Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:47, статья
В статье представлен анализ понятий компетентность, компетенция и компетентностный подход в системе образования, которые обсуждаются в современных научно-педагогических исследованиях; рассмотрена роль компетентностного подхода в обучении иностранному языку в техническом вузе. Ключевые слова: компетентность, компетенция, компетентностный подход.
Библиографическое описание: Кобзева Н. А. Компетентностный подход как основа в обучении иностранному языку в техническом вузе [Текст] / Н. А. Кобзева // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 89-92.
В статье представлен анализ понятий
компетентность, компетенция и компетентностный
подход в системе образования, которые
обсуждаются в современных
Ключевые слова: компетентность, компетенция, компетентностный подход.
The article presents the analysis of concepts competence, competency and competence-based approach in the education system, which are discussed in modern science and educational research, the competence approach importance in foreign language teaching within technical university.
Key words: competence, competency and competence-based approach.
В настоящее время тема компетентностного подхода в системе высшего технического образования становится принципиально важной и активно обсуждаемой. Это связано с тем, что она включает новую образовательную парадигму, вектор которой направлен в сторону гуманизации.
Целый ряд факторов обуславливают актуализацию компетентностного подхода в образовании. Сюда можно отнести проблемы окружающей среды в связи с переходом к постиндустриальному обществу, динамизм жизненных процессов, колоссальное увеличение информационных потоков. Активнее задействованы рыночные механизмы в обществе, возросла профессиональная мобильность, появились новые профессии, изменились требования к ним – они стали более интегрированными, менее специальными.
В силу этих обстоятельств появилась необходимость формирования личности, умеющей жить в новых условиях. Время диктует качества такой личности: ответственность, стрессоустойчивость, творческий потенциал, способность предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Становится ясным, что для успешной профессиональной деятельности уже недостаточно получить высшее образование и на том остановиться - возникает потребность пополнять свои знания, добавлять, возможно, информацией совсем из другой области.
Востребованность
концепции компетентностного
Считается,
что одним из первых компетентностный
подход предложил шотландский
Словарь Webster's Online Dictionary утверждает, что само слово competence в английском языке появилось до 1590 года. (“Competence” was first used in popular English literature: sometime before 1590)[2].
В интернет-энциклопедии Wikipedia.org, создаваемой совместными усилиями многих людей, competency трактуется как компетенция в узком смысле, а competence - как общая компетенция, т.е. компетентность.
В русскоязычной версии этой энциклопедии даются следующие определения терминов компетентность и компетенция:
В России с начала нового столетия проблемами компетентностного подхода в образовании занимаются многие специалисты. Они представляют различные точки зрения, создают разные терминологические аппараты и пока не выработали единой теоретической концепции компетентностного подхода в образовании, что затрудняет педагогическую практику.
По определению теоретика
По мнению М.Е. Бершадского, «понятие
компетентности не содержит каких-либо
принципиально новых
Таким образом, выделяются две противоположные точки зрения на сущность понятия компетентность и компетенция.
А.Г. Бермус в статье, посвящённой анализу условий реализации компетентностного подхода в условиях российского образования, отмечает, что компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой проблему. Это, по его мнению, касается как научных обсуждений этого явления, так и компьютерного редактора, обнаруживающего ошибку в прилагательном компетентностный [6].
Исходя из мнения большинства исследователей, примем следующие трактовки этих терминов. Компетенция – компонент качества человека, определяющий его способность выполнять определенную группу действий в сфере того или иного рода деятельности. Это некий уровень требований к человеку, соответствующий его роли в обществе. Компетентность – умение мобилизовать и актуализировать свои компетенции для решения реальных задач.
Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность представляет собой более общее понятие и может состоять из совокупности отдельных компетенций.
Три этапа в становлении
1)
первый этап (1960 – 1970 гг.) – введение
в научный аппарат категории «компетенция»;
исследование в теории обучения языкам
разных видов языковой/коммуникативной
компетенции; создание предпосылок разграничения
понятий «компетенция»/»компетентность»
2) второй этап (1970 – 1990 гг.) – использование категорий «компетенция» и «компетентность» в теории и практике обучения языку, профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению, разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности»;
3) третий этап (с 1990 гг.) – в общеевропейских документах компетенции стали рассматривать как желаемый результат образования, определены основные глобальные компетенции[7].
Третий этап развития компетентностного подхода отражён в материалах ЮНЕСКО, где обозначены компетенции, которые следует рассматривать всеми как желаемый результат образования [8].
В Берне на симпозиуме (1996 г.) по программе Совета Европы было определено, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего образования. Так же было подчёркнуто, что диплом не может быть гарантией получения работы. Многие молодые люди, оканчивая учебное заведение, не имеют представления важных компетенциях которые им будут нужны в будущей трудовой жизни: коммуникативная компетенция, способность работать в коллективе, творчество, любознательность, толерантность [9].
