Информационные технологии в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 05:07, реферат

Краткое описание

Исторически первым носителем человеческих информации, знаний была речь, представлявшая изначально кодированные звуки для координации действий в человеческом сообществе. Затем появилось наскальное письмо каменного века, далее пиктограммы (“иконы”) бронзового века, иероглифическое письмо (сохраненное до сих пор, например, в Китае) и письмо “обычное” - конкатенацией букв алфавита в слоги (“слоговое письмо”) и т.д. цели использования СНИТ

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3
Основная цель Информационных Технологий ………………………...5
Современные Информационные Технологии…………………………..6
Совершенствование качества и доступности высшего образования…8
Обеспечение качеством доступного образования…………………….10
Классификация и характеристика программных средств информационной технологии обучения (ИТО)……………………….14
Проектирование электронных учебных курсов (ЭУК)……………….20
Применение информационных технологий в школьном образовании………………………………………………...24
8. Заключение………………………………………………………………32
9. Литература……………………………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по информатике.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)
 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

«Иркутский  государственный  университет»

Байкальская международная бизнес-школа 

Сибирско-Американский факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат  на  тему: « Информационные технологии в образовании» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент            Кузьмина Дарья Игоревна

                                           

1 курса, гр.12132 ________________________                                   

                                           (подпись) 

Преподаватель  Курганская Галина Сергеевна 

                          _____________________________

                                          (подпись) 
 
 

Иркутск 2008г.  

Содержание: 

  1. Введение  ………………………………………………………………….3
  2. Основная цель Информационных Технологий ………………………...5
  3. Современные Информационные Технологии…………………………..6
  4. Совершенствование качества и доступности высшего образования…8
  5. Обеспечение качеством доступного образования…………………….10
  6. Классификация и характеристика программных средств информационной технологии обучения (ИТО)……………………….14
  7. Проектирование электронных учебных курсов (ЭУК)……………….20
  8. Применение   информационных   технологий   в                                школьном образовании………………………………………………...24

    8. Заключение………………………………………………………………32

    9. Литература……………………………………………………………….33 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

 

    Представление о важнейшей функции языка  – получении и передаче с его  помощью знания – сложилось исторически: язык – специфическая система  связи, или коммуникации. Помимо языка для поиска и получения знаний, их хранения и передачи человек искал и находил дополнительные средства, которые оказывали значительное, подчас революционное, влияние на жизнь общества. Письменность, печатный станок, телефон, телевидение и, наконец, есть  Internet – вот наиболее впечатляющие вехи эволюции в передаче знаний.

    Исторически первым носителем человеческих информации, знаний была речь, представлявшая изначально кодированные звуки для координации  действий в человеческом сообществе. Затем появилось наскальное письмо каменного века, далее пиктограммы (“иконы”) бронзового века, иероглифическое письмо (сохраненное до сих пор, например, в Китае) и письмо “обычное” - конкатенацией букв алфавита в слоги (“слоговое письмо”) и т.д. цели использования СНИТ

    Современные информационные и коммуникационные технологии, созданные не для нужд системы образования, ведут к  подлинной революции в образовании. Мы уже стали свидетелями того, как система образования встраивается в сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массовой информации, реклама, банковская система, торговля и т.п. Это естественный путь, которому нет альтернативы. Первенство в практическом внедрении сетевых технологий здесь принадлежит высшему образованию. В то же время высшие учебные заведения сталкиваются в своей работе с определенными противоречиями, практически неразрешимыми в рамках их современной структуры.

       В качестве примеров таких  трудностей можно привести следующие: 

  • рост информации, тем или иным образом определяющей содержание образования, несовместим с ограниченным временем обучения;
  • вузам отводится роль одного из главных хранилищ традиций и научного наследия, а это вступает в противоречие с тем обстоятельством, что вузы должны находиться на переднем крае науки и использовать в обучении ее новейшие достижения. Однако, притом, что традиционные формы обучения уже исчерпывают себя, ограничены и возможности современных технологий, в том числе – информационных;
  • также противоречиво положение о том, что высшие учебные заведения призваны вести широкую подготовку специалистов, соблюдая общие требования соответствующих государственных стандартов, но при этом, обеспечивая учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов;
  • высшие учебные заведения дают образование людям, уже сделавшим свой выбор, и поэтому предполагается их сознательное отношение к получению знаний. Однако на практике это оказывается далеко не так, и требуется вариативный подход к организации учебно-воспитательного процесса.

    Глубокое  реформирование высшего образования, вызванное к жизни социально-экономическими и государственно-политическими  преобразованиями, постоянный рост объема информации, увеличение количества изучаемых  дисциплин при стабильных сроках обучения в вузах, поставили перед системой профессиональной подготовки специалистов ряд серьезных проблем.

    Ключевыми из них являются перевод подготовки студентов на качественно новый  уровень, отвечающий современным требованиям, с учетом многоуровневой структуры  высшего образования России, в строгом соответствии с нормативными актами; повышение фундаментальности образования, его гуманизация и гуманитаризация в сочетании с усилением практической направленности; интенсификация образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных (инновационных) форм, методов и средств обучения, четкой постановки дидактических задач и их реализации в соответствии с целями и содержанием обучения; информатизация образования, основанная на творческом внедрении современных информационных технологий обучения (ИТО). Последняя из названных проблем в настоящее время выдвинулась в ряд наиболее актуальных.

