  новые рабочие места, повышает среднедушевой  доход наиболее социально уязвимых групп населения (женщины, молодежь, уволенные в запас военнослужащие, пенсионеры, мигранты), снижает «социальную нагрузку» на бюджет, повышает эффективность инвестиций в производство наиболее конкурентоспособной продукции, сглаживает диспропорции в уровне и темпах регионального социально-экономического развития и т. п. Это фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе, решению ряда социальных вопросов. (5, с. 38-39 )

МИП активно выходят не только на национальные, но и международные  рынки. В настоящее время доля малых и средних фирм в промышленном экспорте инновационной продукции  ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии – 15%, причем наибольшее значение здесь имеет международная  торговля технологиями. Кроме этого, важными статьями экспорта малых  предприятий является продукция  машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной  и других отраслей промышленности.

В результате углубления специализации  и диверсификации производства, индивидуализации спроса, доступности малых форм хозяйствования к проведению НИОКР в актуальных областях знаний возникли объективные  условия для активного участия  в научно-техническом развитии субъектов  малого инновационного предпринимательства. Они превратились в неотъемлемый элемент национальной инновационной  системы (НИС), выполняющий ведущую  роль в апробации и освоении новейших и наиболее рисковых технологий, а  также коммерциализации инновационной  продукции.

Благодаря малым предприятиям в наибольшей степени стала возможной  реализация основных целей НИС: формирование открытости экономики, создание конкурентной среды, увеличение поступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения объемов производства наукоемкой продукции и увеличения доходов субъектов хозяйствования, создание дополнительных рабочих мест в научной и производственной сфере, повышение образовательного уровня и качества жизни населения, решение экологических и социальных проблем за счет использования новейших технологий, рост конкурентоспособности отечественной продукции и удовлетворение, тем самым, запросов потребителей, расширение масштабов инновационного предпринимательства, вовлечение в этот процесс неиспользованных ресурсов и незадействованных территорий.

Малые инновационные предприятия  участвуют также в передаче знаний, обеспечивая взаимодействие всех элементов  НИС, и организуют, с одной стороны, трансфер знаний из научной в предпринимательскую  среду, а с другой, – стимулирование ориентации научно-исследовательской  среды на удовлетворение инновационных  потребностей производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

К преимуществам малых  инновационных предприятий, способствующим повышению эффективности внедрения  нововведений с учетом особенностей современного производства, относятся (5, с.37 ):

• более быстрая адаптация  к требованиям рынка;

• гибкость управления и  оперативность в выполнении принимаемых  решений;

• большая возможность  индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;

• гибкость внутренних коммуникаций;

• осуществление разработок в основном на первых этапах инновационного процесса, на выполнение которых требуются  относительно незначительные затраты (около 2 % общей суммы);

• более низкая потребность  в первоначальном капитале и способность  быстро вносить прогрессивные изменения  в продукцию и технологию процесса производства в ответ на требования рынков (местных и региональных);

Информация о работе Преимущества и недостатки малых инновационных предприятий