Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:20, реферат
Слово «театр» происходит от греческого δέατρον – основное значение – место для зрелищ. Для более полного раскрытия данной темы следует сказать, что же такое – театр. Это род искусства, в котором отражение жизни достигается посредством драматического действия, осуществляемого актером перед зрителями. Театр – это искусство синтетическое – в нем объединяются выразительные средства литературы, музыки, живописи, архитектуры и других видов искусств.
Введение 3
Устройство Древнегреческого театра……………………………………………………4
Виды Древнегреческих театров 7
Театр классической эпохи 7
3.1.1. Тетра Диониса в Афинах…………………………………………………………...7
3.2. Театр Эллинистической эпохи ……………………………………………………..10
3.2.1 Театр в Эпидавре…………………………………………………………………...12
3.2.2. Театр в Мегалополе……………………………………………………………….13
3.2.3. Театр в Приене……………………………………………………………………..14
3.2.4. Театр в Пергаме…………………………………………………………………….15
3.2.5.Театр Ликурга…………………………………………………………………….....16
4. Заключение…………………………………………………………………………………18
5. Список используемой литературы………………………………………………………..19
3.1.1. Тетра
Диониса в Афинах……………………………………
3.2. Театр Эллинистической эпохи ……………………………………………………..10
3.2.1 Театр в Эпидавре…………………………………………………………
3.2.2. Театр
в Мегалополе……………………………………………
3.2.3. Театр в Приене………………………………………………………………
3.2.4. Театр
в Пергаме………………………………………………………
3.2.5.Театр Ликурга……………………………………………………………
4. Заключение……………………………………………………
5. Список используемой
литературы……………………………………………………
Слово «театр» происходит от греческого δέατρον – основное значение – место для зрелищ. Для более полного раскрытия данной темы следует сказать, что же такое – театр. Это род искусства, в котором отражение жизни достигается посредством драматического действия, осуществляемого актером перед зрителями. Театр – это искусство синтетическое – в нем объединяются выразительные средства литературы, музыки, живописи, архитектуры и других видов искусств.
Действенная природа театра находит отражение в драме, составляющей содержание театрального представления.
В театре «…толпа, ни в чем не сходная между собою, … может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом» (Н. В. Гоголь). В театре зритель присутствует как бы при самом совершении событий и становится из нравственным соучастником, вовлекаясь в переживания действующих лиц.
Зарождение
элементов театра происходит в древнейших
обрядах и играх, отражавших трудовые
процессы. В основе представлений лежали
мифы – сказания о богах и героях. Смена
времен года, посев и всход зерна нашли
поэтическое отражение в мотивах смерти
и воскресения героя, составляющих главное
мистериальных представлений, связанных
с культом Осириса в Египте, Митры в Иране,
Бела-Мардука в Вавилоне, Деметры и Диониса
в Древней Греции.
Народный характер античного театра определил особенности его организации и устройства. Древнегреческий театр состоял из 3-х основных частей: орхестры (от глагола – пляшу), мест для зрителей и скены (с греч. – палатка, позже и деревянное строение). Древнейшей из этих частей является орхестра – круглая площадка, на которой выступали хор и актеры. Вначале зрители свободно размещались вокруг орхестры. Позднее появились особые места для публики, расположенные на склонах прилегающих холмов и гор. Античный театр вмещал огромное количество зрителей (Афинский театр, например, до 17 тыс.человек). Скена, первоначально предназначавшаяся только для переодевания и выходов актеров, находилась вне круга орхестры, позже – уже на касательной к его окружности. Передняя стена скены – проскений – приобрела со временем большое значение в оформлении спектакля.
Так как в трагедии
действие почти всегда происходило
перед дворцом или храмом, то,
по мнению немецкого архитектора
и археолога В.Дерпфельда, проскений
обычно имел вид колоннады или
портика; эта колоннада проходила либо
вдоль всего фасада скены, либо занимала
только ее центральную часть. На обоих
концах здания скены были пристроены (возможно
уже в 1-й пол. 5 в. до н.э.) два боковых строения,
которые назывались параскениями.
Параскении служили, по-видимому, местом
хранения декораций и другого театрального
имущества; в тех случаях, когда драма
требовала двух или трех жилищ, параскении
могли изображать эти жилища. Между скеной
и местами для зрителей, занимавшими несколько
более половины круга, находились проходы
– пароды, через которые вступали
на орхестру хор и актеры, по ходу пьесы
прибывавшие из города, гавани или из чужой
страны.
Древнейшим
из известных театральных зданий
является театр Диониса в Афинах,
расположенный в священной
Афинский театр. 5 в. до н.э. Реконструкция Г.Булле и Г.Вирсинга с изображением
Представления «Ага мемнона» Эсхила.
Виды Древнегреческих театров:
ТЕАТР
КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ
ТЕАТР ДИОНИСА В АФИНАХ
Древнейшим
из известных театральных зданий
является театр Диониса в Афинах,
расположенный в священной
Скена вначале не обозначала дворца или храма. Однако более поздние пьесы Эсхила и драмы Софокла уже требовали в качестве задника дворца или храма, и на касательной орхестры стали сооружать деревянное здание скены, на фасаде которого вскоре появились 3 двери. В это же время входит в обиход и сценическая живопись, причём расписные доски могли расставляться между колоннами проскения. При Перикле театр подвергся перестройке, закончившейся, вероятно, после его смерти. Старая орхестра была отодвинута к северу. Таким образом было достигнуто несколько большее пространство для представления актёров и для сценических приспособлений, требовавшихся развитием драмы Софокла и Еврипида. Южная граница террасы была полностью перестроена, и вместо старой кривой опорной стены была сооружена из крупных глыб конгломерата длинная (около 62 м) прямая стена , поддерживавшая террасу. На расстоянии приблизительно 20,7 м от западного конца стены выступает к Скене примерно на 2,7 м солидный фундамент, имеющий в длину около 7,9 м. Предполагают, что он служил опорой для машин, применявшихся в театре. Но сама скена была еще из дерева. Несколько южнее старого храма был построен новый храм Диониса, в котором была помещена статуя бога из золота и слоновой кости, изваянная Алкаменом. Опорные стены зрительских мест соприкасались с одеоном — зданием для музыкальных состязаний, постройка которого была закончена Периклом в 443 до н. э. Сидения в этом перестроенном театре были всё еще из дерева, за исключением, может быть, некоторых почётных мест. Имелись параскении. Здание скены при постановке, требовавшей изображения дворца или дома, было обычно двухэтажным, причём верхний этаж, возможно, несколько отступал назад и оставлял актёрам пространство спереди и с боков. Храм мог иметь остроконечный фронтон. Перикловская реконструкция была завершена сооружением стоп — большого зала, идущего вдоль всей длины новой опорной стены, с открытой колоннадой на его южной стороне. Седущая большая перестройка афинского театра происходила во 2-й пол. 4 в. до н.э. (завершена ок. 330) и была связана с именем Ликурга, заведовавшего афинскими финансами. Вместо временных деревянных строений была построена постоянная каменная скена. Параскении выступали прибл. на 5 м от фасада скены. Фасад скены имел 3 двери. Вероятно, по фасаду и на своих внутр. сторонах параскении имели колонны. Некоторые учёные считают, что в каменном театре Ликурга существовал деревянный проскений, несколько отступавший от здания скены и образовывавший портик (подобно тому, как это было позднее в эллинистическом театре). Пьесы pазыгрывались по-прежнему на уровне орхестры, перед скеной, фасад которой приспосабливался (с помощью подвижных ширм, перегородок и других приспособлении) для представления отдельных пьес. Зрительские места значительную часть которых можно видеть в Афинах до сих пор) были сооружены из камня. Для поддержки их была построена двойная опорная стена. В нижнем ярусе пространство мест для зрителей делилось радиально подымающимися лестницами на 13 клиньев. В верхнем ярусе число лестниц удваивалось. Всего на склоне холма имелось 78 рядов. Орхестра была несколько отодвинута ещё дальше на север. Вокруг орхестры для стока дождевой воды был устроен канал.
