Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 22:56, доклад
Дрезденская картинная галерея – собрание европейской живописи 15 – 18 вв. Одна из самых величайших и ценнейших сокровищниц произведений живописи мира. На протяжении почти пяти веков в ее коллекцию отбираются самые красивые полотна величайших художников всех времен и народов. Большую культурную ценность представляет и само здание галереи, оно входит в ансамбль Дрезденского Цвингера .
Введение
1. История приобретения коллекций
2. Размещение коллекций
3. Шедевры собрания
Заключение
Началась с правления саксонского курфюрста Фридриха III Мудрого (1486–1525), который стал покупать различные раритеты, а также давал заказы таким выдающимся художникам как Л.Кранах и А.Дюрер.
При Августе I, в 1560, была образована кунсткамера – универсальное собрание всякого рода редкостей и природных диковинок, изобретений механиков, драгоценной посуды, украшений, старинных монет, а также картин, которые составляли меньшую часть коллекций. Среди живописных произведений здесь преобладали картины религиозного содержания и династические портреты.
Важнейший этап в истории коллекции наступил в годы правления Августа II Сильного (годы жизни 1670–1733), короле Польском и курфюрсте Саксонском. Он поставил цель создания выдающейся коллекции, не уступающей тем, какие он видел в Италии и Франции. При Августе П были приобретены такие шедевры какЦарство Флоры Пуссена, Спящая Венера Джорджоне и др.
Агенты Августа III (годы правления 1733–1763),
среди которых были настоящие специалисты
в области искусства, скупали все лучшее,
что появлялось на аукционах Парижа, Рима,
Амстердама, Праги и др. городов Европы.
Величайшей удачей Августа III было приобретение
в 1745 в Италии у герцога Моденского д'Эсте
коллекции, в которой насчитывалось ок.
100 картин (среди них Святая ночь Корреджо, Динарий кесаря Тициана, Портрет Шарля де СольеГ.Гольбейна Младшего, Мад
Только в 1742 Август Ш купил 700 картин. Вершиной его собирательской деятельности была покупка в 1754 в монастыре Святого Сикста в Пьяченце Сикстинской мадонны Рафаэля Санти.
С начала семилетней войны (1756–1763) собирательство коллекций прервалось на 100 лет. Во время войны часть картин была размещена в разных замках и дворцах, некоторые из них были повреждены.
Собрание правителей Саксонии размещалось в их резиденции, замке Виттенберг, среди различных диковинок и драгоценных предметов. В конце 15 в., когда столицей стал Дрезден, коллекции были перенесены во дворец курфюрстов и находились в помещении кунсткамеры.
Датой основания дрезденского собрания живописи считают 1722, когда оно, в связи со строительством ансамбля Цвингера, стало экспонироваться отдельно от других коллекций. Тогда были созданы гравюрный кабинет, музей фарфора, ряд естественнонаучных музеев, музей скульптур и картинная галерея, для которой было отведено перестроенное здание бывших конюшен (здесь картины находились до 1855) и верхние этажи Немецкого и Французского павильонов. По распоряжению курфюрста была произведена инвентаризация коллекции, которая к этому времени насчитывала 1995 единиц хранения.
В 1849, когда возводился цокольный этаж галереи, в Дрездене началась революция. Г.Земпер принял в ней участие и после подавления восстания бежал в Лондон. Строительство было завершено без его участия.
В момент открытия галереи в 1855, в ней насчитывалось 2200 полотен. Коллекции стали пополняться как произведениями старых мастеров, так и художников 19 – нач. 20 вв. Со Всемирной выставки 1926 в Дрездене была приобретена большая коллекция импрессионистов и постимпрессионистов. Уже с 1925 картины 19 в. и более поздние не демонстрировались в галерее, построенной Земпером, а в 1931 коллекция картин окончательно была разделена на новую живопись, переданную в другой музей, и старую (15–18 вв.), которая осталась в Дрезденской галерее.
Во время Второй мировой войны Дрезден
подвергся бомбардировке американской
авиации. Было разрушено здание галереи,
однако картины заблаговременно были
спрятаны в специально оборудованном
укрытии. В туннель, где они находились,
были проведены электричество, отопление
и вентиляция. Однако, когда хранилище
было обнаружено Советской армией, вся
эта налаженная система не работала, в
укрытие поступала вода, многие картины
находились в аварийном состоянии. Спасением
шедевров Дрезденской галереи занимались
лучшие специалисты России, такие как
Б.Виппер, А.Губер, реставрационными работами
заведовал П.Корин. Реставрацио
Восстановительные работы здания Дрезденской галереи продолжались в течении 19 лет и потребовали огромных вложений. В основных чертах они были закончены в 1964. Современное здание Дрезденской галереи вполне соответствует требованиям, предъявляемым к музею 21 века, и оснащено всеми новейшими техническими средствами.