    Процесс информатизации образования, поддерживая  интеграционные тенденции познания закономерностей развития предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала ИТО для развития личности студентов, повышения уровня креативности их мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решения как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними.

    Не  менее важно в процессе обучения помочь будущему специалисту простроить свою индивидуальную стратегию образования с учетом способностей и мотивационно - ценностной сферы личности. Внедрение ИТО в учебный процесс может стать основой для становления принципиально новой формы непрерывного образования, опирающейся на детальную самооценку, поддерживаемую технологическими средствами и мотивированную результатами самооценки самообразовательную активность человека.

Основная  цель информационных технологий

 

   Основная цель ИТ (информационных технологий) — в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию, с целью ее анализа, и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. Общая структура ИТ может быть разделена на последовательность базовых процедур:

  • Сбор новой и поиск накопленной в разных источниках информации, о состоянии изучаемых или используемых объектов, процессов и явлений;
  • Передача информации от места сбора к месту обработки или использование с сохранением информации при наличии помех;
  • Адаптация новых данных к имеющимся моделям, комплексная обработка информации, проведение вычислительных экспериментов, выработка решений и сценариев оптимального поведения, принятия решений;
  • Совершенствование математических моделей, расширение баз знаний, экспертных систем;
  • Создание технических и технологических средств (рабочих станций, информационных хранилищ, средств отображения моделей и информации, средств редактирования информации, информационно-аналитических центров, коммуникационных систем и т. д.);
  • Планирование оптимальной системы обработки информации с целью совершенствования контроля достоверности информации, уточнение вариантов ранее принятых решений;
  • Анализ практических результатов использования системы информатизации, контроль эффективности, прогнозирование деятельности, диагностика работы подсистем.

Современная информационная технология

    Современная ИТ - информационная технология это ИТ с "дружественным" интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Три основных принципа компьютерной ИТ:

  • Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
  • Интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;
  • Гибкость процесса изменения, как данных, так и постановок задач.

   Основу современных ИТ - информационных технологий составляют три технических достижения:

  • появление новой среды накопления информации - магнитные и оптические диски;
  • развитие современные средства связи, в том числе и спутниковых;
  • постоянное совершенствование компьютеров для автоматизированной обработки и передачи информации в реальном масштабе времени.

    Особенности современных ИТ (информационных технологий) :

  • Работа пользователя в режиме манипулирования (без программирования) данными. Пользователь не должен знать и помнить, а должен видеть (устройства вывода) и действовать (устройства ввода)
  • Сквозная информационная поддержка на всех этапах прохождения информации на основе интегрированной БД, которая предусматривает единую форму введения, поиска, отображения, обновления и защиты информации
  • Безбумажный процесс обработки документа, во время которого на бумаге фиксируется только его окончательный вариант, а промежуточные версии и необходимые данные, записанных на носителях, поставляются пользователю через экран дисплея ПК.
  • Интерактивный (диалоговый) режим решения задач с широкими возможностями для пользователя
  • Коллективное изготовление документа на основе группы ПК, объединенных средствами коммуникации
  • Адаптивная переработка формы и способов подачи информации в процессе решения задачи.

    Современные ИТ - информационные технологии:

  • математическое  и компьютерное моделирование;
  • БД и знаний;
  • экспертные и интеллектуальные системы;
  • средства, технологии планирования и управления с помощью электронных таблиц;
  • электронная почта и телекоммуникационные средства;
  • интегрированные пакеты прикладных программ и среды;
  • средства, методы и технологии машинной графики и анимации;
  • средства, методы и технологии мультимедиа;
  • гипертекстовые технологии и WWW-технологии;

Совершенствование качества и доступности высшего образования

 

    Применение  информационных и коммуникационных технологий в высшем образовании  традиционно сводится к двум основным направлениям. Первое состоит в использовании  возможностей этих технологий для увеличения доступности образования, что осуществляется путем включения в систему образования тех лиц, для которых иной может быть вообще недоступен. Необходимо сказать, что такая дистанционная форма обучения встречает множество возражений. Ее противники справедливо отмечают, что будущие студенты будут лишены всего того, что требуется для получения подлинно качественного образования: работа в лабораториях, доступ к научным библиотекам, общение с преподавателями и другими студентами на семинарах и в неофициальной обстановке.

       Второе направление предлагает использование информационных технологий для изменения того, чему учить и как учить, т.е. содержания и способов обучения в рамках традиционной очной формы. Но здесь возникает весьма щепетильная проблема, связанная с тем, что внедрение передовых технологий часто создает дополнительные преимущества наиболее успевающим, активным и способным студентам, не влияя на уровень, на уровень подготовки основной массы. Подобная ситуация может быть связана, например, с тем, что используемые технологии не адаптированы для системы образования и работа с ними требует специальной подготовки. Иными словами, может оказаться так, что внедрение информационных технологий в обучение на практике способствует росту или доступности образования, или его качества, - но для избранных. В то время как потребность общества состоит, естественно, в получении и доступного, и качественного образования.

Информация о работе Информационные технологии в образовании