Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 22:32, курсовая работа
Любой театр, какой ни возьми, имеет свою страницу в истории. Также известна история зарождения театрального искусства. Театры для детей тоже не стали исключением. Хотя история их возникновения очень короткая. Сама идея создания детского театра начала обсуждаться в кругах творческих людей и интеллигенции только в середине XVIII века, но сами представления для детей появились лишь в XIX веке. До этого времени профессиональное театральное искусство было недоступно детям.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава I. Театр кукол………………………………………………………………5
История возникновения театра кукол……………………………………5
Основные виды театров кукол…………………………………………….6
Виды кукол…………………………………………………………………8
Глава II. Изготовление театра кукол…………………………………………...12
2.1. Поиск аналогов и разработка эскиза……………………………………12
2.2. Изготовление ширмы……………………………………………………23
2.3. Изготовление куклы-перчатки…………………………………..………26
Заключение…………………………………………………………………….....30
Список литературы………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тобольская государственная социально-педагогическая
академия им. Д. И. Менделеева»
Кафедра теоретической и практической психологии
Курсовая работа
Тема: «Детский театр кукол»
Выполнил(а):
студентка 4 курса
заочной формы обучения
художественно - графического факультета
(специальность «Дизайн»)
№ зачетной книжки 12333
Мухамадеева Эльвира Робертовна
Научный руководитель:
Бакулина Наталья Анатольевна
Тобольск 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Театр кукол………………………………………………………………5
Глава II. Изготовление театра кукол…………………………………………...12
2.1. Поиск аналогов и разработка эскиза……………………………………12
2.2. Изготовление ширмы……………………………………………………23
2.3. Изготовление
куклы-перчатки…………………………………..…
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Любой театр, какой ни возьми, имеет свою страницу в истории. Также известна история зарождения театрального искусства. Театры для детей тоже не стали исключением. Хотя история их возникновения очень короткая. Сама идея создания детского театра начала обсуждаться в кругах творческих людей и интеллигенции только в середине XVIII века, но сами представления для детей появились лишь в XIX веке. До этого времени профессиональное театральное искусство было недоступно детям.
Театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются или обозначаются, как правило, объёмными, полу объёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами (куклами-актёрами). Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры анимации.
Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Озириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Истоки кукольного театра — в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами богов. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея. Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая .
Целью нашей курсовой является освоение и создание театра кукол.
Для достижения цели нами ставились и решались следующие задачи:
Объект исследования: театр кукол как вид искусства.
Предмет исследования: процесс изготовления ширмы и кукол.
Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В введении раскрывается тема исследования. В первой главе раскрывается история возникновения, виды и особенности. Во второй главе указывается этапы работы по изготовлению ширмы и кукол. В заключении указаны основные выводы по работе. Список литературы состоит из
Глава I. Кукольный театр
В XV веке в Европе и с XVII в России были созданы школьные театры, которые имелись при учебных заведениях. У них были теоретически разработанные основы и правила. Школьные театры в основном носили политическую направленность и были далеки от того представления о детском театре, в каком виде мы знаем его сейчас.
В России детские театры появились намного позже, только после революции. Это произошло в основном благодаря поддержке Луначарского. Детские театры начали появляться в годы Гражданской войны в Москве, Петрограде, Саратове. Но просуществовали недолго. Зато в 20-е годы появилось много детских театров (ТЮЗов) и кукольных театров для детей в разных городах России. Театры давали представления, как на русском, так и на национальных языках.
Возникновение детских кукольных театров в России можно отнести к 1918-1919 годам, когда появились первые театры такого направления. Это «Театр марионеток Шапориной - Яковлевой» в Питере, «Театр петрушек и китайских теней Ефимовых» в Москве.
Репертуары детских театров поначалу составляли из произведений, входящих в круг детского чтения: «Маугли», «Конек-горбунок», «Принц и нищий», «Том Сойер». В середине 20-х годов стали появляться детские спектакли на современные темы: «Тимошкин рудник», «Черный яр», «Винтовка 492116». Героями этих пьес стали современные подростки, а исполняли их роли актрисы-травести, многие из них стали впоследствии очень известными, например, Охитина, Сперантова, Коренева.
К 1930 году в России театры для детей достигли высокопрофессионального уровня и начали ставить пьесы, с учетом возрастных особенностей ребенка и подростка. Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста ставились в основном сказочные представления, сочетающие в себе фантастику и реальность: «Снежная королева», «12 месяцев», «В гостях у Кощея». Театральные пьесы стали способствовать воспитанию пионеров и школьников. В связи с этим был привлечен широкий круг авторов, писавших детские произведения, среди них всем нам известные – С. Михалков, Е. Шварц, Л. Кассиль. В центре внимания моральный и общественный облик подростка, воспитание героизма, способность совершить подвиг. Спектакли: «Брат героя» Кассиль, «Сережа Стрельцов» Любимова, «Клад» Шварц, «Хлопчик» Даниэль. Также для подростков стали появляться приключенческие, комедийные, историко-революционные пьесы советских и зарубежных авторов с упором на изучение школьной программы по литературе.
В годы Великой Отечественной войны многие детские театры были эвакуированы в тыл, где стали давать спектакли не только для детей, но и для взрослых. Особое место в репертуаре заняли спектакли на патриотическую тему: «Сын полка», «Город мастеров», «Два капитана».
В 70-е годы в СССР было уже более 100 кукольных театров, 46 драматических и 1 музыкальный детский театр. Также спектакли для детей начали ставить и во взрослых театрах.
В 1965 появилась Международная ассоциация театров для детей и юношества (АССИТЕЖ), президентом которой с 1968 был К. Я. Шах-Азизов (руководитель Центрального детского театра, Москва), генеральным секретарём - Р. М. Бодуэс (Франция).
В настоящее время в России существует огромное количество всевозможных детских театров, так сказать, на любой, даже самый изысканный вкус.
Среди театров кукол различают три основных типа:
1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
2. Театр низовых кукол
(кукол-марионеток), управляемых сверху
с помощью ниток, прутов или
проволоками. Актёры-кукловоды в
театрах этого типа чаще всего
тоже скрыты от зрителей, но
не ширмой, а верхней занавеской
или падугой. В некоторых случаях
актёры-кукловоды, как и в театрах
верховых кукол, видны зрителям
целиком или на половину
3. Театр кукол срединных
(не верховых и не низовых) кукол,
управляемых на уровне актёров-
В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть, не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно — временного искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.
Следует отметить, что специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно-временного искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Причём одни особенности свойственны кукольному искусству, а другие являются общими для кукольного искусства и всех или некоторых других видов пространственно-временного искусства. Например, такие общие особенности, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т. д. и т. п
Каждая разновидность кукол имеет свои особые средства сценической выразительности. Правда, ни одна из них не может воспроизвести полностью поведение живого существа — человека или животного. Но это и не входит в задачи театра кукол. При раскрытии содержания пьесы каждый вид театра кукол берет лишь самые характерные и сценически выразительные черты образа, наиболее правдиво и пластично воплощаемые именно данной конструкцией кукол.
Прежде чем приступить к постановке спектакля, следует отчетливо уяснить, какую систему кукол лучше всего избрать для данной пьесы. Ведь разные по своему техническому устройству куклы по-разному ведут себя на сцене, по-разному соотносятся с окружающим их декоративным оформлением. Все эти разнообразные свойства кукол, зависящие от их конструкции, внешнего облика, скульптурной манеры, в которой они выполнены, должны быть, однако, в каждом спектакле приведены к единству. В тех случаях, когда разнохарактерность совершаемых куклами действий не позволяет осуществить постановку в куклах одной системы, художник совместно с режиссером должен приложить всю свою изобретательность для того, чтобы применение различных систем не нарушало цельности спектакля.
Механическое перенесение кукол из одной постановки в другую, хотя бы и с перегримировкой и переодеванием, редко может дать положительные результаты. Наши лучшие кукольные театры давно уже осознали необходимость создания специальных комплектов кукол для каждой постановки и важность индивидуального подхода к решению внешнего образа каждой куклы в зависимости от характера исполняемой ею роли.
Виды кукол:
Петрушечная (перчаточная) кукла — персонаж французского театра кукол, ярмарочного театра перчаточного типа.
Предком всех разновидностей верховой куклы является так называемая кукла-петрушка, то есть кукла, надеваемая непосредственно на руку актера и не имеющая никаких дополнительных приспособлений для управления ею.
Имя свое она получила от героя старинных народных кукольных представлений — веселого озорника Петрушки.
Марионетка (в том числе штоковая) — кукла, приводимая в движение актером-кукловодом при помощи нитей, металлических прутьев или деревянных палочек.
Кукла на вертикальном гапите — гапит закреплен вертикально, голова куклы изготовляется теми же способами, что и голова перчаточной. Точно так же надевается на руку актерадо локтя, что придает кукле значительную гибкость и подвижность.
Кукла на горизонтальном гапите — гапит закреплен горизонтально.