Технологии разработки и принятия управленческих решений в области инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 00:22, реферат

Краткое описание

Целью работы является выявление оптимальных технологий разработки и принятия управленческих решений в области инноваций.
Цель работы предопределила задачи:
1. Выявить сущность управленческого решения:
2. Рассмотреть технологии принятия управленческих решений;
3. Выявить влияние инноваций на управленческие решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Сущность процесса принятия управленческого решения…………….5
2. Технология принятия управленческих решений……………………..10
3. Использование инноваций в процессе принятия управленческих решений…………………………………………………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

Технологии разработки и принятия управленческих решений в области инноваций готовая.docx

— 134.45 Кб (Скачать файл)

 

 

Тема: Технологии разработки и принятия управленческих решений в области инноваций  
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1. Сущность процесса принятия управленческого решения…………….5

2. Технология принятия управленческих решений……………………..10

3. Использование инноваций в процессе принятия управленческих решений…………………………………………………………………………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...20

 

 

  
ВВЕДЕНИЕ

Решение предшествует любому поступку индивида или действию коллектива. Для отдельной личности и  социальной группе решение являются универсальной формой поведения. Сознательный и целенаправленный характер человеческой деятельности  объясняет эту универсальность. Решения, принятые в процессе управления организацией существенно отличаются от решений, принимаемых в частной жизни.

  В ранних трудах  по менеджменту, подчеркивалась необходимость целенаправленного развития предприятий. Считалось, что надо  найти  оптимальную формулу, компании будут действовать как хорошо смазанный механизм.

 Процесс управления  состоит из принятия  решений   и  обмена  информацией. Принимать  решения надо на всех  этапах  процесса  управления, это связано  со  всеми  участками  и  сторонами управленческой  деятельности.

Часто, возникают ситуации, когда человеку или группе людей необходимо выбрать из  нескольких возможных альтернатив.. получается,  что решение – это выбор варианта.

Механизм принятия управленческих решений включает в себя следующее:

  1. Выявление методов обеспечения необходимого уровня выполняемого управленческого решения в условиях отсутствия информации о состоянии внешней и внутренней среды, с учетом риска вложения финансовых ресурсов;   
  2. Определение законов, научных теорий  показывающих на перспективность управленческого решения как основного условия достижения его конкурентоспособности;   
  3. Выявление путей для создания, продвижения и стимулирования качественного управленческого решения;

Актуальность работы в свете последних распоряжений правительства РФ «О стимулирования развития инновационных технологий» не вызывает сомнений.

Целью работы является выявление оптимальных технологий разработки и принятия управленческих решений в области инноваций.

Цель работы предопределила задачи:

  1. Выявить сущность управленческого решения:
  2. Рассмотреть технологии принятия управленческих решений;

3. Выявить влияние инноваций на управленческие решения. 
1. Сущность процесса принятия управленческого решения

 

 

Основной работой и основным видом деятельности менеджеров является принятие решений, которое представляет собой процесс окончательного выбора одного из возможных вариантов по достижению целей компании.

Необходимость принятия решений вызвана потребностью компаний к адаптации под влиянием изменений внешней среды и функционирования с помощью обратных связей – информации о состоянии объекта управления.

Проблема – это противоречие целей и ситуации в процессах управления, разрешение которого определяется изменением ситуации в направлении принятой цели. Ситуация это состояние объекта управления по отношению к выбранной цели. Цель – это желаемое состояние объекта управления. Цель зависит от возможностей организации и имеющихся ресурсов для ее достижения.

 На  принятие решения оказывает влияние стратегические цели компании и информация, поступающая в виде обратной связи о состоянии объекта управления. Место решения в процессе управления представлено на рис. 1. [3]

 

 

Рис. 1. Место решения в процессе управления

  Процесс управления начинается с  целевой функции и отклонения, а задачей управления является устранение этого отклонения через принятие правильного решения. Управленческое решение в этом случае создает связь между реальным состоянием объекта управления и желаемым. Задачей управления является уничтожение несоответствия, возникающего между реальным состоянием и желаемым состоянием, описываемым целью объекта управления.

