Обработка информации в электронных таблицах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 18:51, реферат

Краткое описание

Вычислительные возможности электронных таблиц, установленных на персональных компьютерах, значительно возросли по сравнению с 1970 годом. Почти сразу же после появления электронных таблиц к ним были добавлены графические возможности, существенно улучшенные впоследствии. Чтобы ускорить процесс вычисления, электронные таблицы были усовершенствованы встроенными функциями. Кроме того, скорость вычислений и емкость запоминающих устройств персональных компьютеров возросла до такой степени, что с помощью одного персонального компьютера, оснащенного хорошими программами (включая такие электронные таблицы, как Excel, но, не ограничиваясь ими), можно справиться с большей частью повседневных инженерных задач.

Вложенные файлы: 1 файл

Обработка информации в электронных таблицах.docx

— 76.21 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

Кафедра лазерной физики и спектроскопии

РЕФЕРАТ

По курсу «Методика преподавания информатики» на тему:

«Обработка информации в электронных таблицах»

Студента специализации «Методика преподавания физики»

Кафедры «Лазерной физики и спектроскопии»

Зеневич Виктории Юрьевны

Содержание

 

 

Введение

Основным достоинством первых электронных таблиц была возможность автоматического пересчета: при любом изменении значения или формулы электронная таблица выполняет пересчет значений всех остальных ячеек.

Вычислительные возможности электронных таблиц, установленных на персональных компьютерах, значительно возросли по сравнению с 1970 годом. Почти сразу же после появления электронных таблиц к ним были добавлены графические возможности, существенно улучшенные впоследствии. Чтобы ускорить процесс вычисления, электронные таблицы были усовершенствованы встроенными функциями. Кроме того, скорость вычислений и емкость запоминающих устройств персональных компьютеров возросла до такой степени, что с помощью одного персонального компьютера, оснащенного хорошими программами (включая такие электронные таблицы, как Excel, но, не ограничиваясь ими), можно справиться с большей частью повседневных инженерных задач.

Электронные таблицы просты в использовании, с их помощью и с помощью других программ, установленных на персональных компьютерах, можно решить широкий круг задач, для которых раньше составлялись компьютерные программы.

Электронные таблицы удобны в таких случаях:

  • многократное выполнение однотипных вычислений;
  • использование табличных данных;
  • создание графиков (электронные таблицы – удобный способ представления данных в виде графика);
  • анализ зависимости от параметра;
  • представление результатов в читабельном виде.

Значительный рост производительности персональных компьютеров, а также улучшение методов решения в программе Excel способствовали преодолению многих ограничений. При работе с электронными таблицами становятся очевидны их характерные особенности, присущие этим программам как рабочему инструменту, используемому в бизнесе – эти программы обладают многочисленными возможностями представления данных в виде секторных диаграмм и гистограмм.

Разные программы типа электронных таблиц по характеристикам и командам различаются мало. Расширение возможностей электронных таблиц в сторону интегрированных сред (СУБД, графика) ограничивается мощностью школьных ПЭВМ.

Работа с электронными таблицами подчёркивает необходимость умения алгоритмизации: записывать формулы, понимать, как выполняется обход клеток при вычислении, уметь управлять алгоритмом обхода.

Microsoft Excel является мощным программным средством для работы с таблицами данных, позволяющим упорядочивать, анализировать и графически представлять различные виды данных. Microsoft Excel облегчает работу и повышает её производительность.

Изучение данной темы в курсе "Информатики" старших классов связано с тем, что Excel является наиболее распространенным редактором таблиц. Он позволяет создавать таблицы, рассчитывать формулы, строить графики по данным, занесенным в таблицу на профессиональном уровне. Данная тема изучается одной из первых в курсе освоения наиболее необходимых приложений для Windows в старших классах.

Целью реферата является разработка методики преподавания электронных таблиц Excel в школьном курсе информатики. 
Место темы в школьном курсе информатики. Назначение и возможности прикладной программы MS Excel. Содержание темы и её структура

Тема “Обработка информации в электронных таблицах “ изучается в 10-ом классе. На изучение данной темы отводится 12 часов.

