Организация разработки информационных систем (ИС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 22:30, лекция

Краткое описание

Каноническое проектирование ИС Организация канонического проектирования ИС ориентирована на использование главным образом каскадной модели жизненного цикла ИС. Стадии и этапы работы описаны в стандарте ГОСТ 34.601-90.
В зависимости от сложности объекта автоматизации и набора задач, требующих решения при создании конкретной ИС, стадии и этапы работ могут иметь различную трудоемкость. Допускается объединять последовательные этапы и даже исключать некоторые из них на любой стадии проекта. Допускается также начинать выполнение работ следующей стадии до окончания предыдущей.
Стадии и этапы создания ИС, выполняемые организациями участниками, прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ.

Вложенные файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.doc

— 962.00 Кб (Скачать файл)

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ (ИС)

Каноническое проектирование ИС Организация канонического проектирования ИС ориентирована на использование главным образом каскадной модели жизненного цикла ИС. Стадии и этапы работы описаны в стандарте ГОСТ 34.601-90.

В зависимости от сложности объекта автоматизации и набора задач, требующих решения при создании конкретной ИС, стадии и этапы работ могут иметь различную трудоемкость. Допускается объединять последовательные этапы и даже исключать некоторые из них на любой стадии проекта. Допускается также начинать выполнение работ следующей стадии до окончания предыдущей.

Стадии и этапы создания ИС, выполняемые организациями-участниками, прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ.

Стадия 1. Формирование требований к ИС.

На начальной стадии проектирования выделяют следующие этапы работ:

 обследование объекта и обоснование необходимости созда- ния ИС;·

 формирование требований пользователей к ИС;·

 оформление отчета о выполненной работе и технического задания на разработку.·

Стадия 2. Разработка концепции ИС:

 изучение объекта автоматизации;·

 проведение научно-исследовательских работ;·

 разработка вариантов концепции ИС, удовлетворяющих требованиям пользователей;·

 оформление отчета и утверждение концепции.·

Стадия 3. Техническое задание. Разработка и утверждение технического задания на создание ИС.

Стадия 4. Эскизный проект:

 разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям;·

 разработка эскизной документации на ИС и ее части.·

Стадия 5. Технический проект:

 разработка проектных решений по системе и ее частям;·

 разработка документации на ИС и ее части;·

 разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий;·

 разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта.·

Стадия 6. Рабочая документация:

 разработка рабочей документации на ИС и ее части;·

 разработка и адаптация программ.·

Стадия 7. Ввод в действие:

 подготовка объекта автоматизации;·

 подготовка персонала;·

 комплектация ИС поставляемыми изделиями (программными и техническими· средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями);

 строительно-монтажные работы;·

 пусконаладочные работы;·

 проведение предварительных испытаний;·

 проведение опытной эксплуатации;·

 проведение приемочных испытаний.·

Стадия 8. Сопровождение ИС:

 выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами;·

 послегарантийное обслуживание.·

Обследование - это изучение и диагностический анализ организационной структуры предприятия, его деятельности и существующей системы обработки информации. Материалы, полученные в результате обследования, используются для:

 обоснования разработки и поэтапного внедрения систем;·

 составления технического задания на разработку систем;·

 разработки технического и рабочего проектов систем.·

На этапе обследования целесообразно выделить две составляющие: определение стратегии внедрения ИС и детальный анализ деятельности организации.

Основная задача первого этапа обследования - это оценка реального объема проекта, его целей и задач. Эти задачи могут быть реализованы заказчиком ИС самостоятельно, или с привлечением организаций. Этап предполагает тесное взаимодействие с потенциальными пользователями системы и экспертами. Основная задача взаимодействия - получить полное и однозначное понимание требований заказчика.

По завершении этой стадии обследования определяются вероятные технические подходы к созданию системы и оцениваются затраты на ее реализацию (затраты на аппаратное обеспечение, закупаемое программное обеспечение и разработку нового программного обеспечения).

Результатом этапа определения стратегии является документ (технико-экономическое обоснование проекта), где четко сформулировано, что получит заказчик, если согласится финансировать проект, когда он получит готовый продукт (график выполнения работ) и сколько это будет стоить (для крупных проектов должен быть составлен график финансирования на разных этапах работ). В документе желательно отразить не только затраты, но и выгоду проекта, например время окупаемости проекта, ожидаемый экономический эффект (если его удается оценить).

Ориентировочное содержание этого документа:

 ограничения, риски, критические факторы, которые могут повлиять на успешность проекта;·

 совокупность условий, при которых предполагается эксплуатировать· будущую систему: архитектура системы, аппаратные и программные ресурсы, условия функционирования, обслуживающий персонал и пользователи системы;

 сроки завершения отдельных этапов, форма приемки/сдачи работ, привлекаемые ресурсы, меры по защите информации;·

 описание выполняемых системой функций;·

 возможности развития системы;·

 информационные объекты системы;·

 интерфейсы и распределение функций между человеком и системой;·

 требования к программным и информационным компонентам ПО, требования к СУБД;·

 что не будет реализовано в рамках проекта.·

На этапе детального анализа деятельности организации изучаются задачи, обеспечивающие реализацию функций управления, организационная структура, штаты и содержание работ по управлению предприятием, а также характер подчиненности вышестоящим органам управления. На этом этапе должны быть выявлены:

инструктивно-методические и директивные материалы, на основании которых определяются состав подсистем и перечень задач;·

 возможности применения новых методов решения задач.·

Аналитики собирают и фиксируют информацию в двух взаимосвязанных формах:

 функции - информация о событиях и процессах, которые происходят в бизнесе;·

 сущности· - информация о вещах, имеющих значение для организации и о которых что-то известно.

При изучении каждой функциональной задачи управления определяются:

 наименование задачи, сроки и периодичность ее решения;·

 степень формализуемости задачи;·

 источники информации, необходимые для решения задачи;·

 показатели и их количественные характеристики;·

 порядок корректировки информации;·

 действующие алгоритмы расчета показателей и возможные методы контроля;·

 действующие средства сбора, передачи и обработки информации;·

 действующие средства связи;·

 принятая точность решения задачи;·

 трудоемкость решения задачи;·

 действующие формы представления исходных данных и результатов их обработки в виде документов;·

 потребители результатной информации по задаче.·

Одной из наиболее трудоемких, хотя и хорошо формализуемых задач этого этапа является описание документооборота организации. При обследовании документооборота составляется схема маршрута движения документов, которая должна отразить:

 количество документов;·

 место формирования показателей документа;·

 взаимосвязь документов при их формировании;·

 маршрут и длительность движения документа;·

 место использования и хранения данного документа;·

 внутренние и внешние информационные связи;·

 объем документа в знаках.·

По результатам обследования устанавливается перечень задач управления, решение которых целесообразно автоматизировать, и очередность их разработки.

На этапе обследования следует классифицировать планируемые функции системы по степени важности. Один из возможных форматов представления такой классификации - MuSCoW. Эта аббревиатура расшифровывается так: Must have - необходимые функции; Should have - желательные функции; Could have - возможные функции; Wont have - отсутствующие функции.

Функции первой категории обеспечивают критичные для успешной работы системы возможности.

Реализация функций второй и третьей категорий ограничивается временными и финансовыми рамками: разрабатывается то, что необходимо, а также максимально возможное в порядке приоритета число функций второй и третьей категорий.

Последняя категория функций особенно важна, поскольку необходимо четко представлять границы проекта и набор функций, которые будут отсутствовать в системе.

Модели деятельности организации создаются в двух видах:

 модель «как есть» («as is») -· отражает существующие в организации бизнес-процессы:

 модель «как должно быть» («to be») -· отражает необходимые изменения бизнес-процессов с учетом внедрения ИС.

