Виды фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII-XIX веках, можно составить представление о былинах XI-XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500-600 лет назад.

Вложенные файлы: 1 файл

Общее понятие об устном народном творчестве.docx

— 38.14 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 

Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге - народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.

Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации - жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств. 
Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор. 
Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин. 
В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII-XIX веках, можно составить представление о былинах XI-XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500-600 лет назад. 
Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.

 

1. Определение фольклора

 

На самом деле «folklore» это чисто английское слово и в переводе означает «народная мудрость». В смысл этого понятия вкладывается творчество народа (как отдельных его представителей, так и целых коллективов), которое характеризует образ жизни, традиции, ценности и идеалы. Фольклор является выражением народного самосознания, бытующего в массах и средством распространения этого мнения.

Виды фольклора.

Распространяться этому народному самосознанию помогают виды фольклора, которые тесно связаны с искусством. В основном с поэзией, так как большая часть народного творчества – устная. Это песни, былины и думы, баллады и частушки. Сказки, эпосы и обрядовые причитания. Анекдоты, пословицы и поговорки. Широко представлен фольклор в танце, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Жанры в фольклоре отличаются и по способу исполнения (соло, хор, коллектив мастеров). Также распространено деление фольклора по профессиональным и социальным направлениям (студенческий, армейский фольклор, творчество ямщиков и бурлаков).

Но искусство далеко не все, что относится к фольклору. Это еще и наука. Народные творения древних времен помогают исследователям истории и этнографии по крупицам сюжетов или текстов добывать новые факты.

Фольклор не только уходит своими корнями глубоко в древность, но и продолжает развиваться, совершенствоваться и эволюционировать в современности. Однако есть виды фольклора, которые продуктивные (анекдоты, поговорки, частушки и детский фольклор), и непродуктивные (былины, обрядовые песни). Эти жанры практически не востребованы.

«Народная мудрость» каждого народа уникальна, что обусловлено неповторимостью истории, культуры и обычаев.

2. Теории происхождения фольклора и его литературно-творческие законы

 

Фольклор как особая форма искусства возникает в глубокой древности. Процесс его возникновения восстановить трудно из-за отсутствия материалов того времени. Но проблема эта важна. И наука стремится ее решить. Для выяснения, что же собой представлял фольклор древнейшей ступени развития общества, фольклористика использует два пути: во-первых, обращается к помощи других наук, изучающих древнее общество,-к данным археологии, этнографии, лингвистики, истории искусства; во-вторых, пользуется сравнительно-историческим методом изучения - сопоставлением фольклора различных народов, в первую очередь - Стоящих на низших стадиях культуры, что позволяет выделить сходные, имеющие архаический характер особенности их устно-поэтического творчества, которые дают возможность предположить возникновение этих особенностей в древнейшее время.

Восстановление картины зарождения фольклора - сложная задача, и поэтому многое приходится решать в порядке гипотез.

Первобытнообщинный строй и фольклор.

Древнейший период истории человеческого общества - период доклассового его строения. Для того времени свойствен так называемый первобытнообщинный строй, существовавший много тысячелетий. За это время человечество прошло несколько ступеней развития. На начальной стадии оно, вероятно, представляло собой «первобытное стадо». Второй ступенью был ранний этап первобытнообщинного строя, когда стала возникать родовая община, для расцвета которой характерен матриархат, т. е. организующая роль женщины и роде. Третьей ступенью был развитой родовой строй, который, однако, уже шел к упадку и в котором в конце его существования сформировался патриархат, т. е. большой семьей управлял мужчина, отец, старший в семье.

Первобытнообщинный строй характеризовался тем, что отношения людей определяла общая собственность на средства производства, а поэтому отсутствовали эксплуатация человека человеком, классы и государство. Основными социальными единицами Пыли род и племя, разделения труда не было. Производство велось при помощи примитивных орудий труда и представляло собой охоту, скотоводство, а затем и земледелие. На поздней стадии этой формации произошло сначала отделение скотоводства от земледелия, а затем ремесла от земледелия, что привело к возникновению частной собственности, классового общества и государства. Эти три ступени первобытнообщинного строя были и тремя ступенями начального развития искусства.

На первой ступени, очевидно, могли возникнуть только некоторые зачатки искусства как мастерства, например умение изготовить простейшее орудие труда. Но с трудом было связано и зарождение искусства и языка, который стал основным средством общения людей. Труд развивал мышление человека, в том числе художественное; он развивал и язык, который затем стал средством особого вида искусства - искусства слова.

 

3. Отличие фольклора от художественной литературы

 

Фольклор – особая форма устного народного творчества, которая в словесных образах передает обобщенные представления об устройстве мира и человеческого сообщества. Литература как вид искусства реализуется в письменной форме и отражает внутренний мир человека в системе общественных отношений, сложившихся в конкретный исторический период.

Фольклорные произведения – результат коллективного творческого процесса, в котором невозможно установить авторство. Литература объединяет произведения, авторство которых достоверно известно.

Фольклорные жанры подчинены устойчивым правилам построения сюжетов, создания образного строя и выбора средств художественной выразительности. В литературных произведениях принципы сюжетостроения и образотворчества определяет автор.

 

4. Роль произведений детского народного творчества в становлении ребенка дошкольного возраста

 

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как  первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития ребенка, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества. 

На это в свое время обращали внимание ученые деятели прошлого: Е.И.Тихеева, К.Д.Ушинский и др. В исследованиях отечественных ученых Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, а также педагогов Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь.

Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки.  Они направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи: их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Познавая окружающий мир посредством устного народного творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. Наряду с этим идет важная составная часть  развития речи – работа над формированием словаря.

Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка. Корней Иванович Чуковский  в  книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка».

Сказка, как один из жанров устного народного творчества, проникает во все виды деятельности ребенка-дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и др.); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно-речевой деятельности.

 Современные отечественные  исследователи, занимающиеся вопросами  обучения дошкольников творческому  рассказыванию, используют сказку  в качестве образца, по которому  ребенок смог бы придумать  аналогичный вариант сказки (Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др.); обучая  детей анализу сказок-цепочек, развивают  умение схематично использовать  основу таких сказок в собственных  сочинениях (Л.Е. Стрельцова, Н. Тамарченко  и другие).

Сказка способствует совершенствованию навыков выразительного чтения и рассказывания по воображению.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста сказано много. «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании»,  писал К.Д.Ушинский.

Поэтому мы в своей работе используем  метод сказкотерапии, созданный петербургскими авторами Т.Д.  Зинкевич и А.М. Михайловым и нацеленный на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе («терапия» в переводе с греческого означает «забота о душе»). 

С помощью сказкотерапии мы решаем следующие задачи: снижение уровня тревожности и агрессивности у детей; развитие умения преодолевать трудности и страхи; выявление и поддержка творческих способностей; формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

В ходе занятий по речевому развитию нами  осуществлялись следующие основные виды деятельности детей:

1. Слушание и запоминание  сказок.

2. Пересказывание сказки  одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.

3. Придумывание продолжения  к известной сказке или другого  конца сказки.

4. Придумывание сказок (групповое  или индивидуальное).

5. Рисование сказок.

6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).

7. Развивающие игры на  основе сказочных образов и  сюжетов, связанных с природой  и животными.

8. Пластические импровизации  на тему сказок.

Совместно с родителями в детском саду собрана детская библиотека русских народных сказок.

Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

Информация о работе Виды фольклора