Основной составляющей процесса управления является управленческое решение, которое служит центром, вокруг которого вращается жизнь организации. Продукт управленческого труда – это решение, а его принятие – это процесс, ведущий к появлению этого продукта. От решений руководителей зависит финансовое положение организации, и в конце - концов само ее существование.

Для достижения целей организации, в организации принимаются необходимые решения. Решения разделяют на экспертные и управленческие. Экспертные решения носят рекомендательный характер и принимаются лицами, не связанными с управлением организацией. Управленческие решения принимаются линейными руководителями и направлены на достижение целей управления организацией и называются лицами, принимающими решения (ЛПР)1.

Управленческие решения – это выбор из множества наиболее оптимального варианта действий. Решение  - это:

    • один множества возможных вариантов;
    • документ, определяющий деятельность системы управления;
    • устные или письменные распоряжения о необходимости выполнения конкретного действия и процесса;
    • регламентируемая последовательность действий для достижения поставленной цели;
    • что то, отражающее осуществление поставленной задачи.

Основатель теории принятия решений, Г.А. Саймон, в своих трудах писал, «Управленческое решение аналогично полному процессу управления», т.к. в большинстве своем принятие решения – это «вторая натура» профессиональных менеджеров. Все их действия направлены на достижение поставленных целей; их замыслы являются целеустремленны и вполне рациональны; принимая решение и затем приступая к его реализации, менеджеры проходят через серию интегрированных действий, которые представлены на рис. 1 в качестве процессов принятия управленческого решения2.

Важность решений в управлении предопределяется тем обстоятельством, что решения оказывают влияние на все функции менеджмента в любой компании; показателем работы менеджера является эффективность принимаемых им решений. Управленческое поведение  объясняется именно в виде управленческого решения, т.к. подлинная сущность менеджмента проявляется в успехе принятых решений по истечении определенного промежутка времени.

Роль управленческого решения заключается, во-первых, в изменении состояния системы в направлении достижения цели, а, во-вторых, может сводиться к изменению самой цели, если она была своевременно некорректно поставлена и все действия не приводят к ее достижению [2].

Альтернативой в процессе принятия решений называют способ действий или стратегию по достижению цели. Альтернатива – это необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений, направлений, вариантов и т. п.

Способы действий – это способы использования ресурсов, поэтому возможности ЛПР всегда ограничены имеющимися ресурсами. Величина затрат ресурсов характеризует альтернативу; кроме того возможными последствиями исхода, вероятностью достижения цели. Прогнозные характеристики это затраты ресурсов, вероятность достижения цели и результат. Механизм принятия решения связан с неопределенностью, риском, неясностью.

Принятие решения – это выбор рационального варианта, т. е. выбор из  множества альтернатив, в результате которого получается подмножество возможных альтернатив, удовлетворяющих налагаемым ограничениям. Альтернативы, которые соответствуют требованиям, называют возможными или допустимыми, а альтернативу, достигающую максимума соответствия, называют оптимальной стратегией (рис. 2).

Ограничителями при выборе альтернатив выступают расходы и способы использования ресурсов для осуществления варианта. Кроме показателя затрат ресурсов, каждая альтернатива может быть охарактеризована определенным исходом и вероятностью достижения цели.

Критерий – это способ описания альтернативных вариантов решений, способ выражения различий между альтернативами с точки зрения предпочтений лица, принимающего решения (ЛПР).


 

 

Рис. 2. Схема выбора оптимальной альтернативы [5]

Требования, предъявляемые к критериям:

    • критерии должны обеспечивать рациональность оценки пути цели решения;
    • критерий должен иметь четкую формулировку;
    • отсутствие излишних требований;
    • набор критериев должен обеспечивать показатели для осуществления оценки;
    • каждый критерий должен давать количественную или качественную оценку меры достижения цели.

 

2. Технология принятия управленческих решений

 

 

Управленческие решения это постоянно меняющиеся и взаимосвязанные процессы, состоящие из функций принятия решений, представленных на рис. 3.[11]

 

Рис. 3. Процесс принятия управленческого решения

Постановка управленческой задачи включает в себя, во-первых, осознание нужности решения и, во-вторых, анализ сложившейся ситуации. Принятие решений начинается с постановки задач, и данный конкретный цикл заканчивается, когда выполнена задача, которая послужила началом данного цикла.

