Информатизация общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:00, доклад

Краткое описание

Цель доклада – рассмотреть проблемы информатизации общества в Российской Федерации, законодательство по вопросам информатизации и правонарушения в этой области.

Вложенные файлы: 1 файл

Информатизация_общества.docx

— 36.99 Кб (Скачать файл)

Цель доклада  – рассмотреть проблемы информатизации общества в Российской Федерации, законодательство по вопросам информатизации и правонарушения в этой области.

 

  1. Информатизация общества.
    1. Представление об информационном обществе
    2. Предпосылки перехода России к информационному обществу
    3. Роль информатизации в развитии общества
    4. Об информационной культуре
    5. Государственная программа “Информационное общество 2011-2018″
    6. Проблемы информатизации современного общества

Введение

Что же такое информатизация. Тут следует немножко глубже посмотреть на это понятие…давайте выясним сначала что же такое информация…

Вроде бы все просто и  ясно. Пока не поставишь вопрос: «А зачем  вообще нужна информация?». Та самая  информация, ради поиска и обработки  которой мы предпринимаем беспрецедентные  усилия. Зачем она нужна?                               *Давайте с вами порассуждаем!!!*

!Следующий слайд!

Для принятия решений.

Первый вариант. Информация нужна человеку для принятия решения. Ответы «Чтобы сделать правильный выбор» или «Чтобы не ходить под навесами крыш» – суть «принятие решения».

Для формирований знаний.

Второй вариант. Информация нужна человеку для накопления им знаний. Эти знания пригодятся ему  не сейчас, а в будущем. Причем важно  понимать, что многие из полученных знаний могут так никогда и  не пригодиться. А могут и пригодиться, и заранее этого никто не знает. Ответы «Чтобы получить представление  о ситуации на рынке» или «Чтобы знать, что происходит в другой стране»  – суть новое знание, которое  может пригодиться в будущем.

Связь принятия решений и знаний.

Для принятия решения (первый вариант ответа на вопрос «Зачем?») нужна информация. Чем сложнее  принимаемое решение, тем больше нужно информации.

Но эта информация должна быть истинной, иначе решение может  оказаться неверным. И тут важную роль начинает играть знание (второй вариант  ответа на вопрос «Зачем?»). Чем больше мы знаем, тем меньше информации нам  нужно для принятия решения.

И наоборот, чем меньше мы знаем, тем больше достоверной, истинной информации нам нужно для принятия решения.

К чему приводит такая связь  между информацией и знаниями? Если говорить в общем виде, то мы стремимся к тому, чтобы знать  максимально больше и чтобы не зависеть в момент принятия решения  от наличия или отсутствия необходимой  информации.

Но так как знать  все невозможно, то мы начинаем прибегать  к посторонней помощи. В том  числе к помощи компьютера.

А что нужно, чтобы больше знать? Надо иметь как можно больше достоверной информации, и ее систематизировать  для преобразования простой несвязанной  информации в структурированные  знания.

А значит? Мы стремимся к  тому, чтобы иметь как можно  больше информации, в том числе  «впрок». И стремимся к тому, чтобы  эту запасенную впрок информацию предварительно структурировать. Стремимся  связать между собой отдельные  разрозненные кусочки информации и  превратить в знания.

В ответственный момент принятия решения нам нужно знать ответ  и решение здесь и сейчас, без  промедления, без всяких сомнений. И  в случае, если сомнения все-таки остаются, нам нужно как можно быстрее  недостающую информацию найти, получить и обработать.

Таким образом

Чем человек или группа людей легче и эффективней  оперируют информацией, тем успешней развивается их деятельность. Это  современная тенденция. Поэтому  большинство видов деятельности должны начинаться со сбора и анализа  информации, нахождению оптимальных  решений планируемых задач, формированию творческого подхода.

Ситуация осложняется  тем, что где-то во второй половине XX века цивилизация начала испытывать информационный бум, количество информации резко возросло, ориентироваться  в ней человеку стало достаточно трудно.

Возрос документооборот, количество печатных изданий, стали  доступны данные из разных сфер человеческой деятельности. В результате умственная нагрузка на человека возросла. Возникла проблема, когда люди не могут в  полной мере воспользоваться накопленным  огромным количеством данных из-за своих ограниченных возможностей. Такая ситуация приводит к информационному кризису, и перед человечеством появляется задача выхода из него.