ТЕАТР ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ.
В
эпоху эллионизма (III - I вв. до н.э.) театр
стал одним из проводников греческой
культуры на Востоке. Театры строились
не только во вновь возникших крупных
торговых центрах, но и в мелких городах.
В Александрии - столице царства Птолемеев
в Египте, при Птолимее II (285 - 246 до н.э.)
поисходили празднества в честь Диониса,
обставлявшиеся с большой пышностью, во
время которых устраивались представления
трагедий и комедий. Монархический режим
установившийся в эллионистических государствах
и происходивший постепенный упадок греческой
классической культуры проявляется в
театре и в других видах искусства. Древняя
комедия совсем исчезает. Новая комедия
(Менандр, Филемон и другие) воспроизводила
современную жизнь только в плане семейно-бытовых
отношенийи и личных переживаний человека.
В то же время бытовые тенденции новой
комедии требовали от исполнителей соответствующего
изменения стиля игры. На лице актера все
еще сохранилась маска, но увеличилось
число употребляемых масок (9 для ролей
мужчин, 17 для женщин, 11 для юношей и 7 для
рабов), выразительность этих масок указывает
на стремление возможно более индивидуализировать
традиционные типы комедии. В эллинистическую
эпоху впервые выступают актеры-профисионалы.
Появляются актерские товарищества, бравшие
на себя защиту интересов своих членов,
а также выступающие организаторами драматических
и музыкальных состязаний. Челенами товариществ
были только мужчины и притом свободнорожденные.
В эллинестическую эпоху актеры также
пользовались большим уважением, и актерские
товарищества имели права юридического
лица. Для организации представлений актеры
даже во время войны могли свободно выезжать
в другие государства, их личность и имущество
были не прикосновенны. Сами актеры получали
освобождение от несения военной службы.
По своей архитектуре театр эллинистической
эпохи отличается от театра классической
эпохи. До нас дошли руины эллинистических
театров, так как они сооружались уже из
камня (хотя отдельные части строились
иногда еще из дерева). Раскопки позволяют
с большой точностью восстановить
их план и составные части. Из театров
эллинистической эпохи известны театры
в Эпидавре, Мегало-поле
(города в Пелопоннесе),
Приене, Эфесе (Малая Азия). Перед
нижним этажом скены каменную
пристройку, состоящую из столбов с помещенными
спереди полуколоннами (в некоторых
театрах из полуколонн и полных колонн)
и снабженную плоской крышей. Эта пристройка
в надписи Оропа называется
проскением, в строительных документах
Делоса (ок. 300 доя. э.) — проскением
и логейоном. Постановки новой
комедии, в которой хор уже отсутствовал,
осуществлялись не на орхестре, а на плоской
крыше, идущей от колонн проскения
ко 2-му этажу скены. Эту сценическую
площадку называли логейоном
(говорю), а иногда и просто проскением.
Глубина логейона — 2,5—3,5
м при такой же примерно высоте. Помещение
под проскением называлось гипоскением.
За логейоном возвышался 2-й этаж скены—эпискений.
Его фасад, по мнению ряда исследователей
(Бете, Фих-тер. Булле, М.
Бибер), представлял собой в начале
эллинистической эпохи солидную стену
с дверями, перед которой и разыгрывалось
действие. Однако приблизительно во 2 в.
до н.э. в стене были сделаны широкие
проёмы и таким образом устроены выходы
из эпискения на логейон.
Эти проёмы, называемые
фиромами, служили не только для появления
актёров, но и для углубления сценической
площадки; в них прятались актёры,
которыс по пьесе должны были укрываться
или заниматься подслушиванием.
Витрувий в своём трактате «Об архитектуре»
(кн. 5, гл. 6,8) упоминает о вращающихся
вокруг своей оси трёхгранных призмах—периактах,
с помощью которых происходила
смена декораций. Эти
периакты, вероятно, помещались в боковых
фиромах. Во всех театрах эллинистической
эпохи орхестра образует полный или почти
полный круг. Её диаметр варьирует в зависимости
от величины зданий приблизительно
от 11 (0роп) до 30 м (Мегалополь).
