Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 16:23, реферат
Санитарно-гигиенические требования к использованию информационных технологий в системе образования детей-инвалидов по слуху не отличаются от соответствующих требований для здоровых детей. Но в связи со свойственными всем детям-инвалидам коммуникативными ограничениями возможность доступа к информационным технологиям приобретает особенно большое значение в системе обучения и социальной реабилитации глухих и слабослышащих детей. Этот фактор усиливается и тем, что в связи с компенсаторной активизацией деятельности сохранных органов чувств у инвалида по слуху визуальный канал восприятия информации приобретает ведущую роль, а в системе информационных технологий визуальный канал передачи информации занимает центральное место.
Введение
Применения информационных технологий в процессе обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей.
Заключение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Дедовске
Реферат
По дисциплине:
«Информациооные системы в сети»
НА ТЕМУ: Информационные
технолонгии в процессе обучения
и воспитания глухих и слабослыша
Выполнила студентка 2курса
Специальность «Социальная работа»
Проверил:
Дедовск 2013 г.
Санитарно-гигиенические требования к использованию информационных технологий в системе образования детей-инвалидов по слуху не отличаются от соответствующих требований для здоровых детей. Но в связи со свойственными всем детям-инвалидам коммуникативными ограничениями возможность доступа к информационным технологиям приобретает особенно большое значение в системе обучения и социальной реабилитации глухих и слабослышащих детей. Этот фактор усиливается и тем, что в связи с компенсаторной активизацией деятельности сохранных органов чувств у инвалида по слуху визуальный канал восприятия информации приобретает ведущую роль, а в системе информационных технологий визуальный канал передачи информации занимает центральное место.
Область применения информационных технологий достаточно широка и разнообразна, можно выделить три основные сферы их использования в области образования детей-инвалидов по слуху
Компенсаторная сфера. Применение информационных и коммуникационных технологий позволяет возместить (компенсировать) нарушения функций организма и оптимизировать процесс получения знаний учащимися.
Дидактическая сфера. Способствуют оптимизации учебно-воспитательного процесса, стимулируют появление новых технологий обучения учащихся с особенностями психофизического развития.
Коммуникативная сфера. Облегчают процесс коммуникации, позволяют реализовать свои способности, содействуют расширению социальных связей.
Использование глобальной компьютерной сети Интернет в образовании глухих и слабослышащих детей играет огромную роль, способствуя расширению их коммуникативных возможностей, создавая благоприятный эмоциональный тон и, тем самым, способствуя развитию уровня мотивации к обучению. Важно, что инвалиды по слуху, обращаясь в Интернет, могут использовать (хоть и не в полном объеме) в учебных целях практически любую образовательную среду (в отличие от инвалидов по зрению, для которых требуется создание особой информационной среды).
В условиях удаленного доступа в образовательном процессе, направленном на обучение детей-инвалидов по слуху, может быть продуктивно использованы чат-семинары, чат-консультации, телеконференция, консультации в режиме Off-line посредством электронной почты. Использование перечисленных технологий применительно к рассматриваемой категории обучающихся практически лишена специфики, определенной рамками данной категории.
Особую роль в педагогической деятельности, обращенной к глухим и слабослышащим детям, играют видеоматериалы. Предъявляемая видеоинформация может сопровождаться текстовой бегущей строкой или сурдологическим переводом. Видеоматериалы и анимация крайне полезны при работе с учебным материалом, связанным с изучением различных процессов и явлений, сурдологическое описание которых затрудняется ограниченным словарным запасом детей с такой патологией. Причем видеоматериалы особенно помогают в изучении процессов и явлений, поддающихся видеозаписи, а анимация может быть использована для изображения различных динамических моделей неподдающихся видеозаписи процессов и явлений. Анимация может сопровождаться гиперссылками, комментирующими отдельные компоненты изображения, что также важно при работе с детьми, лишенными слухового восприятия.
В этом смысле очень важную обучающую функцию выполняют и компьютерные модели и конструкторы, компьютерный лабораторный практикум.
Следует также отметить, что гипертекст, лежащий в основе целого ряда информационных технологий, в рамках обучения детей-инвалидов по слуху также приобретает определенную специфику. Во-первых, сама гипертекстовая форма организации учебного материала, включая использование гиперактивных графиков, схем, таблиц, способствует развитию системного представления знаний, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями восприятия. Во-вторых, на углубляющих уровнях гипертекста, предъявляемого слабослышащим детям, необходимо размещать большое количество иллюстративного материала, а также синонимических и других текстовых пояснений, направленных на развитие словарного запаса детей.
В целом создание текстовых средств учебного назначения для глухих и слабослышащих детей требует обязательного участия специалиста-дефектолога, контролирующего возможности словарного запаса такой категории обучающегося, так как одним из наиболее значимых в рассматриваемой методической системе следствий недуга является ограниченный словарный запас и недостаток базовых средств для его пополнения.
Одной из основных специфических особенностей педагогической деятельности при работе с детьми-инвалидами является необходимость владения коррекционными принципами обучения, знание особенностей перестройки взаимоотношений анализаторов, а также знакомство с психолого-педагогическими моделями обучающихся.
В такой образовательной системе использование электронных средств учебного назначения выступает в качестве одного из средств специальных образовательных и реабилитационных технологий, представляющих собой особую совокупность организационных структур и мероприятий, системных средств и методов, оптимальным образом обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ в объеме и качестве, предусмотренными государственными образовательными стандартами, создание системы мер, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Реабилитационная и образовательная деятельность проводится с учетом действующих в образовательной среде ограничений по срокам обучения, состоянию материально-технической базы, квалификации персонала, интеллектуального, образовательного и реабилитационного потенциала обучаемых лиц и их специальных образовательных потребностей.
Процесс обучения лиц с ограничениями по здоровью имеет следующие особенности, которые могут быть частично решены в рамках создания и использования электронных средств учебного назначения:
- возможная нерегулярность
- сокращение количества часов учебной нагрузки;
- щадящий режим обучения;
- ограничение возможности
- ограничение информационных и
иллюстративных возможностей