Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 14:40, курсовая работа
Целью данной работы является дать общие понятия o правовых информационных системах, рассмотреть подробнее справочно-правову. систему «Гарант»,а так же особенности её работы и практическое применение. Для решения поставленной цели, необходимо решить несколько задач:
- раскрыть понятие правовых информационных технологий; - изучить основные особенности современных правовых систем; -проанализировать систему «Гарант» и раскрыть её практическое применение.
Предметом данной работы является практическое применение справочно-правовой системы «Гарант».
Объектом является справочно-правовая система «Гарант»
Введение …………………………………………………………........…...…… 3
Глава 1. Понятие правовых информационных технологий……………….5
1.1. Развитие российских справочно-правовых систем……………..........5
1.2.Основные возможности программных технологий СПС…….……...7
1.3. Как документ попадает в СПС.…………………………………..……. 8
1.4. Технологии передачи информации………………………………….…..9
1.5. Обновление информации………………………………………………..10
1.6. Основные поисковые и сервисные возможности. ………………….11
1.7. Дополнительные сервисные возможности……………………………12
Глава 2. Анализ и применение справочно-правовой системы «Гарант»13
2.1. Характеристика справочно-правовой системы «Гарант»………...13
2.2. Работа в справочно-правовой системе «Гарант» ……….…………..17
2.3. Практическое применение правовой системы «ГАРАНТ» …..….19
Заключение ……………………………………………………………………..23
Список источников ……………………………………………………………25
Приложения ………………………………………………………….…………26
Министерство Образования Науки Российской Федерации
Российский Государственный Социальный Университет
Факультет Социального Управления
Кафедра Социального Управления и Туризма
Специальность менеджмент организации
Специализация
гостиничный и туристический би
Курсовая работа по дисциплине:
«Информационные технологии управления»
На тему:
« Правовые информационные технологии»
Выполнила: Басок В.С.
Группа: МОТ-Д-5
Преподаватель: к. в. н., доцент
Матяш С.А.
Москва 2012 г.
Оглавление
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Понятие правовых информационных технологий……………….5
1.1. Развитие российских справочно-правовых систем……………..........5
1.2.Основные возможности программных технологий СПС…….……...7
1.3. Как документ попадает в СПС.…………………………………..……. 8
1.4. Технологии передачи информации………………………………….…..9
1.5. Обновление информации………………………………………………..
1.6. Основные поисковые и сервисные возможности. ………………….11
1.7. Дополнительные сервисные возможности……………………………12
Глава 2. Анализ и применение справочно-правовой системы «Гарант»13
2.1. Характеристика справочно-правовой системы «Гарант»………...13
2.2. Работа в справочно-правовой системе «Гарант» ……….…………..17
2.3. Практическое
применение правовой системы «ГАРАНТ» …..….19
Заключение ……………………………………………………………………..23
Список источников ……………………………………………………………25
Приложения ………………………………………………………….…………26
Введение
Развитие и широкое внедрение информационных
технологий оказывает трансформирующее
воздействие на все области современной
жизни включая сферы экономики, права,
власти, науки и образования. Для характеристики
нового общественного строя, в котором
главной ценностью являются информация
и знание, используются такие эпитеты,
как постиндустриальное, информационное,
общество знания и т. п. Несмотря на концептуальные
различия, стоящие за этими определениями,
общим является тот факт, что информация
и знание становятся определяющим экономическим
и правовым фактором.
По мере развития и совершенствования
правовой системы Российской Федерации,
все более важное значение приобретает
возможность своевременного равного доступа
к правовой информации всех субъектов
права: юридических и физических лиц. Важнейшими
требованиями к организации такого доступа
являются оперативность и достоверность
правовой информации. В связи со значительными
увеличениями объема правовой информации
традиционный способ распространения
через периодические печатные издания
уже не позволяет в полной мере обеспечить
доступ ко всему массиву правовых актов,
издаваемых органами государственной
власти. Возможность обеспечить оперативный
доступ ко всему массиву правовой информации,
гарантируя ее достоверность, появилась
с развитием информационных технологий.
Целью данной работы является дать общие
понятия o правовых информационных системах,
рассмотреть подробнее справочно-правову.
систему «Гарант»,а так же особенности
её работы и практическое применение.
Для решения поставленной цели, необходимо решить несколько задач:
- раскрыть понятие правовых информационных технологий;
- изучить основные особенности современных правовых систем;
-проанализировать систему «Гарант» и раскрыть её практическое применение.
