Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 22:31, реферат
Целью данной работы является разработка факультативного курса по информатике для углубленного изучения электронной таблицы MS Excel.
В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить построение факультативного курса в средней школе.
Разработать тематическое планирование факультативного курса.
ВВЕДЕНИЕ
§1. Факультативные занятия в средней школе………………....5
§2. Психолого-педагогические особенности построения факультативных курсов для учащихся старших классов
§3. Факультативный курс по информатике
ЗАКЛЮЧЕНИе
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
§1. Факультативные занятия в средней школе……………….
§2. Психолого-педагогические особенности построения факультативных курсов для учащихся старших классов
§3. Факультативный курс по информатике
ЗАКЛЮЧЕНИе
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования содержания учебной дисциплины является, в развитие концепции факультативного обучения в средней общеобразовательной школе, одной из актуальных.
Второй продукт пакета Microsoft Office, который рассматривается в курсовой работе – электронная таблица MS Excel – является самой объемной, и, наверное, самой существенной частью пакета.
Идея электронной таблицы, как всякая хорошая идея, с одной стороны чрезвычайно плодотворна. Необходимость представлять и обрабатывать данные в виде таблицы возникает, практически, в любой человеческой деятельности. Особенно при решении математических задач, планово – экономических задач, бухгалтерском и банковском учете, проектно-сметных работ и т. п. Появление табличных процессоров в 1979 году произвело переворот в обработке больших массивов информации и способствовало резкому расширению круга пользователей компьютеров.
Табличные процессоры применяются:
для быстрого расчета табличных расчетов;
для расчетов по установленным формам в регламентном режиме, когда один раз определяется шаблон таблицы, затем периодически проводятся расчеты при изменении исходных данных;
для моделирования результатов принятия решения «что, если...» (если известно, что результаты зависят
от исходных данных по некоторым формулам, то можно задать эти зависимости и, меняя исходные данные, сравнивать полученные результаты с целью выбора наиболее подходящего варианта решения);
для статистической обработки данных;
для выполнения исследования области допустимых значений аргументов, а также подбора значения аргументов под заданное значение функции;
для решения задач линейного программирования.
В программе школьного курса инфо
Вопросам преподавания темы «электронные таблицы» посвящен ряд публикаций, в основном, в научно - методическом журнале «Информатика и образование».
Объектом исследования является Электронная таблица MS Excel.
Предметом исследования является процесс разработки факультативного курса по электронной таблице.
Целью данной работы является разработка факультативного курса по информатике для углубленного изучения электронной таблицы MS Excel.
В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить построение факультативного курса в средней школе.
Разработать тематическое планирование факультативного курса.
§1. Факультативные занятия в средней школе
С1967/1968 учебного года в 7-10 классах средней школы введены
Факультативный курс по информатике включает в себя такое содержание, которое предстоит осваивать
школьникам за пределами общеобразовательного государственного стандарта. По сравнению с другими формами повышенной подготовки учащихся (специальными школами и классами с углубленным изучением отдельных предметов) факультативные занятия являются самой массовой формой, доступной для учащихся.
Специфика факультативных занятий разрешает определенную автономность содержания факультативного курса, что позволяет преподавателю пр
информатики интеллектуальных качеств личности. Специфика факультативных курсов позволяет решать сложные проблемы: повышение интереса к наукам, обеспечение высокого теоретического уровня знаний, ориентация учащихся в отношении выбора жизненного пути.
Учитывая то, что учащийся вправе сами выбирать вид деятельности, занятия в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями, и то, что индивидуальные различия учащихся в характере мыслительной деятельности, степени подготовки тоже присутствуют, особую значимость в ходе факультативных занятий обретает индивидуальный подход и самостоятельность в процессе изучения содержания курса. Отсутствие обязательного минимума знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся дает учителю возможность применять индивидуальный подход к каждому ученику с учетом его способностей. С другой стороны, заинтересованность и добровольное посещение учащимися факультативных курсов создает благоприятную почву для получения, понимания и усвоения новых знаний. При разработке факультативного курса надо учитывать:
в каких классах (с какой специализацией) будут проводиться факультативные занятия;
в каком объеме в них изучается выбранная для факультатива тема;
в каком порядке целесообразно рассматривать программный и факультативный материал;
В старших классах современной школы факультативные занятия способствуют:
учету индивидуальных способностей и склонностей, учащихся при обучении;
стимуляции интереса к наукам, достижению высокого уровня знаний;
возможности профессионально ор
§2.Психолого-
Любой факультативный курс конструируется таким образом, что несет в себе выполнение основных образовательных функций: психолого-педагогическую, познавательную и практическую.
Психолого-педагогическая функция включает воспитание информационной культуры учащихся. Сюда входят умение пользоваться готовыми пакетами прикладных программ, адаптировать программы к решению конкретных задач, использовать информационные технологии для моделирования решения конк
• Факультативный курс должен способствовать формированию и развитию самостоятельной, творческой и мыслительной деятельности учащихся.
