Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:57, реферат
В доисторические времена древние египтяне заселили долину Нила. Скалы, окаймлявшие долину, служили им неиссякаемым источником строительного камня. Потребовались столетия, чтобы освоить трудоемкий процесс обработки каменных блоков. Однако прежде египтяне научились увеличивать прочность кирпича, который сушили на солнце, вставляя в него стебли папируса и лотоса – растений, в изобилии встречавшихся по берегам реки.
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
В доисторические времена древние египтяне
заселили долину Нила. Скалы, окаймлявшие
долину, служили им неиссякаемым источником
строительного камня. Потребовались столетия,
чтобы освоить трудоемкий процесс обработки
каменных блоков. Однако прежде египтяне
научились увеличивать прочность кирпича,
который сушили на солнце, вставляя в него
стебли папируса и лотоса – растений,
в изобилии встречавшихся по берегам реки.
Для древних египтян жизнь после смерти,
простирающаяся в вечность, была гораздо
более значимой, чем земное существование.
Поэтому и жилой дом и даже дворец (как
в Телль-Эль-Амарне) могли сооружаться
из непрочных материалов, но гробница
и храм – только из камня.
Мастаба.
Для достижения бессмертия требовалось
сохранить не только душу умершего (с помощью
молитв и жертвоприношений), но и его мумифицированное
тело. В эпоху Древнего царства (2880–2250
до н.э.) был придуман способ сохранения
мумии и возник тип гробницы, получивший
название мастаба. В плане это простой
прямоугольник, стены которого слегка
наклонены внутрь, а кровля плоская. Наклонный
коридор вел от кровли мастабы через толщу
сооружения вниз, к погребальной камере.
После погребения коридор полностью засыпали.
Внутри мастабы располагался сердаб –
узкая камера, где бессмертная душа усопшего
(«Ка») продолжала жить; считалось, что
она питается изображенными на стенах
яствами. Рядом находилась маленькая капелла
с ложной дверью – узкая щель, ведущая
в сердаб; стены капеллы покрывали фресками
и барельефами со сценами из жизни умершего.
Пирамиды.
Знать хоронили в мастабах, фараонов в
грандиозных гробницах – пирамидах. Эти
гигантские сооружения возводили, сплавляя
каменные блоки на барках по Нилу и втаскивая
их затем по наклонной плоскости наверх:
один слой камней (более метра высотой)
над другим. Пирамиды облицовывали известковыми
плитами, пригнанными друг к другу столь
плотно, что казалось, будто они сделаны
из цельного камня. С северной стороны
(пирамиды точно ориентированы по сторонам
света) длинный коридор спускался через
толщу камня к скальному основанию. От
этого коридора другой поднимался вверх
к погребальным камерам. После погребения
коридоры засыпали камнями, чтобы обеспечить
сохранность мумии. Почти в центре пирамиды
была расположена царская камера с саркофагом,
которая повторяла форму мастабы. В толще
пирамиды могли находиться еще т.н. камера
царицы и несколько других малых камер,
которые должны были играть роль сердаба.
Капелла располагалась в отдельном здании
у подножия пирамиды.
Эти колоссальные гробницы стали символом
вечности, свидетельством страстного
стремления древних египтян к стабильности.
В эпоху Среднего царства (2050–1700 до н.э.)
фараонов хоронили в скальных гробницах
в районе Бени-Хасан. Вход в погребальную
капеллу украшал портик из двух шестнадцатигранных
столбов; из капеллы к погребальной камере
вел коридор. Как и в мастабах, сюжетами
настенных рельефов и росписей служили
сцены из повседневной жизни покойного,
его семья и слуги. Сокровища, хранившиеся
в мастабах, пирамидах и скальных гробницах,
впоследствии притягивали грабителей.
Строители эпохи Нового царства (1600–1100
до н.э.) создали глубокие подземные гробницы
Долины Царей. Галереи длиной до 46 м проникали
в толщу скал у их подножия и вели в помещения,
выполнявшие функции сердаба и погребальной
камеры. Вход тщательно маскировался строительным
мусором. Хорошо скрытая от «посторонних»
глаз гробница Тутанхамона была обнаружена
лордом Карнарвоном и Говардом Картером
только в 20 в.
АРХИТЕКТУРА МЕСОПОТАМИИ
Люди, населявшие долину Тигра и Евфрата,
строили храмы со ступенчатыми башнями,
или зиккуратами. Погребальные сооружения
играли в их архитектуре гораздо меньшую
роль, поскольку обитатели Месопотамии
не связывали достижение бессмертия с
сохранностью тела усопшего. В Двуречье
было много глины, а камень и дерево приходилось
доставлять издалека, поэтому здания возводили
в основном из кирпича.
