Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:09, реферат
Целью работы является рассмотрение понятия и сущности информационного потенциала общества, определение его места в становлении и развитии информационного общества.
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:: изучение сущности и видов информационных ресурсов общества, изучение рынка информационных продуктов и услуг.
В широком смысле информационный потенциал общества представляет собой информационный ресурс, накопленный в обществе.
В узком смысле информационный потенциал общества – это активизированный, введенный в действие информационный ресурс.
Таким образом, информационным потенциалом общества выступает информационный ресурс общества в единстве с условиями, средствами и методами, позволяющими активизировать и эффективно его использовать.
В эту совокупность условий, средств и методов должны входить средства информационной техносферы и социальные структуры, средства и методы, которые способствуют развитию и воспроизводству инфосферы, повышению информационной культуры и интеллектуального потенциала общества. Иными словами, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.
Медиатизация представляет собой процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации.
Компьютеризация – это процесс внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека.
Интеллектуализация – повышение интеллектуального потенциала населения с применением, кроме прочих, средств искусственного интеллекта.
В настоящее время в России насчитывается примерно 150 тысяч библиотек, архивный фонд составляет свыше 460 млн. ед.хр. Основываясь на этих данных, можно сделать вывод, что Россия владеет достаточным количеством ресурсов, чтобы перейти к информационному обществу. Это напрямую связано с большим информационным потенциалом. Однако иметь информационные ресурсы (знания, накопленные в течение многих лет) не достаточно. Помимо этого необходимо уметь их распространять. Таким образом, информационный ресурс переходит в информационный продукт. Для того, чтобы потребитель мог приобретать “знания”, нужно предоставить ему определенные услуги. Этим и занимаются различные организации и предприятия, занятые в сфере информационных технологий. В свою очередь для существования услуг требуется создать базы данных, которые связывали бы данные по определенным правилам описания, хранения и манипулирования. Возникновение экономических отношений между владельцем и потребителем информационных ресурсов приводит к образованию информационного рынка. Без него существование информационного общества просто невозможно. [7, с. 43]
Таким образом, целью работы является рассмотрение понятия и сущности информационного потенциала общества, определение его места в становлении и развитии информационного общества.
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:: изучение сущности и видов информационных ресурсов общества, изучение рынка информационных продуктов и услуг.
Ресурс представляет собой запасы или источники чего–либо.
В индустриальном обществе, в котором центральное место занимает материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов. Они уже стали классическими экономическими категориями. Среди них:
- материальные ресурсы – это совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта (материалы, сырье, энергия, топливо и др.);
- природные ресурсы включают в себя объекты, процессы, условия природы, которые общество использует для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей;
- трудовые ресурсы представлены людьми, обладающими общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
- финансовые ресурсы – это денежные средства, которые находятся в распоряжении коммерческих или государственных структур;
- энергетические ресурсы – это энергетические носители, (гидроэнергия, электроэнергия, газ, нефть и т.д.).
Понятие информационных ресурсов - одно из основных понятий информатизации общества. Его трактовка и обсуждение ведется с того времени, когда впервые заговорили о переходе к информационному обществу.
Информационные ресурсы выступают основой для формирования информационных продуктов. Всякий информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт также является итогом интеллектуальной деятельности его создателя и должен быть зафиксирован на любом материальном носителе в форме статей, документов, книг и др.
Таким образом, можно сказать, что информационный продукт представляет собой совокупность данных, которая был сформирована с целью распространения в невещественной или вещественной форме.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, то есть с помощью услуг.
Услуга – результат непроизводственной деятельности лица или предприятия, направленный на удовлетворение потребности клиента в использовании различных продуктов.
Информационной услугой называют предоставление в распоряжение пользователя и получение пользователем информационных продуктов.
В узком смысле информационная услуга зачастую понимается как услуга, получаемая при помощи компьютеров. Однако на самом деле это понятие намного шире. [4, с. 39]
В процессе предоставления услуги между предоставляющей и использующей услугу сторонами заключается договор. В этом соглашении указываются срок использования услуги и соответствующее этому вознаграждение.
Список услуг определяется качеством, объемом и предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.
Информационные услуги возможны лишь при наличии баз данных в некомпьютерном или компьютерном виде.
Базой данных выступает совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на принципах описания, хранения и манипулирования данными.
Объемы хранимых данных существенно увеличились с появлением компьютеров. В следствии этого расширился круг предоставляемы информационных услуг.
Рассмотрим классификацию баз данных с позиций их использования для систематизации информационных продуктов и услуг. [5, с. 88]
Базы данных обычно подразделяют на небиблиографические и библиографические.
Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, в том числе аннотации и рефераты.
Среди небиблиографических баз данных различают множество видов [5, с. 96]:
Основываясь на возможных видах информационных ресурсов, продуктов и баз данных, на рис. 1.1 представлена классификация информационных услуг.
Рис. 1.1. Основные виды информационных услуг
Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: обзорных изданий; библиографических и других указателей; справочных изданий.
Информационные издания подготавливаются почти всеми видами информационных служб, органов и систем. Такие издания содержат вторичную информацию, созданную при работе с базами данных, предоставление работы с которыми тоже является услугой.
Ретроспективный поиск информации представляет собой целенаправленный поиск информации в базе данных по заявке пользователя и пересылка его результатов по почте в виде распечаток или по электронной почте в виде файла.
Предоставление первоисточника - традиционная услуга библиотечных служб. Она предполагает выдачу первоисточников и их копий, полученных при помощи устройств различного принципа действия.
Традиционные услуги научно–технической информации осуществляются по предварительному заказу. Они включают в себя:
- подготовку переводов текстов;
- подготовку обзоров в виде рукописей.
Дистанционный доступ к удаленным базам данных осуществляется в диалоговом режиме в компьютерной сети. Востребованность услуг дистанционного доступа к базам данных повышается с большой скоростью и опережает все виды других услуг. Это происходит благодаря:
Обычно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных выступают различные организации. Но в последнее время обозначилась тенденция к увеличению числа индивидуальных пользователей.
В большинстве своем такие услуги предоставляются специальными организациями (вычислительными центрами коллективного пользования), располагающими мощными ЭВМ с внешней памятью более сотен гигабайт и лазерными принтерами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по договорам или по подписке на основе абонементной платы. Схема оплаты таких услуг может быть различна, но в большинстве случаев это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации. [3, с. 139]
Услуги дистанционного доступа к базам данных классифицируются следующим образом: