Декоративно-прикладное искусство в формировании предметного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 03:45, статья

Краткое описание

В статье проводится выявление факторов, оказывающих влияние на формирование предметно-пространственной среды. Рассматривается различное функциональное назначение изделий декоративно-прикладного искусства, выделяются их эргономические и эстетические характеристики. В результате исследования выявляются особенности, возникающие при взаимодействии утилитарного и эстетического начала, формирующие цельность восприятия изделия, его художественный образ. Особое внимание уделяется специфике художественного образования и профессиональной подготовке художников декоративно-прикладного искусства.

Вложенные файлы: 1 файл

Сотникова, Аверина.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)


Сотникова Е.А., Аверина Т.А.

art-keram@mail.ru

АмГУ, Россия

 

 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДМЕТНОГО МИРА

 

 

Абстракт -  В статье проводится выявление факторов, оказывающих влияние на формирование предметно-пространственной среды. Рассматривается  различное функциональное назначение изделий декоративно-прикладного искусства, выделяются их эргономические и эстетические характеристики. В результате исследования выявляются особенности, возникающие при  взаимодействии утилитарного и эстетического начала, формирующие цельность восприятия изделия, его художественный образ. Особое внимание уделяется специфике художественного образования и профессиональной подготовке художников декоративно-прикладного искусства.

 

Ключевые слова: Декоративно-прикладное искусство, классификация, формообразование, эстетика пространства, традиции и современность.

 

Введение. Декоративно-прикладное искусство и традиционное народное творчество являются важнейшими составляющими национальной культуры человечества и требуют от художников-прикладников высокой эстетической культуры, эмоционально-образного мышления, общекультурного кругозора. Эти качества необходимы для формирования предметной среды посредством изделий декоративно-прикладного искусства, имеющих духовную основу, сохраняющих и возрождающих исторические традиции, вместе с тем востребованных в современном мире [2].

Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора.

1. Классификация произведений декоративно-прикладного искусства

Произведения декоративно-прикладного искусства, охватывая различные виды творческой деятельности, посвящены созданию художественных изделий преимущественно бытового назначения. Такими произведениями являются: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также одежда и аксессуары. В научной литературе со второй половины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по практическому назначению,  по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т. п.) и по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) [3]. Эта классификация обусловлена конструктивно-технологическими особенностями в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью со способом производства.

Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями.

2. Формообразование предметов декоративно-прикладного искусства

Под формой понимают внешнее очертание, контуры предмета. Форма представляет собой взаимоотношение различных фигур. Взаимоотношение фигур – это результат сочетания составляющих элементов. Выделяются несколько основных принципов группировки – близость, замкнутость, подобие и т. п.

При определении конкретной формы изделий учитывают все факторы, определяющие их потребительские и эстетические свойства. К формообразующим факторам относятся: влияние на форму изделия его назначения, эргономических требований, влияние материалов и конструкций.

Важную роль в системе формообразующих факторов играет функциональный процесс. Решая форму того или иного предмета в целом и отдельных его частей, необходимо стремиться к тому, чтобы она в максимальной степени соответствовала функциональному назначению предмета.

В разработке формы изделия необходимо рассмотреть ее различные варианты, в зависимости от условий использования, характера интерьера и т. д.

Анализируя разные функциональные потребности изделий декоративно-прикладного искусства, нельзя ограничиваться только общим назначением. Необходимо помнить об эргономических и эстетических характеристиках (размеры, общее строение, конфигурация, пластика и цветовое решение).

Композиция любого изделия обладает качествами, наиболее важные из которых определяют форму предмета и являются обязательными. К ним относятся объемно-пространственная структура и тектоника, пропорциональность, масштабность, композиционное равновесие, единство характера формы, колористическое и тональное единство, которые обеспечивают гармоничную целостность формы. К обязательным и важным качествам композиции предмета относят также единство стиля, современность изделия, соответствие его эстетическим запросам общества и образность [1].

Соответствие формы и содержания функциональному назначению предмета, создание определенного эмоционального настроя способствует цельному восприятию изделия, его художественного образа.

Форма изделия строится на взаимодействии утилитарного и эстетического начала, при этом утилитарное значение часто является доминирующим и определяет форму. Изделие должно быть полезным, удобным и красивым. При выборе характера формы изделия с целью создания наиболее точного образного решения необходимо точно формулировать проектную задачу, для того чтобы художественное решение соответствовало функциональному назначению.

В работе над конкретным изделием в зависимости от поставленной задачи, добиваясь определенной выразительности формы и соответственного эмоционального настроя, необходимо использовать все средства художественной выразительности. Продуманность композиционного построения формы с использованием различных ритмических и метрических закономерностей, пропорциональных зависимостей, применение принципов контраста, нюанса, использование выразительных качеств цвета, стилистическая согласованность и т. д. помогают найти и выразить характерную особенность формы изделия.

В декоративно-прикладном искусстве единство формы и содержания, а также соответствие одного другому, отраженное в эксплуатационном и эмоциональном аспектах решения формы, приводит к формированию важнейшего качества изделия – образности, включающего в себя широкий диапазон различных качеств изделия как эстетического, так и практического значения.

Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетически насыщая и преображая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами, ансамблями  (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий).

3. Ансамбль предметов

Любой предмет чаще всего является частью более крупного целого - той или иной группы предметов, которая, в свою очередь, является элементом более сложной системы. Каждая часть на любом уровне должна представлять собой законченное, органическое единство как в функциональном, так и в композиционно-художественном отношениях, т. е. должна образовывать ансамбль. Для ансамблевых решений отдельных групп предметов декоративно-прикладного искусства существуют частные обозначения, такие, как «гарнитур», «сервиз», «комплект», «набор», «коллекция».

Понятие ансамбля связано с композиционным единством отдельных элементов. Взаимоположение элементов относительно друг друга в пространстве имеет большое значение в организации не только функциональных, но и композиционных взаимосвязей между элементами ансамбля, в достижении его художественной выразительности, целостности и единства.

Композиционное построение ансамбля подчиняется тем же закономерностям, по которым строится композиция отдельного предмета: выявление главного, второстепенного, соподчиненность и гармоническое соотношение частей между собой и к целому и т. д.

Вместе с тем при проектировании ансамбля следует учитывать некоторые особенности. Во-первых, необходимо принимать за целое всю совокупность предметов, входящих в ансамбль, а каждый отельный предмет – за его часть. Также при решении отдельных элементов ансамбля нужно исходить из общего композиционного замысла с учетом места, значения и роли каждого элемента; композиция ансамбля строится на отношениях между предметами как частями целого; учитывается их количество, взаимоположение в пространстве, форма, величина, цвет, материал. Более важный по функциональному значению в ансамбле и по роли в композиционном замысле элемент должен быть крупнее по размерам, выразительнее и «богаче» по форме и силуэту, более напряжен по ритму, более контрастен с окружением; второстепенные элементы ансамбля должны быть по форме подчинены главному предмету. Во взаимном расположении предметов в пространстве, в интервалах между ними должна быть закономерная направленность – нарастание ритма к главному, композиционному центру.

В решении форм предметов, составляющих ансамбль также есть особенности, отличающие их от самостоятельных произведений декоративно-прикладного искусства. Например, отдельный предмет может быть более сложным, богатым по форме, по сочетанию материалов, цвета и т. д., а предмет, входящий в группу, должен быть проще, лаконичней, ясней; сложность и богатство – в самом сочетании предметов. Чем многопредметней группы, входящие в ансамбль, тем сложнее связи между предметами в них, образуются подгруппы. Предметы, входящие в ансамбль, должны строиться с учетом закономерностей построения больших и малых форм. Ансамбли, построенные на подобных или контрастных формах, представляют собой простейший случай композиции. Они более понятны по построению и восприятию. Ансамбли, построенные на разнообразии отношений многих характеристик: формы, размеров, цвета, материалов, фактур, имеют более сложные композиционные связи; они более богаты по восприятию, раскрываются постепенно во времени, вызывают последовательное возникновение разнообразных эмоций.

Использование того или иного принципа зависит от величины ансамбля, его характера, общего художественного замысла.

4. Особенность произведений декоративно-прикладного искусства

Отличительной особенностью произведений декоративно-прикладного искусства является их уникальность, тираж которых ограничиваются единицами, в то время как предметы дизайна могут выпускаться миллионными тиражами. Самое важное в произведениях декоративного искусства – общая художественная выразительность, красота вещи в целом.

Декоративные произведения демонстрируют вкус и фантазию художника, в них отражаются материальные и духовные интересы людей, выражаются черты стилевого единства [3].

Эмоциональность образа в изделиях декоративно-прикладного искусства сочетается с многообразием приёмов обработки простейших материалов, со стремлением выявить всё богатство их пластических и декоративных возможностей. Часто в произведениях декоративно-прикладного искусства красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла, дерева и других материалов).

В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, символизация образа. Иногда вместо подробного изображения внешнего вида предмета достаточно указать один его признак, по которому этот предмет может быть узнан. В процессе осмысления формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей.

На образную структуру произведений декоративно-прикладного искусства также существенное влияние оказывает декор. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своими ритмом и пропорциями декор может зрительно видоизменять форму, придавая ей новое художественное звучание.

В декоративно-прикладном искусстве для создания декора часто используют орнамент, скульптурный рельеф, живописные и графические изображения. Необходимость согласовать декор с формой, изображение с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сочетания элементов натуры. Утрачивая связь между декором и формой, художественно решённый предмет часто подменяется украшенным.

Во взаимодействии формы и декора, в единстве художественной и утилитарной функций изделия, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.

В современном мире растет интерес к богатству формы, материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности. В эксклюзивных авторских работах для повышения их эмоционального звучания художники иногда поступаются бытовой целесообразностью построения формы. При этом мастера декоративно-прикладного искусства сохраняют цельность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен. Авторская мебель, интерьерная керамика, текстиль и ковры и т. д. – важные элементы художественно-содержательной предметной среды, имеющие практическое назначение и создающие эмоциональное настроение. Функциональное и эстетическое начала в них уравновешены и гармонически дополняют друг друга.

Информация о работе Декоративно-прикладное искусство в формировании предметного мира