Метод проектов при изучении немецкого языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам.
Основная цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации

Содержание

Введение
Глава I. Метод проектов в обучении иностранному языку и его интеграция в процесс обучения.
1.1 Проект как метод обучения. Основные виды проектов.
1.2 Введение метода проектов в школьную практику.
1.3 Особенности практической реализации различных видов проектов на уроке иностранного языка.
Выводы по первой главе
Глава II Метод проектов и его особенности на средней ступени обучения немецкому языку
2.1 Анализ реализации метода проектирования на основе учебников “Schritte” на средней ступени обучения
2.2 Организация проекта по теме “Sport” на уроке немецкого языка
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 27.81 Кб (Скачать файл)

Проект методика по Спорту

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава I. Метод проектов в обучении иностранному языку и его интеграция в процесс обучения.

1.1 Проект как метод  обучения. Основные виды проектов.

1.2 Введение метода проектов  в школьную практику.

1.3 Особенности практической  реализации различных видов проектов  на уроке иностранного языка.

Выводы по первой главе

Глава II Метод проектов и его особенности на средней ступени обучения немецкому языку

2.1 Анализ реализации метода  проектирования на основе учебников  “Schritte” на средней ступени обучения

2.2 Организация проекта  по теме “Sport” на уроке немецкого языка

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

 

 

Глава I Метод проектов в обучении иностранному языку и его интеграция в процесс обучения.

1.1 Проект как метод  обучения. Основные виды проектов.

 

Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении [27;3].

В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза".

Метод проектов был разработан американским педагогом У.Килпатриком в 20-е годы ХХ века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации[16;20].

Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

1. По методу, доминирующему  в проекте 

• исследовательские

• творческие

• приключенческие, игровые

• информационные

• практико-ориентированные

2. По характеру координирования  проекта 

• с явной координацией

• со скрытой координацией

3. По характеру контактов 

• внутренние (региональные)

• международные

4. По количеству участников 

• личностные (индивидуальные)

• парные

• групповые

5. По продолжительности  проведения 

• краткосрочные

• средней продолжительности

• долгосрочные

В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80- х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. Наиболее известное ресурсное пособие для преподавателей - D. L. Fried-Booth "Project Work" (OUP, 1986) - в настоящее время готовится к переизданию. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение. Особенное внимание в рамках данного метода уделяется сейчас телекоммуникационным проектам.

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

• использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

• акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

• выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

• отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

• наглядное представление результата.

Английские специалисты в области методики преподавания языков Т.Блур и М.Дж. Сент-Джон различают три вида проектов[24;81]:

1. Групповой проект, в котором "исследование проводится всей  группой, а каждый студент изучает  определенный аспект выбранной  темы".

2. Мини-исследование, состоящее  в проведении "индивидуального  социологического опроса с использованием  анкетирования и интервью".

3. Проект на основе работы  с литературой, подразумевающий "выборочное  чтение по интересующей студента  теме" и подходящий для индивидуальной  работы.

Исследователи считают последний тип самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако описанная ими структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами и т.д. В связи с этим кажется справедливой точка зрения Р.Джордана, который считает, что проект на основе работы с литературой подходит в основном для изучения иностранного языка для специальных целей. В то же время "мини-исследование" и "работу с литературой" можно рассматривать и как разновидности группового проекта, который является наиболее важным для методики преподавания иностранных языков.

В зарубежной методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:

1. Определение темы проекта.

2. Определение проблемы  и цели проекта.

3. Обсуждение структуры  проекта, составление примерного  плана работы.

4. Презентация необходимого  языкового материала и предкоммуникативная тренировка.

5. Сбор информации: обращение  к уже имеющимся знаниям и  жизненному опыту, работа с источниками  информации, создание собственной  системы хранения информации.

6. Работа в группах.

7. Регулярные встречи, во  время которых учащиеся обсуждают  промежуточные результаты, преподаватель  комментирует проделанную учащимися  работу, корректирует ошибки в  употреблении языковых единиц, проводит  презентацию и отработку нового  материала.

8. Анализ собранной информации, координация действий разных  групп.

9. Подготовка презентации  проекта - выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного  праздника и т.д.

10. Демонстрация результатов  проекта (кульминационная точка  работы над проектом).

11. Оценка проекта. Данный  этап включает в себя не  только контроль усвоения языкового  материала и развития речевой  и коммуникативной компетенции, который может проводиться в  традиционной форме теста, но  и общую оценку проекта, которая  касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных  учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д.

Таким образом, в данной классификации каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участноиков. Однако в частной практике, как отмечают многие специалисты, зачастую приходится иметь дело со смешанными видами проектов, в которых имеются признаки как исследовательских и творческих, так и проектно-ориентированных работ.

 

 

 

 

1.2 Введение метода проектов  в школьную практику.

 

 Итак, что же представляет  собой проектная методика обучения  немецкому языку в средней  школе?

Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта [24;76].

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения немецким языком.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

1. Показать умения отдельного  ученика или группы учеников  использовать приобретенный в  школе исследовательский опыт.

2. Реализовать свой интерес  к предмету исследования, приумножить  знания о нем.

3. Продемонстрировать уровень  обученности иностранному языку.

4. Подняться на более  высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

• Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.

• Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

• Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки

 Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка, и, зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

 В проектной методике  используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и  современной методикой преподавания  английского языка. К ним относятся, прежде всего разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.н. эгофактор.

1. Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе - это и разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т.п.), и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах), и разнообразие типов упражнений.

2. Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и подросток обучается, думая, мысля. Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем. Проблемный подход имеет место при обучении грамматике в тех случаях, когда учащийся использует ее в речь, и когда он постигает ее как систему.

3. Безусловно, важно, чтобы  школьник учился с удовольствием. Подросток учится продуктивно  и много узнает, если он учится  свободно, без принуждения, испытывая  радость. Развлекательность - это одна  из особенностей проекта. Часто  задания могут оформляться в  виде шутки, головоломки, загадки  и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации.

4. Особое значение имеет  эгофактор, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах. При организации общения лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрачивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, т.е. в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.

Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

 В чем суть проекта, влияет ли его применение на  модель обучения, с какой регулярностью и в какой форме проектные задания включаются в учебник и какова техника их выполнения?

 Я использую этот  метод в разноуровневых классах на протяжении нескольких лет. Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий уровень развития учащихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний.

В курсе ИЯ метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д.

Информация о работе Метод проектов при изучении немецкого языка