Психология является необходимой базой методики любого учебного предмета, в том числе и информатики. Знакомство с психологическими теориями и концепциями помогает учителю глубже понять основные направления в совершенствовани
А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Его суть состоит в том, что человеческая психика проявляется и формируется в деятельности - трудовой, учебной, игровой.
Какими бы природными задатками ни обладал от рождения человек, они смогут получить свое развитие лишь в процессе деятельности. Важно, чтобы школьник усваивал материал в порядке активной работы над ним. Задача преподавателя заключается в то
и применять их в своей дальнейшей познавательно-практической деятельности. Развивает не само знание, а специальное его конструирование. Факультативный курс должен не просто излагать систему
знаний, а особым образом организовывать познание ее учеником.
Здесь очень многое зависит от учителя, задача которого состоит в создании психолого-педагогических условий, стимулирующих учащихся к использованию и выбору наиболее рациональных, личностно-значимых способов.
При таком подходе в центре внимания оказывается не усредненный ученик, а каждый школьник, как личность в своей самобытности, уникальности.
• При разработке факультативного ку
подход в обучении.
Хорошо известно, что все люди разные. Выявляются различия в типе темперамента, в психических свойствах и в ск
При значительном разбросе индивидуальных особенностей учеников и их численности, обычно учитель не может учесть в достаточной мере особенности каждого, и учебный процесс строится в
расчете на среднего ученика, который только и чувствует себя более или менее комфортно при
обучении. Но учитель всегда должен учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Процесс изучения факультативного курса должен быть организован так, чтобы каждый учащийся в данный отрезок времени овладел одним
в обучении. Сочетание индивидуализации и самостоятельности при изучении содержания факультативного курса дает возможность школьникам выполнять различное количество упражнений разного уровня.
• При разработке факультативного кур
Известно, что дети различаются по некоторым важным параметрам: отношение к учению, общему развитию, способам усвоения учебного материала. Учет перечисленных различий дает более полноценное усваивание новых знаний школьниками.
Для старших подростков обучение в 10-11 классах это период выработки жизненной позиции,
сознательного отношения к выбору профессии. Таким образом, при обучении старшеклассников
имеется возможность использовать специфические достоинства возраста:
1) возросшие моральные и интеллектуальные силы и их продолжающийся рост;
рост произвольности психических процессов, лежащих в основе умения управлять собой;
формирование обобщенных форм самосознания, отношение к себе как к реально взрослым;
4) умение увидеть сильные и слабые стороны своего развития.
Самообразование, главным образом связано, с выбором будущей профессии. Кроме того, возникает потребность в саморегуляции, т.е. в управлении и развитии личности.
Все большее значение в мышлении старшеклассника наряду с конкретным, занимает абстрактное
мышление. Учащиеся стремятся к установлению причинно-следственных связей и других закономерностей между явлениями окружающего мира, проявляют критичность мышления,
умение аргументировать суждения, более успешно осуществляют перенос знаний и умений из одной ситуации в другую. В ходе усвоения учебного материала старшеклассники стремятся самостоятельно раскрывать отношения общего и конкретно выделять существенное, а затем формулировать определения научных понятий.
Учащиеся старших классов умеют
теоретического мышления. Теоретическое мышление характерно тем, что совершается в форме абстрактных понятий и рассуждений. Поэтому при построении занятий со старшеклассниками
удобно использовать такие особенности мышления, как:
умение сравнивать - сопоставлять объекты познания с целью нахождения сходства и различия между ними;
умение анализировать - мысленное расчленение предмета познания на части;
умение синтезировать - мысленное соединение отдельных элементов в единое целое;
умение абстрагировать - мысленное выделение каких-либо существенных свойств и признаков объектов при одновременном отвлечении от всех других их свойств и признаков. Это умение особенно важно
для математических наук, т.к. многие математические понятия являются абстрактными объектами;
умение обобщать - мысленное выделение общих свойств в двух или нескольких объектах и объединение этих объектов в группы (от частного к общему); мысленное выделение в рассматриваемом объекте или нескольких объектах их свойств в виде общего понятия (от общего к частному);
умение конкретизировать - может выступать в двух формах: мысленный переход от общего к единичному или восхождение от абстрактно-общего к конкретно частному путем выявления различных свойств и признаков этого абстрактно-общего.
Формирование у учащихся способностей к выполнению умозаключений влечет за собой развитие
логического мышления. Развитие интеллекта в юношеском возрасте тесно связано с развитием творческих способностей. Старшеклассники не просто усваивают информацию, а проявляют интеллектуальную инициативу, стремятся к созданию чего-то нового, любят исследовать и экспериментировать. Все это создает благоприятную основу для развития творческого мышления. Результат такого мышления не просто применение известных представлений, понятий и операций, а создание новых образов, значений и способов решения задач. В юношеском возрасте происходит активный процесс формирования мировоззрения. Молодые люди стремятся свести все принципы в