Потребность в решении проявляется либо в виде проблемы, либо в виде возможности. Когда организация достигает результатов, которые не отвечают поставленным перед ней целям, то возникает проблема, это означает, что аспекты ее деятельности требуют улучшения.  Получается, что руководители компаний видят перспективу усовершенствования деятельности организаций, которые позволят превзойти текущие результаты3.

Диагностика и анализ ситуаций. После того как проблема обратила на себя внимание менеджера, возникает необходимо разобраться в сложившейся ситуации. Диагностикой, или оценкой называют этап процесса принятия решения, на котором менеджеры рассматривают основные компоненты сложившейся ситуации.

Поиск альтернатив. С целью получения необходимой информации осуществляют поиск и анализ внешней и внутренней среды организации, использующейся затем для выработки  вариантов альтернативных решений, которые, как представляется на данном этапе принятия решений, могут привести к выполнению поставленной задачи или к достижению цели.

Ограничения – это есть границы достижения целей организации, определяемые внешней средой и возможностями организации. К основным ограничениям относятся законы и законодательные акты, конкуренция, ценообразование на сырье и материалы, недостаток финансовых ресурсов, малая компетенция персонала, необходимость в технологиях и инновациях, уменьшение прав нижестоящих менеджеров в принятии управленческих решений.

Сравнение и оценка имеющихся вариантов. Производится сравнение и оценка имеющихся вариантов действий с использованием соответствующих вариантов и критериев.

Выбор. Менеджер, принимающий решение, определяет подходящую альтернативу из ряда вариантов, т.е. он принимает решение. Лучшим считается тот вариант, который позволяет добиться результата, в наибольшей мере соответствующего целям и ценностям организации при использовании наименьшего объема ресурсов.

Реализация принятого решения на практике. Решение переходит из теоретической плоскости в реальную плоскость. Для реализации решения руководителям организаций необходимо обладать управленческими, административными способностями и умением убеждать других людей. Решение выполняется успешно в том случае, если менеджменту удастся  преобразовать свои замыслы в практическую плоскость.

Сопровождение и контроль. Последующий анализ и контроль позволяют определить, что принятое решение приведет к необходимому результату, которое удовлетворяет требованиям, которые привели к началу процесса принятия решения.

 

 

3.Использование инноваций в  процессе

 Принятия управленческих  решений


Инновационная экономика повышает сложность технических и технологических задач приводит к усложнению структур управления предприятиями, возрастанию числа возможных вариантов решений. Анализ решения без использования компьютеров затруднен, а цена каждой ошибки становится очень высокой. Поэтому необходимо широкое внедрение компьютерных систем поддержки принятия решений (СППР).

Имитационные модели предприятия являются основой таких систем, проведение экспериментов с которыми позволяют: во-первых, понять все возможные последствия принимаемых управленческих решений; во-вторых, наличие возможности рассмотрения большого количества альтернативных вариантов использования производственных и экономических возможностей; в-третьих, правильно давать ответ о наиболее выгодном или оптимальном выборе из множества альтернативных вариантов решений.

В условиях инновационной экономики при принятии управленческих решений  необходимость использования СППР заключается в следующем: обеспечивает принятие обоснованных критериев и измерителей, которые позволяют оценить эффективность использования рассматриваемого варианта достижения какой-либо управленческой цели и позволяет упорядочить процессы определения и разделения целей при выработке управленческого решения. Механизм использования в СППР модулей локальных задач оптимизации включает в себя методы выбора локальных задач оптимизации, которые оказывают сильное влияние на эффективность деятельности предприятия, и составление списка последовательности решения таких задач в моделировании деятельности всего предприятия в целом.

Повышению инвестиционной привлекательности и капитализации предприятий способствует применение инновационных разработок при принятии управленческих решений.

 Тщательная подготовка и полноценное обоснование, получили в настоящее время решающее значение, так как  выросла роль управленческих решений. Очень важно в полной мере учесть мнение тех людей, которым предстоит это решение реализовать, а также всех тех, для кого это решение принимается. Уменьшить число ошибок и более точно оценить имеющиеся возможности поможет оптимальный подход к выбору правильного варианта решения. При разработке решений, обязательно надо использовать компьютерную технику, все ресурсы научной литературы и интернета, что позволит выявить лучший вариант решения.