Скена обычно имеет повсюду
форму удлиненного четырёхугольника,
средняя глубина которого равна
4—7 м, а максимальная ширина
35—40 м. Параскении в эллинистическую
эпоху постепенно отмирают, что
объясняется появлением высокой
сцены. При указанных чертах сходства
каждый в отдельности из эллинистических
театров имел в своём устройстве ряд особенностей.
Некоторые из этих театров были построены
еще в 5 (театр в Эретрии)
и 4 вв. до н.э., но в эллинистическую
эпоху подверглись значит, перестройке.
ТЕАТР В ЭПИДАВРЕ Театр был построен середине 4 в. до н.э. архитектором Поликлетом Младшим. Этот театр, по свидетельству греческого историка и географа 2 в. н.э. Павсания, уже в древности считался самым знаменитым из всех греческих и римских театров по изяществу своей архитектурной формы. Сохранившийся лучше других греческих театров театр в Эпидавре— единственный театр, руины которого дают возможность получить представление о внутреннем устройстве скены. Пространство мест для зрителей представляет собой полукруг. Поперечный проход разделяет его на 2 яруса: 13 лестниц делят нижний ярус на 12 клиньев, 23 лестницы верхнего яруса делят его на 22 клина. Сиденья в нижнем и верхнем рядах первого яруса имеют спинки и являются, следовательно, почётными местами. Орхестра составляет полный круг диаметром 24,32 м. Вокруг орхестры идёт канал для стока воды. Поверхность орхестры, окаймленная каменным бордюром, представляет собой утрамбованную землю, цилиндрический камень обозначает центр орхестры. Здание скены в основных очертаниях хорошо сохранилось. Она представляет собой длинный прямоугольник, разделённый на 5 помещений. Центральное из них соответствует по своей длине диаметру орхестры. Перед тремя средними помещениями находился каменный проскений, состоявший из ионических полуколонн диаметром 0,33 м и высотой св. 3,5 м. По мнению некоторых исследователей (Дёрпфельд, Фликингер, Пикард-Кембридж), он был выстроен только в 3 или 2 в. до н.э. и заменил собой деревянный проскений. На обоих концах каменного проскения выступают небольшие параскении, сооруженные, по-видимому, в это же время. В каждом народе стоят красивые ворота с двумя дверями: одна дверь вела на орхестру, другая — на покатый подъём, ведущий на крышу проскения. С сооружением каменного проскения действие, по всей вероятности, было перенесено на логейон.
ТЕАТР
В МЕГАЛОПОЛЕ
Театр был сооружен перед
Терсилионом — помещением для
собраний 10 тыс. аркадян. Великолепное
здание Терсилиона было построено
в сер. 4 в. до н. э., тогда
же был построен и театр. Терсилион
поддерживался множеством колонн,
его вестибюль служил вместо скены
как завершение орхестры.
Театр в Мегалополе, считавшийся
самым большим во всей Греции (вмещал
св. 40 тыс. зрителей), был известен, кроме
того, особым театр, приспособлением,
которое позже римляне обозначали
как «подвижную сцену»
(scaena ductilis). В одном из пародов
театра существовало помещение, обозначавшееся,
согласно клеймам на кирпичах, как
скенотека. Дёцпфельд полагает,
что это помещение служило для хранения
«подвижной сцены», которуюую
он определяет как кулису, выдвигавшуюся
в случае необходимости перед
вестибюлем Терсилиона.
Однако Бете и Фихтер
считают, что «подвижная сцена»,
хранившаяся в скенотеке,
представляла собой подвижный
деревянный помост, сооружавшийся
для драматических представлений
между орхестрой и Терсилионом
и заменявший скену. Около
200 до н.э. (а по мнению Пикард-Кембриджа
— окло середины 2 в. до н.э.) в театре
был построен мраморный
проскений и с этого времени представления
шли уже на высокой сцене.