Предметом данной работы является практическое применение справочно-правовой системы «Гарант».
Объектом является справочно-правовая система «Гарант»
Глава 1. Понятие правовых информационных технологий
Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) (СПС) - это особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов1. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др. Причина популярности справочно-правовых систем среди специалистов объясняется тем, что такие системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией. Они не просто обеспечивают свободный доступ к правовой информации, но и позволяют специалисту экономить время.
Одним из основных назначений
справочно-правовых систем является формирование
информационной основы для принятия
управленческих решений, обеспечения
хозяйствующих субъектов
В начале 1990-х годов, когда начала меняться законодательная база и
появилось множество новых законов, остро встал вопрос доступа организаций и граждан к правовой информации. В то время правовая информация была рассредоточена по разным ведомствам, публиковалась частично и в различных источниках. Именно тогда возникла идея на основе компьютерных технологий создать правовые базы данных, которые позволяли бы хранить огромные объемы информации и предоставляли широкие возможности работы с текстами.
Одним из первых подобными разработками стало заниматься Научно-
производственное объединение «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»), которое было создано в 1989 году сотрудниками и выпускниками факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В.Ломоносова.
В 1990 году серьезные усилия были направлены на создание информационно-сервисных программных комплексов — в результате появилась справочная правовая система «Гарант». В начале 1992 года от НПО «ВМИ» отделилась фирма НПП «Гарант-Сервис», которая продолжила развитие СПС «Гарант».
Тем временем, в январе 1992 года, НПО «ВМИ» приступило к разработке
проекта КонсультантПлюс. Первая версия нового программного комплекса — СПС19 КонсультантПлюс — увидела свет пять месяцев спустя, а уже в середине 1992 года началось ее массовое производство и распространение.
Работа по созданию СПС велась и в Санкт-Петербурге. В декабре 1991 года
государственное предприятие «Центр компьютерных разработок» выпустило информационную правовую систему (ИПС) «Кодекс». По структуре ИПС «Кодекс» представляла собой совокупность программного комплекса и набора баз данных. Первая версия распространялась с одной базой данных, содержавшей нормативные документы России и Санкт-Петербурга.
Именно эти три компании — «КонсультантПлюс», «Гарант» и «Кодекс» —
являются сегодня основными игроками на рынке СПС.
В течение последних 15 лет в России появилось множество небольших
компаний — разработчиков СПС. Среди них — специализированные фирмы, которые создают обновляемые правовые базы данных («Референт»,
автоматизированное рабочее место (АРМ) «Юрист»), а также компании,
распространяющие
отдельные диски с законодатель
«Законодательство России» (АРБТ) и др.). Кроме того, определенную долю рынка составляют системы, созданные государственными организациями для обеспечения потребности в правовой информации государственных ведомств, — например система «Эталон», разработанная Научным центром правовой информации при Министерстве юстиции РФ, а также «Система», созданная НТЦ «Система» при ФАПСИ.
Следует отметить, что рынок компьютерных правовых систем — один из
немногих технологичных рынков в России, где действительно представлены
только отечественные разработки. По своим технологическим характеристикам и объему включаемой информации, ведущие российские СПС не только не уступают, но и по некоторым показателям превосходят зарубежные аналоги.
Итак, на российском рынке СПС в настоящее время есть три основных
игрока — компании «КонсультантПлюс» и «Гарант», а также консорциум
«Кодекс» из Санкт-Петербурга.
Необходимость хранения и регулярного обновления больших объемов информации накладывает на СПС ряд требований. Эти требования связаны с потребностями как пользователей системы, так и разработчиков, производящих обновление и юридическую обработку массива правовой информации. Объем ежемесячно вводимой и обновляемой информации может достигать нескольких тысяч документов, что вынуждает разработчиков с самого начала создания системы приспосабливать ее к таким условиям поддержки актуальности информационного банка СПС.
