Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 12:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине " Информационное общество".
Билет №1 Концепции постиндустриального и информационного общества
В целом концепция
Билет №2 Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям развития.
Одним из критериев перехода
общества к постиндустриальной и
далее информационной стадии своего
развития может служить процент
населения, занятого в сфере услуг
(социально-экономический
• если в обществе более 50% трудоспособного
населения занято в сфере услуг, наступила
постиндустриальная фаза его развития;
• если в обществе более 50% трудоспособного
населения занято в сфере информационно-интеллектуальных
услуг, общество стало информационным
В ряде публикаций отмечается, что по данному
критерию США вступили в постиндустриальный
период своего развития в 1956 году, а информационным
обществом стали в 1974 году. Признавая несомненность
достижений США и других стран в области
информатизации, необходимо понимать,
что значительная доля «информационности»
этих стран обусловлена двумя разнонаправленными
процессами:
• последовательным перемещением (выносом)
ряда материальных нередко экологически
вредных, производств из этих стран (так
называемым «экологическим колониализмом»),
а также• активным привлечением на работу
в эти страны практически со всего мира,
в том числе из России и других государств
СНГ, ученых и специалистов, среди которых
одно из ведущих мест занимают программисты.
На территориях развитых в информационном
отношении стран, в силу ужесточения природоохранных
законодательств и значительного увеличения
стоимости рабочей силы, оставляются только те производства, которые рентабельны
и целесообразны с учетом использования
высококвалифицированных трудовых ресурсов.
Технический критерий. По состоянию коммуникационной
сети (КС), представленной узлами переработки
данных и линиями связи, можно также оценить,
на каком этапе информатизации находится
то или иное общество. Академиком А.П. Ершовым
был предложен следующий технический критерий
информатизации общества:
• ранняя фаза информатизации общества
наступает при достижении действующей
в нем КС совокупной вычислительной мощности
порядка 10 оп/сек/чел. (развертывание достаточно
надежной междугородней телефонной сети);
• завершающая фаза информатизации общества
соответствует достижению упомянутой
КС вычислительной мощности 10 млн. оп/сек/чел.
(надежный и оперативный информационный
контакт между всеми членами общества).
Билет №4. Понятие и основные подходы к информатизации общества. Структура процесса информатизации.
Информатизация – процесс в котором социальные, экономические , технологические , политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино; в тоже время это процесс прогрессивно нарастающего использования ИТ для производства, переработки и хранения информации.
Структура информатизационого процесса включает:
1.медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
2.компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации, а также
3.интеллектуализацию - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и порождению информации, что закономерно обуславливает повышение интеллектуального потенциала общества, включая возможность использование средств искусственного интеллекта.
Выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:
1.технократический подход, при котором информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;
2.гуманитарный подход, при котором информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства и управления, но и для развития социокультурной сферы.
Билет №7 Проблема
адаптации людей с
1.Проблема адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде. В условиях развертывания информатизации общества необходим точный учет специфики физического начала каждой личности
Точной интерпретации требует само понятие – "лицо с ограниченными физическими возможностями". К сожалению, часто это понятие в теории и на практике отождествляется с инвалидами, формально признаваемыми государством через определение так называемой группы инвалидности.
В расширительный социальный вариант трактовки понятия "лицо с ограниченными физическими возможностями" должны быть включены:
1.инвалиды, формально признаваемые государством;
2.инвалиды, не признаваемые государством, но имеющие различного рода физические ограничения;
3.женщины, имеющие малолетних детей и, поэтому, не имеющие возможность покидать до
4.пенсионеры;
5.дети и подростки, которые не могут быть приняты на "взрослую" работу в соответствии с нормативными ограничениями, но желающие и имеющие возможность работать по несколько часов в день.
Подобная трактовка позволяет использовать современные информационные технологии для свободной социализации всех перечисленных социальных групп. Это может быть либо установка службами социальной защиты государства компьютеров на дому (инвалидам, женщинам с малолетними детьми, пенсионерам), либо разработка гибкой, отвечающей современным реалиям, государственной политики занятости подростков и молодежи.
Успешная адаптация лиц с
ограниченными физическими
2.Социально-психологические проблемы информатизации.
проблемы социальных групп по двум критериям - полу и возрасту.
При анализе по половому критерию особого внимания, на наш взгляд, заслуживают женщины. Именно они приняли на себя сегодня во всем мире основной груз в области практической компьютерной работы.
Важной особенностью постиндустриального общества является тот факт, что основная занятость и наибольшая доля ВВП приходятся на два не вполне четко разграниченных сектора: сектор услуг (личных, деловых, образовательных, досуговых) и сектор информационный. Причем оба сектора рождают огромный спрос на женскую рабочую силу, поскольку ей присущи такие традиционные черты женского отношения к работе, как: большая склонность к рутинному труду, меньшая склонность к специализации, потребность в особом моральном климате на рабочем месте36.
