Византийская цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 12:58, контрольная работа

Краткое описание

История Византии как самостоятельного государства (395—1453гг.) началась с раздела в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную части. Столицей Восточной Римской империи стал город Константинополь, основанный в 324 г. императором Константином (ок. 285—337гг.). После нашествия варварских племен в 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, а Восточная часть империи стала ее преемницей. Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, т. е. Римской империей, а Константинополь — Новым Римом. Поскольку Константинополь находился на месте древней греческой колонии Византии, то по этому названию и всю Восточную часть стали называть Византийской империей, или Византией.

Содержание

Введение
3
Общая характеристика византийской цивилизации: актуальность и опыт изучения, историческая периодизация, основные понятия
3
Социально-политическая и экономическая системы Византии
6
Христианское мировосприятие в византийском обществе

Образование, научные знания, литература Византии

Художественная культура Византии

Заключение
9

15

18

23
Литература и Интернет-источники

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 52.25 Кб (Скачать файл)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

 

Содержание

 

Введение

3

Общая характеристика византийской цивилизации: актуальность и опыт изучения, историческая периодизация, основные понятия

3

Социально-политическая и экономическая системы Византии

6

Христианское мировосприятие в византийском обществе

 

Образование, научные знания, литература Византии

 

Художественная культура Византии

 

Заключение

9

 

15

 

18

 

23

Литература и Интернет-источники

 

Приложения

24

 

25

   

 

 

Введение

Следующим после Древности этапом цивилизационного развития стало Средневековье. Древние цивилизации были призывом к будущему, одновременно порождая отчуждение человека и ввергая его в одиночество и страдание.

Средневековые цивилизации, как следующая ступень цивилизационного развития, определяли дорогу в будущее, давали толпам одиноких и самых зависимых шанс выжить с помощью религии, общины и социально-правовых институтов. В этом контексте Византийской цивилизации принадлежит особое и, бесспорно, выдающееся место.

История Византии как самостоятельного государства (395—1453гг.) началась с раздела в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную части. Столицей Восточной Римской империи стал город Константинополь, основанный в 324 г. императором Константином (ок. 285—337гг.). После нашествия варварских племен в 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, а Восточная часть империи стала ее преемницей. Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, т. е. Римской империей, а Константинополь — Новым Римом. Поскольку Константинополь находился на месте древней греческой колонии Византии, то по этому названию и всю Восточную часть стали называть Византийской империей, или Византией.

В истории Византии прослеживаются особенности, связанные с географическими, политическими, экономическими, этническими, религиозными факторами. Смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада.

1.Общая характеристика  византийской цивилизации: актуальность  и опыт изучения, историческая  периодизация, основные понятия

В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. Византийская цивилизация оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие многих стран средневековой Европы. На основе византийского искусства взошло и расцвело искусство Болгарии, Сербии, Древней Руси. Оно сыграло существенную роль в формировании культуры Ренессанса, внесло крупный вклад в становление культуры реформационной Европы.

 Большое значение имеет  оценка исторического значения  византийской цивилизации. Этот  вопрос актуален в связи с  проблемой влияния византинизмов  на развитие Руси, формирование  идеи всеединства, идей государственности  и т.д. На современном этапе  развития философской мысли восточно-христианский  мировоззренческий опыт с его  идеей единства мира, концепцией  энергий и синергий как приобщения к благодати (концепция исихазма) обнаруживает актуальное историческое значение. Фактом, подтверждающим непреходящую научную значимость целостной византийской картины мира, идеи всеединства, является именование новой дисциплины, изучающей целостный характер саморегуляции и становления некоторых физических структур, синергетикой.

В отечественной историографии проблемам истории и культуры Византии всегда уделялось огромное внимание. Во-первых, в древности Русь и Византийскую империю связывали политические, экономические, торговые интересы. Во вторых из Византии на Русь пришло православие, византийское влияние проявилось во всех видах культуры. В связи с этим в исторической литературе получили разработку факторы, обусловившие особенности Византии, в частности оценка этой цивилизации как результата синтеза античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира, особенности восточного христианства, трактуемые как выражение своеобразной духовности, догматические расхождения с Западом, особая роль монашества.

