Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 07:36, курсовая работа
Экстернальная личность, наоборот, интерпретирует все происходящие в ее жизни события как зависящие не от нее, а от каких-то внешних сил (Бога, других людей, судьбы и т. д.). Поскольку экстерналы не чувствуют себя способными как-либо влиять на свою жизнь, контролировать развитие событий, они снимают с себя всякую ответственность за все, происходящее с ними. Вместе с тем, они характеризуются большей конформностью, более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей.
Уровень субъективного контроля является
обобщенной характеристикой личности,
которая проявляется схожим образом в
различных ситуациях. Психологи полагают,
что уровень субъективного контроля связан
с ощущением человеком ответственности
за происходящее «здесь и теперь», а также за отдаленные
последствия, т. е. с социальной зрелостью
и самостоятельностью личности. Впервые
методики диагностики такой характеристики
личности были апробированы в 60-х годах
в США. Наиболее известная среди них —
шкала локус контроля ( locus of control scale ), разработанная Дж. Роттером ( J. B. Rotter ). Эта шкала основана на положении о
том, что все люди делятся на два типа —
интерналов и экстерналов — в зависимости
от того, как они оценивают, что является
причиной различных событий в их жизни
и кто несет за них ответственность. Каждого
человека можно оценить по шкале «интернальность-
Люди интернального типа оценивают все происходящие с ними значимые события как результат их собственной деятельности. Они продуктивнее трудятся в одиночестве, более активны в поиске информации. Кроме того, интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы. Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать. Исследования показывают, что интернальные руководители способны успешно осуществлять директивное руководство.
Экстернальная личность, наоборот, интерпретирует все происходящие в ее жизни события как зависящие не от нее, а от каких-то внешних сил (Бога, других людей, судьбы и т. д.). Поскольку экстерналы не чувствуют себя способными как-либо влиять на свою жизнь, контролировать развитие событий, они снимают с себя всякую ответственность за все, происходящее с ними. Вместе с тем, они характеризуются большей конформностью, более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей.
В отечественной практике используется методика исследования уровня субъективного
контроля (УСК) , созданная Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиной
и А. М. Эткиндом в Ленинградском психоневрологическом
институте им. В. М. Бехтерева на основе шкалы
Дж. Роттера. Авторы данной методики исходят
из того, что направленность субъективного
контроля у одного и того же человека может
иметь вариации в различных жизненных
сферах. Поэтому УСК включает ряд шкал,
измеряющих не просто интернальность-
Данная экспериментально-
Данная экспериментально-
Субъективным контролем называется склонность человека брать на себя и возлагать на других людей ответственность за то, что с ними происходит. В отличие от субъективного может существовать так называемый объективный контроль событий, при котором они происходят по воле обстоятельств, случая, независимо от желания человека.
Данная методика оценивает, в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Испытуемому предлагаются следующие 44 утверждения, ответы на которые свидетельствуют о том, каков уровень субъективного контроля у данного человека. С каждым из этих суждений испытуемый, прочтя его, должен выразить свое согласие или несогласие.
Впервые подобные методы были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известным из них является шкала локус контроля Дж. Роттера. Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.
1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.
2. Локус контроля, характерный для
индивида, универсален по отношению
к любым типам событий и
ситуаций, с которыми ему приходится
сталкиваться. Один и тот же
тип контроля характеризует
Экспериментальные работы установили
связь разнообразных форм поведения и
параметров личности с экстернальностью-
Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. В одной и той же ситуации интерналы атрибутируют большую ответственность индивидам, участвующим в этой ситуации. Интерналы в большей степени избегают ситуационных объяснений поведения, чем зкстерналы.
Исследования, связывающие интернальность-экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены в себе, проявляют большую терпимость. Существует связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «Я». У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью.
Экстернальность коррелирует с тревожностью, с депрессией, с психическими заболеваниями.
Интерналы предпочитают недирекгивные методы психокоррекции; экстерналы субъективно более удовлетворены поведенческими методами.
Все это дает достаточные основания полагать, что выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, и в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обоснованно существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению проблем прикладной психологии личности.