На этапе анализа необходимо привлекать к работе группы тестирования для решения следующих задач:

 получения сравнительных характеристик предполагаемых· к использованию аппаратных платформ, операционных систем, СУБД, иного окружения;

 разработки плана работ по обеспечению надежности информационной системы и ее тестирования.·

Привлечение тестировщиков на ранних этапах разработки является целесообразным для любых проектов. Если проектное решение оказалось неудачным и это обнаружено слишком поздно (на этапе разработки или на этапе внедрения в эксплуатацию), то исправление ошибки проектирования обходится дорого. Чем раньше группы тестирования выявляют ошибки в информационной системе, тем ниже стоимость сопровождения системы. Время на тестирование системы и на исправление обнаруженных ошибок следует предусматривать не только на этапе разработки, но и на этапе проектирования.

Для автоматизации тестирования следует использовать системы отслеживания ошибок (bug tracking). Это позволяет иметь единое хранилище ошибок, отслеживать их повторное появление, контролировать скорость и эффективность исправления ошибок, видеть наиболее нестабильные компоненты системы, а также поддерживать связь между группой разработчиков и группой тестирования.

Результаты обследования являются основой для формирования технического задания на информационную систему. Техническое задание (ТЗ) - документ, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки автоматизированной системы управления.

При разработке технического задания необходимо решить следующие задачи:

 установить общую цель создания ИС, определить состав подсистем и функциональных задач;·

 разработать и обосновать требования, предъявляемые к подсистемам;·

 разработать и обосновать требования, предъявляемые· к информационной базе, математическому и программному обеспечению, комплексу технических средств (включая средства связи и передачи данных);

 установить общие требования к проектируемой системе;·

 определить перечень задач создания системы и исполнителей;·

 определить этапы создания системы и сроки их выполнения;·

 провести предварительный расчет затрат на создание системы и определить уровень экономической эффективности ее внедрения.·

Типовые требования к составу и держанию технического задания приведены в табл. 1.

Эскизный проект предусматривает разработку предварительных проектных решений по системе и ее частям.

Выполнение эскизного проектирования не является строго обязательным. Если основные проекты решения определены ранее или очевидны, то эта стадия может быть исключена.

Содержание эскизного проекта задается в ТЗ на систему. Как правило, на этапе эскизного проектирования определяются:

 функции ИС;·

 функции подсистем, их цели и ожидаемый эффект от внедрения;·

 состав комплексов задач и отдельных задач;·

 концепция информационной базы и ее укрупненная структура;·

 функции системы управления базой данных;·

 состав вычислительной системы и других технических средств;·

 функции и параметры основных программных средств.·

На основе технического задания (и эскизного проекта) разрабатывается технический проект ИС. Технический проект системы - это техническая документация, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритмы решения задач, а также оценку экономической эффективности автоматизированной системы управления и перечень мероприятий по подготовке объекта к внедрению.

На этом этапе осуществляется комплекс научно-исследовательских и экспериментальных работ для выбора основных проектных решений и расчет экономической эффективности системы.

Состав и содержание технического проекта представлено в табл. 2.

В завершение стадии техническою проектирования производится разработка документации на поставку серийно выпускаемых изделий для комплектования ИС, а также определяются технические требования и составляются ТЗ на разработку изделий, не изготовляемых серийно.

На стадии рабочая документация осуществляется создание программного продукта и разработка всей сопровождающей документации.

Документация должна содержать необходимые и достаточные сведения для обеспечения выполнения работ по вводу ИС в действие и эксплуатации, а также для поддержания уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы. Разработанная документация должна быть согласована и утверждена.

Для ИС, которые являются разновидностью автоматизированных систем, устанавливают следующие основные вилы испытаний: предварительные, опытная эксплуатация и приемочные. При необходимости допускается дополнительно проведение других видов испытаний системы и ее частей.

В зависимости от взаимосвязей частей ИС и объекта автоматизации испытания могут быть автономными или комплексными. Автономные испытания охватывают части системы. Их проводят по мере готовности частей системы к сдаче в опытную эксплуатацию. Комплексные испытания проводят для групп взаимосвязанных частей или для системы в целом.

Информация о работе Организация разработки информационных систем (ИС)