При изучении данной темы пользуются программой, входящей в состав пакета Microsoft Office, MS Excel . Эта программа обработки электронных таблиц, которая  позволяет решать множество задач в различных сферах деятельности человека – от простейших вычислений и планирования семейного бюджета до сложных - экономических  расчетов и предъявления данных в виде графиков и диаграмм.

Тема состоит из следующих структурных элементов: Понятие электронной таблицы. Структура та блицы: ячейки, столбцы, строки. Типы данных в электронной таблице. Программы для работы с электронными таблицами. Ввод и редактирование данных: чисел, текста, формул. Копирование и перемещение содержимого ячеек. Форматирование электронной таблицы. Вставка и удаление строк и столбцов таблицы. Ссылки: относительные, абсолютные. Использование стандартных функций для нахождения суммы, среднего арифметического, поиска минимального (максимального) значений. Сортировка данных. Построение диаграмм. Подготовка  таблицы к печати. Выполнение практических заданий из различных предметных областей.

 

Цели и задачи, решаемые при изучении данной темы. Требования к знаниям и умениям учащихся

Целью изучения данной темы является формирование умений работы с электронными таблицами

По итогам изучения данной темы учащиеся должны знать: понятие электронной таблицы; структуру электронной таблицы; типы данных в электронной таблице; назначение табличного процессора. А также уметь: обрабатывать данные в электронных таблицах с использованием относительных и абсолютных ссылок, формул, стандартных функций; строить диаграммы; выполнять сортировку данных.

 

Основные понятия, изучаемые в данной теме

Основные понятия, которые изучаются в теме “Обработка информации в электронных таблицах”: электронная таблица; табличный процессор; рабочий лист и рабочая книга; ячейка; столбец; адрес ячейки; диапазон ячеек;  активная ячейка; указатель ячейки; типы данных, с которыми работает Excel; выделение диапазона ячеек; очистка ячеек; копирование и перемещение содержимого ячеек; вставка и удаление строк, столбцов и ячеек; отмена и возврат изменений; форматирование электронной таблицы; подготовка таблицы к печати; относительная адресация; относительные и абсолютные ссылки; смешанные ссылки; диаграмма; типы диаграмм; сортировка; сортировка по возрастанию сортировка по убыванию;  сортировка диапазона.

 

Взаимосвязь понятий и последовательность их изучения

Понятие “электронной таблицы” необходимо знать для того чтобы иметь представление в целом с чем вообще придется столкнуться в данной теме. Электронная таблица-совокупность хранимых в памяти компьютера данных, которые отображаются в виде таблицы. Основная отличительная особенность электронной таблицы заключается в том, что хранимые в ней данные могут быть связанны формулами и пересчитываться автоматически. Таким образом, электронная таблица представляет собой табличную модель  структурирования, обработки и отображения информации.

Электронные таблицы создаются в табличных процессорах. Табличными процессорами называют прикладные программы, предназначенные для работы с электронными таблицами. В данной теме изучается один из самых популярных табличных процессоров пакета Microsoft Office, MS Excel.

Следующие понятия изучаются для того чтобы пользователи программы сумели правильно организовать хранение информации среди сотен ячеек. При запуске Excel открывается окно с рабочим листом электронной таблицы. Окно содержит заголовок, панели инструментов, строку формул, строку состояния. Совокупность листов составляет рабочую книгу. На пересечении строк со столбцами расположены ячейки, в которых размещаются данные. Каждая ячейка имеет уникальный адрес, который состоит из обозначения столбца и номера строки. Совокупность нескольких ячеек образует диапазон. Ввод и редактирование данных выполняют в активной ячейке. Чтобы сделать активной ячейку ее необходимо выделить щелчком мыши. Когда указатель мыши находится в поле листа, он заменяется указателем ячейки в виде белого крестика.

Чтобы знать какие данные можно вводить в ячейку, учащимся необходимо знать с какими типами данных работает Excel. Excel работает с данными следующих типов:

  • Числовые значения;
  • Текстовые значения;
  • Дата и время суток;
  • Примечания;
  • Формулы;
  • Изображения и объекты мультимедиа из файлов или коллекций клипов, фигуры и объекты Word Art;
  • Гиперссылки и ресурсы Интернета, а также другие документы.