Не менее актуальными являются проблемы византийской эстетики, своеобразия византийской литературы и искусства, получившие освещение в трудах С.С. Аверинцева, В.Д. Лихачевой, В.В. Бычкова, З.В. Удальцовой, В.Н. Лазарева и др.

Историки, культурологи и искусствоведы выделяют три этапа развития Византийской цивилизации. Ранний период (IV первая половина VII вв.), когда формируется византийская государственность и христианство превращается в главенствующую религию. Средний период (вторая половина VII - XII вв.) расцвет византийской цивилизации, когда оформилась симфония церкви и государства, произошло разделение единой христианской церкви на Западную и Восточную, завершилась кодификация права, греческий язык стал официальным в государстве. Поздний период (XIII-XV вв.), когда обнаруживаются проявления стагнации и наступает закат цивилизации.

Границы Византии менялись в процессе ее более чем тысячелетней истории, но в периоды своего могущества Византия включала территории Балканского полуострова, Малую Азию, Северную Месопотамию, часть Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Крыму, Лазику на Кавказе, некоторые области Аравии. Такое географическое положение предопределило связь Византийской цивилизации с двумя различными мирами — Востоком и Западом. Здесь пролегали важнейшие торговые пути — сухопутный и морской «шелковый путь» в Китай и «путь благовоний» — через Аравию к портам Красного моря, Персидскому заливу и Индийскому океану.

Население Византии было многонационально. Большая часть населения это греки. Но в состав византийской империи входили сирийцы, армяне, грузины, евреи, кофты, римляне. До 7 века византийцы говорили на латыни, после 7 века на греческом языке. Греческий стал государственным языком. Всего на раннем этапе до 10 века в Византии было примерно 20-25 миллионов человек.

В течение веков менялись главные враги Византии, менялись и ее союзники. В раннее средневековье основная опасность грозила империи с востока и севера – со стороны Сасанидского Ирана, варваров-гуннов, готов, авар, славян. Позднее их сменили арабы, которым так и не удалось сломить мощь Византии. С IX в. главная опасность для империи переместилась на Латинский Запад в лице норманнов, расчетливых итальянцев и первых завоевателей Константинополя – армий крестоносных рыцарей. В последние столетия существования Византийского государства смертельная опасность надвинулась с Востока, откуда хлынули войска турок-османов, которые захватили империю.

2.Социально-политическая  и экономическая системы Византии

В сфере общественной жизни Византии были особенно устойчивыми традиции поздней Римской империи. В ее истории  не раз обнаруживались тенденции к политическому разобщению страны и феодальной раздробленности. Однако за исключением позднего периода своего существования империя оставалась централизованным государством. Византия была одним из высших воплощений имперской идеи в истории.

По своей политической структуре она представляла собой самодержавную монархию. Идею империи укрепляло христианство, придавая ей священный характер. В IV в. один из сподвижников Константина Великого Евсевий Кесарийский создал политическую теорию, которая служила религиозным обоснованием византийской государственности.

Согласно этой теории, светская и духовная власть в Византии слиты воедино, образуя симфонию (созвучие, гармонию). Император (василевс)был не только светским правителем, но и главой церкви. Обожествлялась сама императорская власть, и распоряжения конкретных императоров рассматривались как божественные. И хотя император считался смертным человеком, но по отношению к подданным он был подобием Отца Небесного. Императорская власть считалась неприкосновенной. Она не передавалась по наследству и, хотя личность императора считалась священной, неугодных императоров часто смещали. В Византии правило 109 императоров, и лишь 34 из них умерли своей смертью.

Управление империей осуществлялось через разветвленный бюрократический аппарат, который состоял из многочисленных судебных, военных и налоговых ведомств. Наряду с императором важное место в жизни Византии занимал сенат, который назывался симклид. Членов сената называли симклидики. Сенат был совещательным органом при императоре. Чиновников и симклидиков представляли не только представители знати, но и выходцы из простолюдинов отличавшиеся талантом они иногда даже оказывались на императорском троне.