 

    1. Представление об информационном обществе

Что же такое информационное общество? Каков его образ? Например, по мнению одно из ученых, который исследует данную область, общество считается информационным, если:

!Следующий слайд!

- любой индивид, группа  лиц, предприятие или организация  в любой точке страны и в  любое время могут получить  за соответствующую плату или  бесплатно на основе автоматизированного  доступа и систем связи любую  информацию и знания, необходимые  для их жизнедеятельности и  решения личных и социально  значимых задач;

- в обществе производится, функционирует и доступна любому  индивиду, группе или организации  современная информационная технология;

- имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных  информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания  постоянно убыстряющегося научно-технологического  и социально-исторического прогресса;

- происходит процесс ускоренной  автоматизации и роботизации  всех сфер и отраслей производства  и управления;

- происходят радикальные  изменения социальных структур, следствием которых оказывается  расширение сферы информационной  деятельности и услуг.

Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при  изучении информационной среды общества является понятие "информационный потенциал". Информационный потенциал в широком  смысле - это накопленный в обществе информационный ресурс. Информационный потенциал в узком смысле - это  активизированный, введенный в действие информационный ресурс.

Информационный потенциал - это информационный ресурс в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и  эффективно использовать. В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены1 не только средства информационной техносферы, но также средства, методы и социальные структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.

 

Информатизация – это  объективная закономерность развития российского общества, необходимое  условие его продвижения вперед. Под информатизацией принято  понимать не просто разработку и повсеместное внедрение новых информационных технологий, а процесс создания, развития и массового применения информационных средств и технологий, обеспечивающий достижение и поддержание  уровня информированности всего  населения, необходимого и достаточного для кардинального улучшения  условий труда и жизни каждого  человека.

 Именно такой подход  закреплен федеральным законодательством: 

!Следующий слайд!

 «Информатизация – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

 

Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода  к информатизации общества:

- технократический, когда  информационные технологии считаются  средством повышения производительности  труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства  и управления;

- гуманитарный, когда информационная  технология рассматривается как  важная часть человеческой жизни,  имеющая значение не только  для производства, но и для  социальной сферы.

Причины значительного распространения  технократического подхода, отождествления понятий "информатизация" и "компьютеризация" носят как объективный, так и  субъективный характер. Объективно развитие новой техники вообще и, в частности, вычислительной техники идет стремительно, имеет "агрессивный" характер. Субъективно  же существует весьма значительное число  людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в общественное мнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые и политические дивиденды.

Информатизация имеет  четкую связь с эколого-безопасным, устойчивым развитием общества. Основа информационной экономики - знания или  интеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые преимущества по сравнению с материальными  ресурсами фундаментом предыдущих этапов развития общества. Материальные ресурсы жестко подчиняются законам  сохранения. Если вы берете что-то у  природы - вы обостряете экологические  проблемы, если же пытаетесь взять  у соседа, порождаются конфликты  и войны. Социально-экономическая  структура общества, базирующаяся на информационной экономике, уже по своей  сущности избегает большинства социально-экономических  и экологических проблем и  в потенциале предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его  параметрам ("знания - порождают знания").

    1. Предпосылки перехода России к информационному обществу

В России за последние 7-10 лет  сформировались такие факторы социально-экономического, научно-технического и культурного  развития, которые можно рассматривать  как предпосылки перехода к информационному  обществу. !Следующий слайд!

К таким предпосылкам следует  отнести:

    1. Информация становится общественным ресурсом развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т.д.) ресурсами.
    2. 2. Можно говорить о том, что в России сформировался и успешно развивается отечественный рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг.
    3. В целом в стране растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации.
    4. В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, банковская сфера и сфера государственного управления.
    5. В общественном мнении складывается понимание актуальности задачи перехода к информационному обществу

 

 

 

 

    1. Роль информатизации в развитии общества

Деятельность отдельных  людей, групп, коллективов и организаций  сейчас все в большей степени  начинает зависеть от их информированности  и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем  предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору  и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует  обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения  специальных технических средств.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему  возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться  становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый  материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее.

!Следующий слайд!

Образование больших потоков  информации обусловливается:

  • чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;
  • постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;
  • появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитныхлентах и поэтому непопадающих в сферу действия системы коммуникации. Как результат – наступает  информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления [18]:
  • появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10лет, к 1970 г. –уже каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно;
  • существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
  • возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.

Информация о работе Информатизация общества