Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 20:34, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть особенности дизайна как вида искусства.Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать историческую обстановку обусловившую появление дизайна;
- рассмотреть точки зрения разных дизайнеров на проблему соотношения дизайна искусства;
- раскрыть дизайн как вид искусства, проследив историческое развитие садового искусства(ландшафтного дизайна).
Введение…………………………………………………………………………
1. История возникновения дизайна……………………………………………
2. Соотношение дизайна и искусства……………………………………………..
3. Ландшафтный дизайн как вид искусства…………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………..
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФОГУВПО «Донской Государственный Технический Университет»
Кафедра «Связи с общественностью»
Курсовая работа
по курсу «История мировой литературы и искусства»
на тему: «Дизайн как вид искусства»
выполнил:
студент 1 курса
группа ГСО-11
Мых Валерия
проверил:
Доктор филологических наук
Профессор Кузнецова А.В.
Ростов-на-Дону
2011г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. История возникновения дизайна……………………………………………
2. Соотношение дизайна и искусства……………………………………………..
3. Ландшафтный дизайн как вид искусства…………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
На протяжении всей истории развития культуры человек стремился украсить свою жизнь, сделать красивыми все необходимые ему вещи — одежду, жилище, посуду, орудия производства. Ценность вещи охватывает два начала — пользу и красоту. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое.
Проектирование предметного мира вокруг нас, создание предметов, интерьера квартиры, веб-дизайн, ландшафтный дизайн, проектирование мебели - эти и другие виды творческой деятельности человека во многом схожи требованиями, предъявляемыми им потребителем, сочетанием красоты и пользы. Эстетику предметного мира трудно отделить от всего остального.
Вопрос о соотношении дизайна и искусства является весьма запутанным и неоднократно обсуждался в течение долгого времени.
Внешний облик окружающего пространства — это визитная карточка, которая содержит огромное количество информации о товаре, продукте, интерьере. Создавая образ, дизайнеры используют всевозможные мелочи, пытаясь сделать предмет индивидуальным и неповторимо прекрасным.
Цель моей курсовой работы: раскрыть особенности дизайна как вида искусства. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать историческую обстановку обусловившую появление дизайна;
- рассмотреть точки зрения разных дизайнеров на проблему соотношения дизайна искусства;
- раскрыть дизайн как вид искусства, проследив историческое развитие садового искусства(ландшафтного дизайна).
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1. История возникновения дизайна
Когда же именно появился дизайн? Можно предположить, что произошло это во времена пещерных людей и наскальных рисунков. И, несмотря на то, что само понятие «дизайн» возникло гораздо позже, его корни уходят вглубь истории, во времена наших предков. Этот, только зародившийся, вид творчества можно отнести к монограмме, что в переводе с греческого “простая линия”. Именно в этом стиле выполнялись наскальные рисунки. Конечно, наши предки не задумывались, что они занимаются дизайном интерьера, оформлением своего жилища, когда оставляли следы на стенах своей пещеры.
Хорошо была представлена предметами Древнеегипетская цивилизация. Понять это помог обычай древних египтян, хоронить умершего с вещами, которые пригодятся ему в загробном мире. Примеры древнеегипетского ремесла, ставшие достоянием современности, постепенно увеличивались благодаря находкам ученых. Многообразие этих предметов составляет для нас большой интерес — возможно привычные в современном мире вещи, были созданы впервые именно в Древнем
Египте — мебель, домашняя утварь, инструменты, одежда. Это и есть составляющие предметной среды древнеегипетского дома.
Последним звеном античной цивилизации стал Рим. Здесь так же были заложены основы организации материальной среды и предметного мира современности. Особенно это отразилось в пространстве быта — в масштабе города или отдельного жилья. Как бы ни менялись в течение последующих веков дома и утварь, мебель и инструменты, они в большинстве своем оставались и остаются потомками далеких своих предков — предметов, созданных античными ремесленниками. Достижения римского искусства оказывали свое влияние на все последующие столетия, особенно в эпоху классицизма. В настоящее время они все еще могут служить примером для подражания.