Советом Европы и Европейским парламентом в декабре 2006 года был принят список ключевых компетенций, которыми должны владеть молодые европейцы:
«умение
общаться на родном и иностранном
языках; математическая компетентность
и базовые компетенции в
Перечисленные компетенции описывают набор требований к выпускнику образовательного учреждения, которые позволят ему либо продолжить обучение, либо приступить к работе.
Несомненно, что сегодня для реализации компетентностного подхода в образовании нужна опора на международный опыт, с учетом необходимой адаптации к традициям и потребностям России.
Теоретико-методологической основой феномена компетентностного подхода являются работы ведущих зарубежных и российских ученых по направлению формирования учебной компетенции: Т.И. Барышникова, Г.М. Бурденюк, О.Ю. Зверлова, Р.М. Грановская, Ю.А. Конаржевский, Н.Ф. Коряковцева, Е.И. Пассов, Е.С. Полат, М.М. Поташник, Г.К. Селевко, Е.Н. Соловова, Т.Ю. Тамбовкина, Т.Ю. Терновых, А.В. Мариничева, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, Н.И. Чернова, О.Н. Щёголева, Б. Оскарсон, У. Тучкова, М.В. Бернавсквя, О.С. Виноградова, Я.Е. Кузнецов, P. Bimmel, G. Neuner, K. Kleppin, S. Neuner, U. Rampillon и др.
Анализ литературы по проблеме показывает, что компетенция понимается комплексно, как структура, слагаемая из различных частей – совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности; свойств личности; потенциальной способности индивида справляться с различными задачами. К. Кин (K.Keen) образно сравнивал компетенцию с пальцами на руке (навыки, знания, опыт, контакты, ценности), которые координируются ладонью и контролируются нервной системой, управляющей рукой в целом [11].
Современные социально-экономические условия выдвигают на первый план специальные дисциплины и исследования в области науки, техники и инновационных технологий. Интеграция общества стремительно происходит на всех уровнях. Высшие учебные заведения становятся центрами научных исследований и обучения и играют важную роль в формировании и развитии международного научно-образовательного пространства. К таким вузам принадлежит Томский политехнический университет (ТПУ), занимающий лидирующие позиции среди технических вузов России по накопленному опыту и потенциалу развития как научного, так и международного сотрудничества.
ТПУ является членом крупных международных
образовательно-исследовательск
В 2011 г. состоится массовый переход российских вузов на двухуровневую систему высшего образования по Федеральным государственным образовательным стандартам III поколения (ФГОС-III). Концепции ФГОС-III отличаются тем, что они содержат, в основном, требования к результатам обучения (компетенциям) выпускников основных образовательных программ.
Политика Томского политехнического университета в области менеджмента качества направлена на постоянное обеспечение подготовки специалистов высокой (магистры) и высшей (кандидаты и доктора наук) квалификации на основе компетентностного подхода. Формирование этих требований проводится на базе модели специалиста – инженера, являющегося центральной фигурой научно-технического прогресса.
Построение модели инженера является
сложным и неоднозначным
Требования к современному инженеру отражены в критериях международных сертификационных и аккредитационных организаций по инженерной подготовке, профессиональных консорциумов и ассоциаций.
В этих критериях сформулированы как обязательные общие требования к выпускникам университетов, освоившим инженерные программы, так и гуманитарные:
«Следует обратить внимание на то, что рассмотренные требования относятся не только к основной естественнонаучной, математической, профессиональной и специальной подготовке инженеров, но и к дополнительным навыкам, таким как способность к коммуникации, командной работе, владение иностранным языком, и другим так называемым «transferable skills», или «soft skills» [13].
Их гуманитарная суть заключается в следующем: «… способность рассматривать различные аспекты инженерных проблем с глобальной точки зрения; понимание результатов воздействия и влияния технологий на общество и окружающую среду, а также ответственности и обязательств инженера перед обществом в соответствии с законами профессиональной этики; технологий, а также способность применять эти знания; коммуникативные навыки, включая устную и письменную речь, навыки ведения дискуссий на родном языке и базовые навыки эффективного общения на иностранном языке; способность учиться самостоятельно и постоянно…» [13].
В критериях Европейской Федерации Национальных Инженерных Ассоциаций (European Federation of National Engineering Associations, FEANI) чётко выделено требование к уровню языковой подготовки профессионального инженера: «(… Fluency in European languages sufficient to facilitate communication when working throughout Europe…), то есть «свободное владение европейскими языками, достаточное для общения при работе в Европе».[14].