Зиккураты имели пирамидальную форму;
их строили из высушенного на солнце кирпича;
своим обликом они походили на библейскую
Вавилонскую башню. Зиккурат, доминанта
храмового комплекса, был точно ориентирован
по сторонам света, однако, в отличие от
египетской пирамиды, в нем не было внутренних
помещений. На вершину зиккурата, через
его семь ступеней вели рампы; там располагалось
святилище божества. Каждая ступень была
окрашена в свой цвет, и чем выше ьыла ступень,
тем ярче был цвет. См. также ЗИККУРАТ.
Дворцы. Царские резиденции, в особенности
дворцы ассирийских владык, имели сложную
внутреннюю структуру. Дворец Саргона
II в Хорсабаде был возведен на укрепленном
основании и наряду с городскими стенами
служил бастионом. Цитадель двадцатиметровой
высоты была пронизана каналами со сводчатыми
перекрытиями: по ним сточные воды выводились
за пределы города. Сам дворец был одноэтажный,
с множеством помещений, сгруппированных
вокруг внутренних дворов. В одной его
части располагались царские апартаменты,
в другой – помещения для женщин; во дворце
размещались также службы и храм правителя.
Большинство помещений представляли собой
узкие, наподобие коридоров, комнаты, разделенные
толстыми стенами. Возможно, они были перекрыты
простыми цилиндрическими сводами, размах
которых был невелик из-за малой прочности
использовавшегося в строительстве кирпича.
Более крупные помещения, служившие парадными
апартаментами, в плане близки к квадрату
и, вероятно, имели балочное перекрытие.
Стены были украшены каменными барельефами,
изображавшими монарха в битвах и на охоте.
Камень, доставлявшийся издалека, использовали
только для украшения. Многоцветные ткани
служили завершающим аккордом в убранстве
интерьеров. Крылатые быки и львы с человечьими
головами охраняли вход во дворец, а облицовка
из цветных глазурованных кирпичей сверкала
под солнцем. Жители Вавилона использовали
именно этот материал для украшения Ворот
Иштар: на ярко-синем фоне представлены
барельефные изображения фантастических
животных. В эпоху Ахеменидов персы заимствовали
этот тип декора вместе с крылатыми чудовищами
и некоторыми другими элементами культуры
Месопотамии. И все же в целом ассирийский
дворец поражал более своими размерами
и пышностью интерьеров, чем качеством
архитектурной формы.
ЕГИПЕТ
Большое влияние на формирование древнеегипетской
культуры оказывала религия, основными
чертами которой были: длительное сохранение
пережитков фетишизма и тотемизма, синкретизм
(объединение в одном двух или нескольких
божеств, перенесение качеств и свойств
одного божества на другое) и, наконец,
тесная связь религии с магией. Религиозные
традиции в долине Нила были особенно
прочными и живучими.
Жречество обладало огромной силой, и
хотя оно вступало иногда в конфликты
с царской властью, это не мешало ему создавать
учения о божественности фараона и призывать
массы населения к повиновению «сыну Солнца»,
как именовали себя властители Египта.
В конечном итоге различные религиозные
культы в Египте поддерживали старинные
устои и призывали к повиновению власть
имущим. Безусловно, египетская религия
на протяжении тысячелетий изменялась,
приспособлялась к социальным сдвигам
и политическим переменам. Однако многие
старинные верования, связанные еще с
исчезающими родоплеменными обычаями,
сохранялись в долине Нила дольше и упорней,
чем в других древних странах. Вначале
- собирательство и охота, потом скотоводство
и земледелие создали тот круг верований,
представлений и обычаев, которые легли
в основу древних культов растений и животных.
«Греческих путешественников», - писал
Редер Д. - «особенно поражал необычайно
распространенный в Египте культ диких
и домашних животных, а также всевозможных
птиц, рыб и насекомых. Примеры можно приводить
бесконечно. Почти любой представитель
египетской фауны почитался в той или
иной области (а некоторые и по всей стране).
Во многих местностях даже крокодил считался
священным и неприкосновенным властителем
речных вод, и охота на него строго воспрещалась.