После падения Римской империи с конца V века н. э. в Европе наступает эпоха Средневековья, которая коренным образом изменила облик предметной среды.
Предметный мир средневековья во многом отражается в обстановке крепостных замков.
Позже германским народам понадобилось много времени, чтобы воссоздать предметный мир, родственный античному. По всем приметам, античные точеные формы явились прототипами средневековых. Романская мебель полностью соответствовала средневековому образу жизни и уровню культуры. Роскошь, развитое художественное ремесло и искусство оформления были преданы забвению. В романскую эпоху удовлетворяло только элементарные потребности. Мир форм и красок романского стиля возник на базе византийского, варварского и восточного влияний. Формы и краски — простые и грубые. Многочисленные элементы предметного пространства с убедительной силой выражают религиозные настроения.
Становление дизайна как вида профессии началось в начале XIX века, в эпоху появления массового машинного производства и разделения труда. Все, что было до этого времени, именуется современными учеными как просто дикий дизайн, преддизайн, искусство эпох предметных фетишей, тотемодизайн, мифодизайн, теодизайн. И развивалось все это согласно тому времени, той духовной и материальной культуре. Сейчас Дизайн – это одно емкое понятие, включающее в себя : китч, массовый и элитный дизайн, поп-дизайн, стайлинг, городской публишь-арт, единичный арт-дизайн, промышленный дизайн, архитектурный дизайн, графический, Web-дизайн.
В течение многих веков все предметы, окружавшие людей, были результатом длительного и кропотливого труда, предметная среда человека была рукотворной. Мастера вкладывали всю свою душу в работу, и от этого сам предмет наполнялся жизнью.
Но все изменилось, когда на рубеже XVIII – XIX вв. предметы массового потребления стали изготавливаться промышленным способом. Перестала быть рукотворной предметная среда человека, теперь ее создают машины. Конечно, машинный труд намного производительнее труда ремесленников, но, вместе с тем, проявилась и новая проблема – каждый предмет ремесленной мастерской был оригинальным, наполненным тем особым, которое не может присутствовать в «близнецах», выпускаемых с конвейера.
Неторопливый многовековой ритм в развитии предметного окружения человека был нарушен промышленным подъемом. Стали появляться новые предметы, которые требовали адаптации к вкусам потребителя, а быстрые изменения в предметном окружении привели к необходимости прогнозирования этих вкусов.
Дизайн как профессия возникает в 20 веке. Хотя характерные ему проявления и черты встречаются и в самых глубинных пластах всей материальной культуры. Определить точную дату появления дизайна не возможно, но как профессия он возник именно тогда, когда его основы стали начинают преподавать в учебных заведениях, а выдача соответствующих документов поставила дизайнеров в один ряд с представителями других профессий.
2. Соотношение дизайна и искусства
Вопрос о соотношении дизайна и искусства является весьма запутанным и неоднократно обсуждался в течение долгого времени.
Художники и дизайнеры создают визуальные композиции, используя при этом общую базу знаний, преследуя похожие цели и используя схожие приемы. Это дает возможность считать дизайн такой же творческой профессией, как и другие профессии из сферы искусства.
В самом обобщенном виде определение дизайна может быть сформулировано следующим образом - проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер. Объектами промышленного дизайна являются промышленные изделия (производственное оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда и пр.).
Первыми дизайнерами были архитекторы и художники, которые осознали новые возможности, открывающиеся перед ними с развитием массового машинного производства. Их увлекала широта масштабов и сложность задач, не сравнимых с теми, которые стояли перед художником прежде - главным образом украшать быт верхушки общества.