Централизация государства накладывала свой отпечаток на социально-экономическую структуру Византии. Именно наличие централизованного государства определило такие особенности империи, как существование многочисленных категорий крестьян, подчиненных непосредственно государству, государственной регламентации ремесла и торговли. Кроме того, государственная централизация определила относительную слабость провинциальной феодальной аристократии. Поэтому византийским феодалам не удалось расчленить империю на обособленные феодальные мирки.

В истории человечества существуют две модели социальной регуляции. В основе первой заложено право, в основе второй - власть. Византия сохраняет доставшийся ей от Рима сакральный образ Власти. Римское право сохраняется и модифицируется. Однако византийская законность никогда не перерастает в Право с большой буквы. Она подчинена задачам и велениям Власти.

Общественная система носила корпоративный характер. Наиболее распространенной корпоративной структурой являлась крестьянская соседская община - митрокомия. Она являлась верховным собственником земли и несла ответственность перед государством за уплату налогов. Пахотные земли, сады и виноградники были поделены между членами общины, а луга, выгоны, леса и другие угодья находились в общем пользовании. Общинники не имели прав частной собственности, не могли продавать общинную землю. Узаконено было право землю обменивать или сдавать в аренду, но только своим односельчанам

Основные виды ремесла и торговли также были организованы в корпорации. Наиболее привилегированными являлись корпорации торговцев. Корпорации находились в полной зависимости от государственной власти, обеспечивавшей их постоянными крупными заказами, но одновременно осуществлявшей постоянный контроль за их деятельностью.

В качестве корпоративной структуры выступала церковь, монастыри. Уже в ранней Византии складывается сложная церковная иерархия. В IV - VI вв. церковь превратилась в богатую организацию, которой принадлежали многочисленные земельные владения, целые области и деревни, населенные рабами, арендаторами, а в городах - ремесленные мастерские и торговые лавки.

Довольно многочисленную категорию составляли государственные рабы, а также рабы, находящиеся в распоряжении муниципальных властей отдельных городов. Большинство государственных рабов работало в императорских мастерских, которые монополизировали изготовление оружия и одежды для армии, предметов роскоши для императора и его приближенных.

Императоры использовали доходы от ремесла и торговли для содержания наемного войска и защиты империи от внешних врагов, для содержания огромного государственного аппарата. Свободное население не только платило налоги, но и обязано было выполнять в пользу государства различные повинности: строительство военных укреплений, городских стен и крепостей, мостов и дорог, принимало на постой войска. В этих условиях самодеятельность граждан, их личная инициатива не могли проявиться в полной мере, что неизбежно замедляло развитие.

Византия по праву могла называться страной городов – центров унаследованной от античности высокой техники ремесленного производства, мореплавания, монетного обращения и организации торговли. Византийские города, преодолев кризис VII– VIII вв. вновь вступили в полосу экономического процветания.

Одной из особенностей византийской цивилизации была значительная специфика города, где своеобразно сочеталось развитие денежного хозяйства и государственная регламентация производства. В Византии город, прежде всего Константинополь, являлся моделью империи как воплощения идеи единства народа и власти, что препятствовало вызреванию самосознания городских слоев. Город как центр и выразитель идей бюрократического государственного управления обусловил относительную стабильность византийской цивилизации, ее меньшую динамику по сравнению с Западом, большую традиционность. Кроме того, для Византии было характерно возвышение столицы над всеми другими центрами, как в сфере экономики, так и политики и культуры.

Территория Византии состояла преимущественно из областей с высокой земледельческой культурой. Во многих из них плодородные почвы позволяли выращивать по два-три урожая в год. Было широко развито скотоводство. Богата была Византия и природными ресурсами, различными видами минерального и растительного сырья. Она могла обеспечить свои потребности почти во всех основных продуктах, а некоторые из них даже в значительном количестве вывозить в другие страны (зерно, масло, рыба, ткани, металл, металлические изделия и др.). Все это создавало известную экономическую устойчивость в империи, позволяло вести достаточно широкую внешнюю торговлю, быть монопольным посредником в торговле между Востоком и Западом.

Информация о работе Византийская цивилизация