Дидактические игры в обучении школьной информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы заключается в том, что, одной из главных задач обучения в школе информатики является формирование у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста представлений об истории создания предметного мира посредством дидактической игры в обучении информатики. Таким образом, можно выделить существующее противоречие между необходимостью развития у детей прогностического взгляда на предметный мир и недооцениванием практическими работниками данной задачи для целостного развития личности ребенка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
Теоретические сведения о дидактических играх в обучении школьной информатике ………………………………………………..
Исторические предпосылки возникновения игры……………............
Роль дидактической игры в развитии умственных способностей школьников……………………………………………………………...
Значение и особенности применения дидактических игр на уроках информатики…………………………………………………………….
Разработки уроков по информатике с применением дидактической игры……………………………………………………………………...
Организация и проведение дидактических подвижных игр на уроках информатики……………………………………………………
Урок – игра «Большие гонки» по информатике для 4 класса………..
Урок – игра «Судебный процесс» по информатике для 10 класса….
Заключение……………………………………………………………...
Список использованных источников………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 675.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………

3

1.

Теоретические сведения о дидактических играх в обучении школьной информатике ………………………………………………..

 

6

1.1.

Исторические предпосылки  возникновения игры……………............

6

1.2.

Роль дидактической  игры в развитии умственных способностей школьников……………………………………………………………...

 

12

1.3.

Значение и особенности  применения дидактических игр на уроках информатики…………………………………………………………….

 

17

2.

Разработки уроков по информатике с применением дидактической  игры……………………………………………………………………...

 

25

2.1.

Организация и проведение дидактических подвижных игр  на уроках информатики…………………………………………………

 

25

2.2.

Урок – игра «Большие гонки» по информатике для 4 класса………..

29

2.3

Урок – игра «Судебный  процесс» по информатике для 10 класса….

32

 

Заключение……………………………………………………………...

35

 

Список использованных источников………………………………….

37

 

Приложения……………………………………………………………...

40


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дидактическая игра –  это не просто заполнение свободного времени детей, а целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления знаний. В дидактической игре как в универсальной мини-лаборатории, дети не только получают определенный объем знаний, но и учатся владеть этими знаниями, «вооружаются навыками умственной работы» [7].

Использование дидактической игры в учебно-воспитательном процессе школьных учреждений вызвано, прежде всего, тем, что игра является ведущей деятельностью в этом возрасте.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что, одной из главных задач обучения в школе информатики является формирование у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста представлений об истории создания предметного мира посредством дидактической игры в обучении информатики.

Таким образом, можно выделить существующее противоречие между необходимостью развития у детей прогностического взгляда на предметный мир и недооцениванием практическими работниками данной задачи для целостного развития личности ребенка. Возникает вопрос о средствах формирования у детей ретроспективных взгляда на предметный мир. Одним из эффективных средств познания мира и совершенствования усилий ребенка может являться дидактическая игра.

На основании выявленного  противоречия сформулирована проблема исследования: каковы педагогические возможности дидактической игры в формировании у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста представлений об истории создания и изменения человеком предметного мира.

Цель исследования: изучение влияния дидактической игры на эффективность  обучения, систематизировать методы и приёмы в обучении школьной информатике.

Объект исследования – процесс обучения школьников.

Предмет исследования – возможности использования дидактической игры на этапе освоения новых знаний, умений и навыков.

В соответствии с целью и предметом работы можно выдвинуть гипотезу исследования: формирование у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста представлений об истории создания предметного мира посредством дидактической игры возможно, если:

  • определить содержание представлений об истории создания предметов человеком;
  • включить в структуру дидактической игры действия прогнозирования и установления причинно – следственных связей;
  • рационально включать дидактические игры в педагогический процесс.

В соответствии с целью  и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы проблемы ознакомления школьников с предметным миром.
  2. Научно обосновать и разработать комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
  3. Придать занятиям соревновательный, игровой характер на основе использования дидактических игр.

Методологическую основу исследования составили:

- философские положения об объективности исторического знания (И. Кант, Г. Гегель, И.Г. Гердер, Р.Дж. Коллингвуд, А.Дж. Тойнби и др.);

- концепция формирования творчества у детей школьного возраста в процессе ознакомления с дидактической игрой (О.В. Дыбина);

- положения дошкольной педагогики о соединении обучения с игрой (А.П. Усовой, Ф.Н. Блехер, Е.И. Радиной, В.Н. Аванесовой и др.).

Методы исследования: изучение научно-методической литературы; анализ, обобщение и описание опытно-практической работы.

          Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников и приложения. Работа составляет 40 страниц, в списке литературы 30 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  сведения о дидактических играх  в обучении школьной информатике

    1. Исторические предпосылки возникновения игры

 

 

          "Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". (В.А. Сухомлинский)

          Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения школьников.

          В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства [6].

          Детство существовало не всегда. О возникновении детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного включения детей в производственный труд взрослых. К человеческому детству, как к особому этапу подготовки ребенка к будущей взрослой жизни предъявлялись все большие и большие требования. Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе [9].

          Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая игра.

          "Игра, игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека" – отмечается в Педагогической энциклопедии. Понятие "игра" в русском языке встречается еще в Лаврентьевской летописи.

          По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон в своем "Государстве" этимологически сближал два слова: "воспитание" и "игра". Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры [13].

          Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце 19 века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит предупражнение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование ("теория предупреждения"). К. Гросс называет игры школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.

          Теорию К. Гросса продолжил польский педагог Януш Корчак, который считал, что игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге – песнях, танцах, фольклоре [10].

          Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать школьника в радости Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности. Центром педагогической системы Ф.Фребеля является теория игры.

           По Фребелю, игра – "зеркало жизни" и "свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе". Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы.

           Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. "Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли".

          Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как дидактическая игра позволяет каждому ученику ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества [22].

          Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. В.Л.Сухомлинский писал: "Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества" [2].

          Между тем, игра с годами занимает все менее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети школьного возраста. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игры школьников. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.М. Макаренко. Он писал: "Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть"

          Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. "В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают".

          Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства [5].

          Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ученика, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя человека "насильно" включить в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества. Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Е.А.Покровский, П.В.Иванова, В.Ф.Кудрявцева, В.Н. Харузина, А.Н.Соболева, О.И.Капица, Г.С.Виноградова. Все эти исследования относятся к ХIХ – первой трети ХХ вв., ценны, прежде всего, первозданностью своих материалов, извлеченных из самих глубин народной жизни, включали в себя описания только тех игр, которые попали в поле зрения наблюдателей.

          В 30-е годы ХХ столетия предпринимаются попытки создания антологий, которые ставили перед собой задачу ознакомления читателей со всей массой игр. Лучшей антологией до сих пор остается книга "Игры народов СССР" В. Н. Всеволодского-Гернгросса, В. С. Ковалевой и Е. И.Степановой вышедшей в 1933 году.

          Вплоть до 70-х годов был перерыв в изданиях такого рода. И вот в 70-80 годы появились такие труды как: "Игры народов СССР" составители Л.В.Былеева, В.М.Григорьев – М., 1985; С.К.Якуб и многие другие.

          Это были труды антологического характера, содержащие фактический материал, благодаря которому педагоги-воспитатели умело, организовывали учебно-воспитательную работу в детских учреждениях.

          Через творчество и игрушки школьник может успешно освоить многие элементы и виды человеческой деятельности. Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре ребенок развивается.

Информация о работе Дидактические игры в обучении школьной информатике