При выполнении многих трудовых функций в постиндустриальном обществе, связанных с организацией межличностного общения, образовательного процесса, с обработкой информации, общая культура и коммуникабельность оказываются более важными, чем узко специализированные знания. Наконец, множество функций по обработке информации можно выполнять дома или в любом другом месте и в любое удобное время суток, что наряду с развитой сферой торговли, бытового обслуживания, позволяет женщине успешно сочетать семейную и производственную роль. Все это в современных условиях может сделать женский труд более предпочтительным и востребованным.
Возникли новые проблемы и при анализе социальных групп по возрастному критерию. Так, например, известно, что наиболее подвержены "зомбированию" по телевидению и другим СМИ молодежь и люди старшего возраста. Отсюда возникает принципиальная необходимость правовых ограничений объема и содержания воздействия СМИ на различные возрастные группы. Такие ограничения должны основываться на базе глубоких научных исследований социологов и психологов.
На повестке дня сегодня активизация
изучения в целом социально-
Билет№11 Понятие и структура коммуникации. Виды коммуникаций
Коммуникация - обмен информации между 2 и более людьми
Виды коммуникации:
1.Внешняя и внутренняя
Внешняя - пересекает границу соц группы, организации. Получатель находиться за пределом группы, организации
Внутренняя – осуществляется в рамках самой соц группы, организации
2.Горизонтальная и
Горизонтальная – коммуникация между лицами одинакового социального статуса или уровня соц иерархии
Вертикальная – коммуникация между лицами стоящих на разных ступенях соц иерархии ( возраст, должность и т.д)
3. Вербальная и невербальная
Вербальная – Передача сообщений при помощи слов как в устной, так и в письменной форме.
Невербальная – это общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы
Билет №12 Понятие и значение кодирования сообщения. Виды кодов.
Кодирование – представление идей, которые стремится донести до получателя источник в кодах или символах
Коды – комбинации символов или знаков переводящие идею на понятный получателю язык
Классификация кодов:
1.контакт (коммуникация
2.проксемика (коммуникация, которая выражается в расстоянии, на которое люди отдалены друг от друга в процессе общения)
3.ориентация (угол, под которым
человек располагается по
4.внешность (характеристика, которая включает изменяемые и неизменные параметры)
5.кивки головой (управление
6.выражение лица (коммуникация глазами, мимикой)
7.жесты (кинесика)
8.поза (отношение человека к собеседнику, к его статусу)
9.коммуникация глазами
10.невербальные компоненты
Билет №13. Понятие, структура и классификация информационных технологий.
ИТ – технологии переработки информационного ресурса в целях получения новой информации на базе средств вычислительной техники и связи
Классификация ИТ:
1.По степени участия человека (компьютизированные и некомпьютизированные)
2.По категории практического метода и средств обработки (глобальные, базовые и конкретные)
3.По признаку среды (ИТ в медицине, образовании, управлении и т.д)
Билет 17.
Понятие «Единое информационное пространство» до сих пор не получило своего строгого определения. Словосочетание «информационное пространство» применяется очень широко, но его содержание как научного понятия фактически не разработано.
В понятие первого подхода входит понимание слова «пространство» в виде обычного метрического пространства и оно придает смысл «информатизированному» физическому пространству. При геополитической точке зрения, «информационное пространство» представляет собой виртуальную территорию, которая принадлежит государству, является его специфическим ресурсом и должна защищаться от агрессоров.Второй подход включает в себя понимание «информационного пространства» как пространства определенных информационных взаимодействий. В данном методе используются категории «упорядоченная совокупность информационных процессов», «информационно-поисковая система» и т.д.
Третий метод включает в себя социальную точку зрения, в пределах которой информационное пространство рассматривается как сфера отношений между людьми и общностями по поводу информации.
Любое определение «информационного пространства» содержит эти понятия, но в разной «пропорции». Если преобладает первое определение «информационного пространства», то мы понимаем его как пространство, информационно-насыщенное, метрическое. При доминировании второго – некоторое модельное представление совокупности информационных процессов, некоторой информационной структуры, динамической информационной системы и т.д. В третьем случае получается представление об особых информационных отношениях между людьми.
Официальная версия
осмысления понятия информационного
пространства изложена в «Концепции
формирования и развития единого
информационного пространства России
и соответствующих
В данной концепции
единое информационное пространство представляется
как «совокупность баз и банков
данных, технологий их ведения и
использования, информационно-
Последние два пункта
образуют «информационную
Если исходить из идеи Глобального Информационного Общества, можно сделать вывод: Единое информационное пространство (ЕИП), как базовый элемент, обязано охватывать основные сферы человеческой деятельности. К ним относятся: экономика, право, медицина, управление, образование и др. Таким образом, ЕИП разбивается на части: в правовом отношении – единое правовое информационное пространство, в образовании – единое информационно-образовательное пространство (ЕИОП) и так далее.