Далее в учебнике предложено рассмотреть на примерах ввод и редактирование данных разных типов, а именно числовые и текстовые данные. Также предложено рассмотреть сохранение рабочей книги. Это делают для того чтобы максимально приблизить учащихся к выполнению задании  похожего типа.

После того как учащиеся уже научились выделять отдельные ячейки и редактировать данные, которые в них содержатся, их необходимо научить производить следующие операции:

  • Выделение диапазонов ячеек;
  • Очистка ячеек и диапазонов;
  • Копирование и перемещение содержимого ячеек и диапазонов;
  • Вставка и удаление ячеек, строк, столбцов.

Далее на примерах изучается форматирование электронной таблицы. К основным операциям форматирования относятся:

  • Форматирование данных;
  • Форматирование символов;
  • Форматирование вида ячеек;
  • Изменение ширины столбцов и высоты строк.

Для случая, когда документ с таблицей необходимо распечатать учеников учат подготовке таблицы к печати. Перед выводом документа на печать рекомендуется предварительно просмотреть его.

В учебнике учащимся предложено на примерах рассмотреть использование формул, это требуется для выполнения расчетов в электронных таблицах. В этом же параграфе рассматриваются понятия: относительная адресация; относительные и абсолютные ссылки; смешанные ссылки. Также рассматриваются функции, которые имеются в большой библиотеке табличного процессора Excel,  позволяющие выполнять разнообразные вычисления.

Важной особенность электронных таблиц является возможность наглядного представления и анализа данных с помощью диаграмм. На уроке ученики сами смогут построить диаграммы разных видов.

Чтобы данные в таблице были удобно упорядочены, используется сортировка данных. С помощью сортировки  числовые данные можно расположить в порядке возрастания или убывания, а текстовые по алфавиту или в порядке, обратном алфавиту. Более сложные условия сортировки можно задать в диалоговом окне Сортировка диапазона. В нем можно выбрать от одного до трех столбцов (или строк) сортировки и определить свой порядок сортировки по каждому из них.

 

Типичные ошибки и затруднения, возникающие при изучении данной темы

На первых занятиях у учащихся возможны появления ошибок во вводе формул и неправильном использовании их. Причиной этому может являться отсутствие опыта при составлений формул в таблицах табличного процессора Excel. Но к середине занятий эти типичные ошибки устраняются самостоятельно.

На мой взгляд большое затруднение у учащихся в работе с электронными таблицами возникает при работе с графиками и диаграммами. Затрудняет учащихся как построение диаграмм и графиков так и использование их. Это тема большее остальных требует усилий и внимания учащихся.

 

Методические разработки для изучения данной темы

Интерес к теме можно вызвать, продемонстрировав заранее подготовленную задачу, введенную в таблицу из файла. Вполне подходит несложная прикладная и конкретная задача, например задача о справедливом распределении груза между тремя туристами. Подчеркнем немедленную реакцию таблицы на изменения исходных данных, сугубо диалоговую и исследовательскую работу учащегося. Мотивацию можно усилить, позволив учащимся предварительно на бумаге решить задачу. Заодно они уточнят и постановку задачи.

Главная воспитательная цель предмета "информатика" – формирование интереса к ЭВМ. Основными путями достижения этой цели являются рассмотрения ярких изменений в различных сферах жизни человека под влиянием эволюции ЭВМ и путем составления наиболее интересных алгоритмов и программ. На предмете "информатика" рассматриваются сферы деятельности, где без компьютеров уже невозможно обойтись (это такие сферы, как космонавтика, бухгалтерия на предприятии, военно-промышленный комплекс и др.).

При изучении такой темы как "Редактор таблиц Microsoft Excel" можно выделить следующие наиболее эффективные средства обучения:

-компьютер и проектор, позволяющие наглядно демонстрировать принципы и методы работы Excel;

-доска и мел;

-Microsoft Windows и непосредственно сам редактор Excel;

-различные схемы и рисунки, отражающие функциональные и прочие возможности текстового редактора, а также таблицы, описывающие назначение и комбинации горячих клавиш и т.д.;

-другие программные средства, используемые для контроля уровня знаний учащихся.

Информация о работе Обработка информации в электронных таблицах