Использование игровых методов на уроке иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть значимость игровых методов в условиях современного урока иностранного языка
Задачи:
Исследовать психолого-педагогическую литературу;
Выявить основные критерии выбора дидактических игр;
Раскрыть типологию игр, используемых в учебно-воспитательном процессе;
На основе изученной литературы, определить назначение игровой деятельности в учебном процессе, методику организации игровой деятельности на уроке;
Установить, как часто используются игры в организации учебного процесса, и насколько это эффективно.

Содержание

Введение
I Теоретическая часть. Урок-игра как одно из средств повышения эффективности обучения
1.1. Психолого-педагогические аспекты применения дидактических игр в воспитании детей
1.2. Мотивационные основы игровой деятельности.
1.3. Игра как метод обучения. Педагогическая игра. Классификация игр. Формы игровой деятельности
1.4. Технология игровых форм

II Практическая часть. Использование игровых методов на уроке иностранного языка
2.1. Игровые приемы и структура игр на уроках английкого языка
2.2. Практическая значимость игр на уроке английского языка

Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

УРОК-ИГРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

I Теоретическая часть. Урок-игра как одно из средств повышения эффективности обучения

1.1. Психолого-педагогические аспекты применения дидактических игр в воспитании детей

1.2. Мотивационные основы игровой деятельности.

1.3. Игра как метод обучения. Педагогическая игра. Классификация игр. Формы игровой деятельности

1.4. Технология игровых форм

 

II Практическая часть. Использование игровых методов на уроке иностранного языка

2.1. Игровые приемы и структура игр на уроках английкого языка

2.2. Практическая значимость игр на уроке английского языка

 

Заключение

Литература

3-4

 

5

 

5-7

7

 

7-8

9-11

 

 

12

12-13

13-17

 

18-19

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наше время  характеризуется поиском новых  форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.

На уроке  иностранного языка особое место  занимают формы занятий, которые  обеспечивают активное участие в  уроке каждого ученика, стимулируют  речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный  язык.

Игра позволяет преподавателю организовать деятельность учащихся, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации – то есть создать мотивацию, которой так часто не хватает нашим ученикам. Игра дает возможность робким и неуверенным в себе учащимся говорить, преодолевая все комплексы и нерешительность. Игра способствует развитию таких качеств как самостоятельность и инициативность.

Обучающие  игры  предоставляют  возможности  для  развития  творческих  способностей  учеников во время  урока за счет  того, что  роль учителя  ограничивается   только  объяснением   задачи  ученику, а дальше  ученик  играет самостоятельно  и  подбирает  те языковые  средства, которые  именно  он  считает  необходимыми в ситуации. И результаты эксперимента подтверждают целесообразность и эффективность применения игр при  обучении иностранным языкам.

Эти задачи можно  решить с помощью игровых методов  обучения. В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.

Актуальность  и проблема данного исследования определили цель и задачи работы:

Цель  исследования – рассмотреть значимость игровых методов в условиях современного урока иностранного языка

Задачи:

  1. Исследовать психолого-педагогическую литературу;
  2. Выявить основные критерии выбора дидактических игр;
  3. Раскрыть типологию игр, используемых в учебно-воспитательном процессе;
  4. На основе изученной литературы, определить назначение игровой деятельности в учебном процессе, методику организации игровой деятельности на уроке;
  5. Установить, как часто используются игры в организации учебного процесса, и насколько это эффективно.

Гипотеза: если использовать на уроках иностранного языка игровые технологии, то можно достичь высокого уровня мотивации учения, глубокого усвоения знаний.

Объект - урок иностранного языка.

Предмет - требования к проведению современного урока иностранного языка и игровые приемы, применяемые при обучении иностранному языку.

Методы  исследования:

  • Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
  • Обобщение опыта ведущих педагогов, психологов и методистов;
  • Анкетирование;
  • Наблюдение.

Практическая  значимость исследования заключается  в том, что его результаты могут  быть использованы не только учителями  иностранного языка средней школы, но и преподавателями других общеобразовательных дисциплин, а также студентами, готовящимися стать преподавателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Теоретическая часть. Урок-игра как одно из средств повышения эффективности обучения

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

Игра  наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По  определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

•   свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

•   творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

•   эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

•   наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

1.1 Психолого-педагогические аспекты применения дидактических игр в воспитании детей

Для школьников в игре главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими  не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет  такие функции:

-    развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-    коммуникативную: освоение диалектики общения;

-    самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

-    игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-    диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-    функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-     межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

-     социализации: включение в систему общественных отношений, усвоениенорм человеческого общежития.