Второе вышеизложенное положение, на котором основывается американская традиция исследования локуса, представляется малоприемлемым. Описание личности с помощью обобщенных транссинтуативных характеристик является недостаточным. Большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность особенностей поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций. Особенности субъективного контроля, в частности, могут изменяться у одного и того же человека в зависимости от того, представляется ли ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д. Поэтому измерение локуса контроля, по-видимому, более перспективно строить не как одномерную характеристику, а как многомерный профиль, компоненты которого привязаны к типам социальных ситуаций разной степени обобщенности.
Опросник УСК состоит из 44 пунктов. В отличие от шкалы Дж. Роттера в него включены пункты, измеряющие экстернальность-интернальность в межличностных и семейных отношениях; в него также включены пункты, измеряющие УСК в отношении болезни и здоровья.
Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах различающихся форматом ответов испытуемых.
Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале (-3, -2, -1, +1, +2, +3), а которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «—3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом.
Вариант Б, предназначенный для психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен — не согласен».
Применение:
Тест предназначен для индивидуального и группового обследования. Применение опросника УСК возможно при решении широкого круга социально-психологических и медико-психологических проблем в клинической психодиагностике, при профотборе, семейной консультации и т.д. УСК повышается в процессе психокоррекционного воздействия на личность. Поэтому возможно применение УСК для оценки эффективности методов психологической коррекции.
(уровень субъективного контроля)
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ДЖ. РОТТЕРА
АДАПТАЦИЯ БАЖИНА Е. Ф., ГОЛЫНКИНОЙ С.А., ЭТКИНДА А. М.
В основу определения УСК личности положены 2 предпосылки:
1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - случая, друг людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.
2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.
|
Инструкция: Вам будет предложено 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 6-бальной шкале: | |
Полное не согласие |
-3 -2 -1 1 2 3 |
Полное согласие |
Другими словами, поставьте против каждого утверждения один из 6-ти предложенных баллов с соответствующим знаком "+" (согласие) или "-" (несогласие).
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ: |
Вам предлагается ряд высказываний. Если Вы согласны с тем, что в них говорится, то в бланке для ответов поставьте балл со знаком “+”, если нет, то “-”.
№ |
Утверждение |
Оценка | |||||
полностью согласен |
согласен |
скорее согласен, чем не согласен |
скорее не согласен, чем согласен |
не согласен |
не согласен полностью | ||
Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от личных способностей и усилий |
|||||||
Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу |
|||||||
Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь |
|||||||
Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим |
|||||||
Осуществление моих желаний часто зависит от везения |
|||||||
Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей |
|||||||
Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов |
|||||||
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной |
|||||||
Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность |
|||||||
Мои отметки в школе больше зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий |
|||||||
Когда я строю планы, то, в общем, верю,
что смогу |
|||||||
То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий |
|||||||
Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства |
|||||||
Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут |
|||||||
То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими |
|||||||
Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители |
|||||||
Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни |
|||||||
Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства |
|||||||
Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности |
|||||||
В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной |
|||||||
Жизнь людей зависит от стечения обстоятельств |
|||||||
Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать |
|||||||
Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней |
|||||||
Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле |
|||||||
В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают |
|||||||
Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье |
|||||||
Если очень захочу, я смогу расположить к себе любого |
|||||||
На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными |
|||||||
То, что со мной случается, — дело моих рук |
|||||||
Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе |
|||||||
Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий |
|||||||
Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу |
|||||||
В неприятностях и неудачах, происходивших в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам |
|||||||
Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать |
|||||||
В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой |
|||||||
Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения |
|||||||
Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи |
|||||||
Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим |
|||||||
Я всегда предпочитаю принять решение
и действовать |
|||||||
К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания |
|||||||
В семейной жизни бывают ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании |
|||||||
Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя |
|||||||
Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей |
|||||||
Большинство неудач в моей жизни произошло от незнания или лени и мало зависели от везения или невезения |
Информация о работе Проектирование методики уровней субъективного контроля