Маленьких крокодильчиков помещали в
храмовых прудах, откармливали медовыми
пирогами и в случае преждевременной смерти
мумифицировали, окутывали погребальными
пеленами и с почетом погребали. Никто
в Египте не смел обидеть кошку, за ее убийство
виновник мог поплатиться жизнью. Огромным
почитанием пользовались такие птицы,
как ибис, кобчик, коршун, а из насекомых
особенно навозный жук (т. н. скарабей)»
(11). Иногда из бесчисленного множества
представителей какого-либо вида животных
отбирался один и объявлялся богом. Так,
например, со многими сотнями и тысячами
быков в Египте не церемонились. Их пасли,
погоняли бичами, запрягали в плуги и т.
д. Зато одного единственного быка выбирали
соответственно особым приметам (он должен
был быть черным, но с белым круглым пятном
на лбу в форме скарабея, с особыми волосками
на хвосте и т. д.). Когда такого исключительного
быка после долгих обследований находили,
то его приводили в Мемфис, в специальный
храм и объявляли священным и неприкосновенным.
Когда кончалась его счастливая жизнь,
его погребали в специальном склепе (обнаруженном
при археологических раскопках) и город
погружался в траур. Затем начинались
поиски нового Аписа (священного быка).
Все эти верования были отдаленным пережитком
тотемизма, характерного для охотничье-собирательской
стадии хозяйственного развития и родового
строя.
В новых социально-экономических условиях
прежние тотемные предки, имеющие облик
зверей, птиц и рыб, превращались в богов-покровителей
той или иной местности, а иногда всей
страны. Боги в Египте чаще, чем в других
странах изображались в виде животных.
Иногда даже человекообразный бог изображался
с головой барана, кобчика, крокодила и
т. д., а богиня с головой коровы, львицы
или кошки.
Такое почитание животных было следствием
религиозных воззрений египтян, где все
видимое в природе воспринималось за видимый
образ божества. Египтяне также поклонялись
деревьям и растениям, из которых особенно
выделяли лотос. Считалось, что из цветка
лотоса вышел бог Солнца - Ра. Богом считали
и почву, ее плодородную естественную
силу. Из неорганической природы почитали
заостренные камни (по их аналогии и стали
строиться обелиски).
В Древнем Египте существовали многочисленные
местные божества и культы (в Мемфисе почитался
бог искусств и ремесел, воды, земли и мирового
разума - Птах; в Фивах - Амон; в Гелиополе
- Ра), а также боги общеегипетские, почитаемые
по всей стране. Среди них - бог Солнца
Ра; бог - покровитель власти фараона Амон,
включивший в свой культ ряд функций бога
Ра; Осирис - бог умирающей и воскресающей
природы, владыка загробного мира; богиня
Исида - богиня плодородия, воды и ветра,
волшебства и мореплавания, символ супружеской
верности и материнства; бог - Гор - защитник
фараонов, бог Солнца, побеждающий силы
мрака; бог мудрости, письменности и счета
- Тот и многие другие (число египетских
богов, как предполагают ученые доходило
до 2000).
Поскольку в Египте существовал культ
животных, звероподобными были и некоторые
боги. Так, покровитель умерших - Анубис
изображался в виде человека с головой
шакала, богиня войны Сохмет - с головой
львицы, бог Гор изображался в облике сокола.
Высшим же культом был культ Солнца, воплощенный
в боге Амон-Ра, сам Египет называли страной
Солнца, а фараонов его сыновьями, обелиск
- впервые созданный в Египте - символизировал
солнечный луч. Если римский император
становился богом лишь после смерти, то
египетский фараон уже при жизни, считалось,
обладал божественной силой.
Некоторые ученые высказывают мнение,
что в Египте было сформулировано понятие
Троицы, воспринятой христианством. Над
всеми многочисленными божествами стоял
один - «бессмертный, несотворенный, невидимый
и скрытый для обыкновенных смертных.
Он - творец неба и земли, он сотворил все,
что существует, и ничто не сотворено без
него. Это бог, существующий исключительно
для посвященных в таинство святилища»
(5) . Этот бог не имел ни имени, ни образа.
Он порождал в самом себе отца, мать и сына
Бога, не выходя из бога. Это бог, которого
все священные мифы называют «единым действительно
живущим существом», породил всех низших
богов.
И этот бог, не имеющий ни конца, ни начала,
воплощает в себе и мужские образы, и женский,
играющий роль матери, которая остается
вечной девственницей, потому что сын
у нее зарождается сам собой. Египетская
мифология не представляет правильной
определенной системы, обнимающей в своих
мифах землю и небо.