В основном правовая информация попадает в СПС официальным путем. Прежде всего из тех же официальных публикаторов. Один из них - «Российскую газету» мы уже упомянули. К официальным публикаторам федерального уровня относятся также журнал «Собрание законодательства», «Парламентская газета», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» и др. На региональном и местном уровнях существуют свои официальные публикаторы. Но, заметим, не все документы, которые выпускают различные ведомства, подлежат официальному опубликованию. Например, те же письма ФНС или Минфина не относятся к категории нормативных правовых актов, а значит, публиковать их в заранее определенных источниках ведомства не обязаны. Поэтому компании - разработчики СПС, как правило, заключают с государственными структурами договоры об информационном сотрудничестве и получают необходимые документы по официальным каналам. Например, у компании «Консультант Плюс» действует более 70 подобных договоров с федеральными органами исполнительной власти. Прежде чем ввести в свой информационный банк какой-либо документ, сотрудники компании - разработчика СПС проводят его юридическую обработку. Например, выясняют, с какой даты он (или его отдельные положения) вступает в силу, разумеется, если в самом документе об этом не сказано. Кроме того, чтобы ввести в электронную копию документа необходимые гиперссылки, надо выявить, с какими документами он связан, какие документы утрачивают силу в связи с его принятием и т. п. Многие документы попадают в правовые базы сразу же после официального издания. Например, нормативные документы, как правило, через день-два. Путь других документов (в основном это касается не опубликованных официально писем) несколько дольше, но в среднем в течение месяца все они появляются в СПС.
Доступ пользователя к информации, хранящейся в СПС, может осуществляться двумя способами, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки: работа с удаленной базой; работа с локальной базой. При работе с удаленной базой пользователю нет необходимости хранить на своем компьютере данные системы, они хранятся на сервере разработчика и доступны через сеть. Большинство СПС имеют версии, доступные через глобальную сеть Интернет. Основное преимущество работы с такими версиями заключается в том, что пользователь всегда имеет доступ к самым последним данным. Также при таком подходе упрощается процесс предоставления пользователю бесплатной демонстрационной версии системы, которая имеет ограниченный набор функций и документов, но может дать представление о системе. Очевидным недостатком СПС, расположенной на сервере разработчика, является невозможность работы с ней при отсутствии связи с сервером, что может быть вызвано как перебоями в работе сервера, например из-за большого числа одновременных обращений, так и неполадками в линиях связи. Еще одним минусом СПС с удаленным доступом является то, что не все сервисные функции системы в настоящий момент могут быть представлены в такой версии системы.
При работе с локальной версией этих проблем не существует, но возникает необходимость постоянной поддержки информационной базы в актуальном состоянии. Обновление информации локальной базы может происходить как с помощью Интернета, так и с помощью традиционных носителей информации - дискет, компакт-дисков и т.д.2
Чтобы информация в СПС всегда была актуальна, она должна своевременно обновляться. Как правило, обновление самих СПС происходит ежедневно по мере поступления новых документов. А чтобы так же ежедневно обновлялись системы, установленные у клиента, он должен располагать соответствующими техническими возможностями (доступом к телекоммуникационным каналам связи). Таким способом обычно обновляют СПС крупные компании, в которых есть IT-службы, а также те фирмы, которые постоянно нуждаются в оперативной информации. Большинство пользователей обновляют СПС еженедельно. Обновлять базы реже не рекомендуется - можно упустить важную информацию. У разных поставщиков СПС действуют разные стандарты обслуживания клиентов. Так, одни компании предлагают пользователям оплачивать каждое разовое пополнение базы. У других, например у компании «Консультант Плюс», стоимость обновлений не зависит от их частоты, а устанавливается за период - месяц (обновление можно получать в любом режиме - ежедневно, еженедельно и т.д.). В стоимость обновления включена оплата еженедельного выезда сервисного специалиста. Если же система обновляется через телекоммуникационные каналы связи, клиент оплачивает не визит специалиста, а трафик. Таким образом, как часто пользователь будет обновлять СПС, зависит от многих факторов - от его запросов, технических возможностей, а также от того, каковы сервисные стандарты компании - разработчика СПС.
Поиск в системе. Самое главное для пользователя - быстро найти в системе нужный документ. Это побуждает разработчиков постоянно совершенствовать поисковые ресурсы систем и стандартизировать их.
Так, в СПС «КонсультантПлюс» очень удобно искать документы по известным реквизитам, например дате принятия или его номеру. Есть и другие возможности поиска - по названию или фразам из текста. Для поиска документов по конкретной проблеме можно воспользоваться «Правовым навигатором». Кроме того, в системе есть кнопки для быстрого доступа к формам отчетности, календарю бухгалтера, обзорам законодательства. Наконец, «КонсультантПлюс» легко предоставит весь объем информации по изучаемому документу: комментарии, консультации и судебную практику. Это удобно - ведь о существовании дополнительной информации пользователь может и не знать.