При принятии решений необходимо использовать инновационные разработки, что позволит не только проанализировать возможные последствия различных управленческих решений, но и рассмотреть эффективность различных вариантов долгосрочных конкурентных стратегий, выяснить деловые качества и уровень квалификации администрации предприятий.

Резкое возрастание сложности управленческих проблем, связано с  развитием инновационной экономики, которое потребует от управленческого персонала другого отношения к процессу принятия решений и в первую очередь совершенствование процессов принятия решений за счет использования новых методов управления.

Для экономического и социального прогресса, большое значение имеет процесс создания инноваций в области управления,  не менее важен, чем инновации технологические. Внедрению инноваций в управленческие процессы мешают некоторые факторы.

Часто трудовые коллективы не хотят внедрения новых технологий в управлении, так как владельцы предприятий обычно стремятся получить максимальную прибыль за счет уменьшения прав трудового коллектива. Поэтому необходимо тщательно подготовить и обосновать каждую инновации, ее сущность и пользу, разъяснить всем работникам, что в выигрыше от внедрения окажутся не только хозяева и администрация предприятия, но также все работники. Это необходимо детально разъяснить всем сомневающимся работникам на конкретных примерах и расчетах. Только в этом случае, когда каждый сотрудник убедится, что новые технологии  принесут прибыль всему предприятию, он станет вкладывать все свои силы в его реализацию, проявляя при этом собственную творческую активность в поиске и использовании новых возможностей повышения результатов от внедрения инноваций.

Использование современных информационных технологий при принятии решений сильно повышает эффективность управления компаний. Информационные технологии кардинально изменяют бизнес, уменьшают издержки производства, вовлекают в оборот интеллектуальные продукты, повышают прозрачность предпринимательства и соответственно повышают его инвестиционную привлекательность. Появляется возможность вести переговоры на расстоянии, проводить коммерческие операции,  часто не видя клиента в лицо, мгновенно реагировать на изменения цен на продукты и услуги. Инновационная экономика требует не только получения принципиально новой информации, но и отображения трудоёмких, регулярно повторяющихся рутинных операции над большими объемами данных,  которая нужна для принятия правильных управленческих решений.

Применение новых информационных технологий при управлении  предприятием коренным образом меняет подход к управлению предприятием и структуру предприятий. В результате их применения получаем следующие результаты:

— повышение правдивость и своевременность информации;

— повышается степень прозрачности бизнеса;

— меняется в лучшую сторону гибкость бизнес-процессов;

— происходит оптимизация процессов принятия решений;

— меняется содержание трудового процесса;

— происходит изменение операций и функций;

— сокращение затрат;

— снижение рисков.

— повышение эффективности сбыта;

— происходит расширение географии продаж за счет объединения каналов сбыта.

Новые информационные технологии позволяют  не только автоматизировать уже существующие процессы на предприятии, помогают облегчить процесс принятия решений, но и способствуют распространению передовых технологий менеджмента.

Эффективность использования новых инновационных информационных технологий в процессах управления можно выявить на конкретных примерах. Компания «Билайн» в последнее время использует информационные технологии для повышения квалификации персонала, с целью наделения большими правами менеджеров среднего звена. В результате внедрения компания добилась результатов: компьютерные технологии привели к организации системы непрерывного процесса обучения кадров. В процессе подготовки этих кадров обучаются не только отдельные работники, но и весь  коллектив организации. Технологические новшества и развитие персонала были интегрированы в результате реорганизации предприятия. Повышение прибыльности и снижение издержек производства являются результатом управленческих инноваций на предприятии. Проектирование эффективных процессов, увязанных с организационной структурой управления, способствуют повышению рентабельности капитала. Повышению конкурентоспособности, рост доходов, снижению издержек это все результаты внедрения управленческих инноваций. На четверть повысился объем предоставляемых услуг. Практическое использование компьютерных технологий в целях улучшения административных решений показывает, что и руководители, и рядовые сотрудники, заинтересованы в существенном повышении качества управления, позволяют полнее овладеть информационными технологиями.

 

Информация о работе Технологии разработки и принятия управленческих решений в области инноваций