Египетская религия, как и само царство,
была не что иное, как собрание местных
культов, а потому в ней встречается повторение
одних и тех же идей, воплощенных в различные
типы и со значительными вариантами Лишь
при правлении Амонхотепа IV была предпринята
попытка привести столь разрозненную,
разветвленную систему богов привести
к единому знаменателю. Фараон ввел культ
единого бога - Атона и стал называть себя
Эхнатоном («блеск Атона»). Эхнатон построил
новую столицу - Ахетатон («горизонт Атона»).
Но реформа не привилась. Она встретила
сопротивление жрецов - антагонистов фараона..
Другим своеобразием египетской религии
было то исключительное значение, которое
придавалось заупокойному культу. Если
в Шумере и Вавилоне загробный мир выглядел
мрачным и безотрадным, и умерших представляли
несчастными существами, тоскующими по
земной жизни, то в Египте религиозное
учение было иным. Каждый человек обладал,
по мнению древних египтян, несколькими
важнейшими характеристиками, в числе
которых назывались: «сах» - тело человека,
«шунт» - его тень, «рен» - его имя, «ах»
- его привидение, «ба» - проявление сущности,
«ка» - душа человека, являющаяся его бессмертным
двойником. Через 70 дней после смерти при
условии, что его правильно похоронили,
с соблюдением всех предписанных обрядов,
покойник восставал к новой жизни и мог
отправиться в Страну вечности. Путь на
тот свет представлялся египтянам настоящей
полосой препятствий, где на каждом шагу
подстерегала опасность второй смерти.
Подробные сведения об этом пути содержатся
в «Книге мертвых», «Книге о вратах», Книге
о подземных пещерах», «Книге о том, что
есть в другом мире». В этих книгах приведены
гимны, которые следовало исполнять перед
богами, чтобы снискать их расположение.
Там были и магические заклинания, с помощью
которых умерший мог обезвредить своих
врагов. Предполагалось, что если этот
путь был успешно пройден, то египтянин
попадал в Чертог Обеих Истин, посреди
которого на троне сидел сам Осирис, окруженный
другими богами.
Здесь происходил суд над умершим. Каждый
из сорока богов задавал по одному вопросу.
Перечень вопросов и ответов являлся,
по сути, сводом жизненных правил египтян;
ответы всегда должны были быть отрицательными:
«Я не причинил людям зла», «Я не мучил
животных», «Я никого не убил» и т. д. Затем
судья взвешивал сердце души, помещая
на вторую чашу весов статуэтку Правды.
Если статуэтка оказывалась тяжелее, душа
возносилась вверх и признавалась безгрешной,
отправлялась на поля Иалу, которые в отличие
от египетских полей никогда не страдали
от засухи. Если же статуэтка оказывалась
легче, то душа, опустившись вниз, тут же
пожиралась адским чудовищем. Эта вторичная
смерть была в глазах египтян уже окончательной
- следствием ее становилось полное небытие
человека.
Усилия египтян, таким образом, были направлены
на то, чтобы сделать жизнь после смерти
долгой, безопасной и счастливой. Так жизнь
египтянина состояла в приготовлениях
к смерти. Считалось, что земные жилища
- это гостиницы, которые не стоит строить
особенно прочно, лучше заранее приготовить
себе «жилище вечности», т. е. гробницу.
Особенное внимание уделялось мумификации,
так как египтяне верили, что сохранение
трупов обеспечивает жизнь души в загробном
мире.
Чтобы жизнь души вне тела была счастливой
и безмятежной, было принято сохранять
не только телесную оболочку, но и помещать
в гробницу фигурки слуг, предметы домашнего
обихода - все то, без чего не мог обойтись
мумифицированный. На случай, если гробницу
разворуют, или не сохранится мумия, в
гробницу ставили каменные скульптуры-двойники,
передающие портретные черты умершего,
а также изготовлялись погребальные маски
(часто из золота). Для загробного блаженства,
по учению жрецов, надо было знать много
магических заклинаний. В первую очередь,
их составляли для самого фараона. Ко времени
Нового царства оформляется «Книга мертвых»,
в которой подробно описывается загробное
странствование и загробный суд. Таким
образом, всякий человек, который имел
средства, чтобы подготовить себе при
жизни надлежащее погребение и заказать
магические тексты, мог рассчитывать на
то, что ему удастся убедить Осириса в
своей святости и обеспечить себе загробное
блаженство. Только в значительно более
позднее время, в период римского господства,
появляются черты религии утешения, которая
предрекала бедным блаженство в загробном
мире в противоречие их земным
страданиям.