Хотя о дизайне сказано и написано уже достаточно много, однако единой точки зрения на сущность дизайна все еще не выработано. Дело в том, что достаточно часто «дизайн» означает собственно деятельность художников в промышленности, значительно чаще - продукт этой деятельности (вещь или систему вещей), а иногда - область организации деятельности, взятую как целое. В некоторых случаях «дизайн» трактуется предельно расширительно и далеко выходит за рамки обозначения деятельности художника по решению задач промышленного производства.
Рассматривая различные проявления дизайна, мы убеждаемся, что практика дизайна постоянно расширяется, в его сферу входят выставочный дизайн, полиграфический дизайн, дизайн одежды, ставший модным в нашей стране ландшафтный дизайн, рынок услуг непредметного дизайна, составляющий большую часть дизайна. Буквально в последние десятилетия появился как отдельный вид творчества компьютерный дизайн. Таким образом, проектирование промышленных изделий давно уже является не единственной, а часто и не основной задачей дизайнера.
За последние два десятилетия практика дизайна необычайно усложнилась, и провести границу между дизайном и другими областями профессиональной деятельности художника вне искусства в его станковом варианте становится все сложнее. Проектирование принципиально новых промышленных изделий; косметические изменения во внешнем облике промышленной продукции без серьезного изменения ее технических характеристик; создание фирменного стиля, охватывающего все сферы деятельности современной корпорации; решение экспозиций - все это сегодня называется дизайном и выполняется профессиональными дизайнерами.
Попытки выяснить действительную природу дизайна через литературу о нем наталкиваются на значительные затруднения. Сложность заключается в том, что дизайн находится в непрерывном движении, как всякая деятельность, находящаяся в процессе становления. Эта деятельность меняет фронт задач, меняет определение своего продукта, меняет организационные формы. Естественно поэтому, что всякое описание значительно отстает от изменений действительности.
За последние полвека практика дизайна претерпела множество изменений: работа индивидуальных художников в большинстве случаев сменилась работой целых коллективов или отделов дизайна в системе фирмы, или независимых дизайнерских фирм. В то же время, как ни странно, постановка теоретических вопросов за эти полстолетия не принесла ничего существенно нового.
Искусствовед Герберт Рид, автор вышедшей в 1934 г. первой серьезной работы о дизайне, названной «Искусство и промышленность», рассматривает дизайн как высшую форму искусства.
В том же 1934 г. вышло и первое издание книги Джона Глоага «Объяснение промышленного искусства». Глоаг рассматривает дизайн с точки зрения ответственности дизайнера перед «нормальным» капиталистическим обществом, в аспекте профессиональной этики. В то же время он видит в дизайне обычную техническую операцию в процессе производства, равнозначную любой другой операции инженерного порядка.
Известнейший итальянский дизайнер Джио Понти, редактор журнала «Домус», рассматривает дизайн с точки зрения профессиональных художественных возможностей, определяя его задачей создание мира новых и прекрасных форм, вещей, которые раскрыли бы истинный характер нашей цивилизации.
Пионером дизайна можно считать английского художника Генри Кола (1808-1882), который в 1845 г. изобрел термин «художественная промышленность» («Аи МапшжЛигез»), означающий, по его собственным словам, «изящные искусства или красоту, приложенные к механическому производству». С 1849 по 1852 г. Генри Кол издавал «Журнал дизайна», обращая внимание на прибыльность и коммерческую ценность проектов. Однако еще раньше, в 1832 г., английский промышленник и политик Роберт Пиль призывал использовать искусство для укрепления конкурентоспособности английских товаров.
Связи искусства и дизайна прослеживаются в творческой биографии знаменитых дизайнеров, какой бы ориентации они ни придерживались. Норман Бел Геддес - пионер американского дизайна -начинал как театральный художник, театральным художником был Генри Дрейфус. Раймонд Лоуи, прежде чем создавать реальные дизайнерские проекты, рисовал вещи в модных журналах. Макс Билл -живописец, скульптор, архитектор. Джио Понти - универсальный художник: график и монументалист, театральный декоратор, архитектор и живописец.