Игра выполняет следующие функции в развитии психики ребенка:

1) В игре ребенок  учится полноценному общению со сверстниками;

2) Учиться подчинять  свои импульсивные желания правилам  игры. Появляется соподчинение мотивов - «хочу», начинает подчинятся «нельзя» или «надо»;

3) В игре интенсивно  развиваются все психические  процессы, формируются первые нравственные  чувства (что плохо, а что хорошо);

4) Формируются новые  мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности);

5) В игре зарождаются  новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

В игровой деятельности осуществляется формирование психических  процессов ребенка: осуществляется переход от наглядно-действенного к образному мышлению, развивается способность к абстрагированию и обобщению, развивается произвольное запоминание.

Многие игры используются как средство решения определенных обучающих и развивающих задач. Например, обучающие игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму, для развития счетных навыков, речевых умений. В таких играх учитель побуждает детей к активному решению познавательных задач, воспитывает сосредоточенность, внимание, настойчивость в достижении цели.

Учебно-предметно-дидактические игры помогают ученикам в познании свойств и признаков объектов в процессе реальной практической деятельности, стимулируют дальнейшее развитие интеллектуально-перцептивных умений. Они учатся принимать поставленную учителем игровую задачу или выдвигать ее самостоятельно в соответствии с правилами игры, достигать нужного результата; контролировать достижение игрового результата в соответствии с игровой задачей; объяснять сверстникам, как получить результат; отвечать на вопросы учителя о ходе игры и предполагаемом результате.

В дидактических играх  дети активно пользуются словарем в  обозначении пространственных, размерных, цветовых признаков и соотношений  предметов в игре, игровых действий. Дидактические задачи их использования предполагают:

- сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.), их группировку по предложенному педагогом или самостоятельно найденному основанию (это - посуда, это - обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета и т.д.);

- «упорядочение» (сериацию) игровых или дидактических материалов, составление «рядов» из одинаковых  предметов по убыванию или  возрастанию того или иного  признака (по размеру, ширине, высоте, интенсивности цвета, силе звука и т.д.);

- установление отношений  «часть - целое» (у чайника есть  крышка, носик, ручка; у машины  есть кузов, кабина и т.д.), составление  целого сюжетного или предметного  изображения из 4-6 частей;

- составление простого плана-схемы с использованием разнообразных замещений реальных объектов (игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам» и др.);

- формирование последовательного  мышления, операций моделирования,  планирования своей поисковой  деятельности и реализацию воображаемых образов (развивающие игры «Сложи узор», «Пазлы», «Уголки», «Уникуб» и др.).

Более широкие возможности  детей в ознакомлении с окружающими  явлениями ставят взрослых перед  необходимостью уделять самое пристальное  внимание формированию грамматически правильной речи.

Существующие в практике дидактические игры используются и  для развития у детей связной речи: умение назвать предмет и рассказать о нем все, что знаешь; рассказать, что нарисовано на картинке; описать одежду ребенка; передать словами, чем похожи и чем не похожи нарисованные предметы; какую перестановку сделали в игрушках.

В играх с детьми необходимо шире развивать интерес к природе, формировать более конкретные представления о животных и растениях. Воспитывать любовь к природе и заботу о животных, умение ухаживать за растениями.

1.2 Мотивационные основы игровой деятельности

Игровые методы обучения используют различные способы  мотивации:

1. Совместное  решение игровых задач стимулирует  межличностное общение и укрепляет  отношения между учащимися (мотивы общения).

  1. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к деятельности (моральные мотивы).
  2. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса.

Д. Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую  на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических  функций и способов познания ребенком мира взрослых. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, то, что доступно их наблюдению и пониманию (именно "картины" окружающего мира находят отражение в сюжетах и содержаниях детских игр).

1.3 Игра как  метод обучения. Педагогическая игра. Классификация игр. Формы игровой деятельности

Игру  как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

Информация о работе Использование игровых методов на уроке иностранного языка