В собрании находятся картины многих
ведущих мастеров Раннего Возрождения:Сандро Ботичелли (1444–1510),
Франческо Франча, Лоренцо ди Креди и многих
других. Среди них выделяются картины Антонело де
Мессина (1430–1479)Святой Себастьян, Франческо
Косса (1435–1477) Благовещение
Строгая красота и суровое величие образов в картине падуанца Андреа Мантенья(1431–1506) Святое семейство с Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем навеяны древнеримскими скульптурами. Мантенья занимался археологическими раскопками и был знатоком античной культуры.
Наиболее знаменитая часть итальянской коллекции – произведения мастеров Высокого Возрождения. Среди них – Сикстинская мадонна Рафаэля. Рафаэль Санти (1483–1520) написал ее в 1515–1519 по заказу папы Юлия II для алтаря церкви святого Сикста в городе Пьяченце (Италия).
Среди шедевров Дрезденской галереи Спящая Венера Джорджоне (1477–1510) – лучшее произведение великого венецианского художника.
Самая знаменитая картина Тициана в дрезденском собрании – Динарий кесаря, иллюстрирующая нравственный поединок между Христом и фарисеем.
Лучшая среди картин Веронезе (1528–1588) Ма
Д.Б.Тьеполо (1696–1770) – последний великий художник Италии, представлен декоративным панно Триумф Амфитриты. Современник и соотечественник Тьеполо А.Канале был одним из создателей нового жанра «ведуты» – видов Венеции (Площадь перед церковью Св. Джованни э Паоло).
Среди иностранных художников, работавших при дворе Августа III, особенно важная роль принадлежала Б.Белотто (Каналетто), племяннику А.Канале. По заказу короля художник должен был запечатлеть виды Дрездена. С 1747 он стал придворным живописцем. В галерее находятся 35 произведений Белотто, в т.ч. 16 видов Дрездена. Эти картины после Второй мировой войны обрели особую историко-культурную ценность, т.к. город после американских бомбардировок был превращен в руины.
Другой великий мастер Голландии, Якоб ван Рейсдаль (1628–1682), представлен с исчерпывающей полнотой, Дрезденская галерея обладает самым большим в Германии собранием его картин. Еврейское кладбище Якоба ван Рейсдаля многие специалисты считают вершиной его творчества. Это аллегория неминуемой смерти человека, конечности его существования на земле и постоянного возрождения жизни природы.
Творчество А. Ван Дейка (1599–1641) представлено картинами Господин в черном перед колонной, Дама в черном перед красной портьерой, а также несколькими картинами разных лет, изображающими детей короля Англии Карла I.
В Дрезденской галерее находится ряд известных произведений художников фламандской школы: Адриана Броувера (1606–1638) Драка крестьян при инре в кости, небольшие жанровые картины Давида Тенирса Младшего (1610–1690),Яна Брейгеля Старшего, прозванного «Бархатным Брейгелем» (1568–1625) и др.
Французская школа 17 в. также представлена работами лучшего мастера этого времени Н.Пуссена (1594–1665): двумя картинами на библейские сюжеты и четырьмя на сюжеты из античной мифологии. Наиболее знаменита картинаЦарство Флоры (1630–1631) на тему Метаморфоз Овидия. Дрезденской галерее принадлежат Пейзаж с бегством в Египет (1647), Пейзаж с Аяксом и Галатеей, написанные в Риме К.Лорреном.
Во Франции некоторое время работал и
художник из Швейцарии Жан-Этьен
Лиотар (1702–1789). Знаменитая Шоколадница написан
Английская школа стала привлекать внимание
собирателей только с конца 18 в. В Дрезденской
галерее находятся произведения Д.Рейнольдса (
В разделе испанской школы также лучше
всего представлен 17 в.: картинами Ф.Сурбарана
(1598–1664), Б.Э.Мурильо (
В коллекции искусства Германии лучше всего представлены мастера 16 в. Лукас Кранах Сарший (1472–1553) 50 лет провел на службе при дворе Саксонских курфюрстов. За это время сменилось 3 правителя. Он написал много династических портретов, как например, Свадебные портреты Генриха Благочестивого и его супруги (1514) – первые в искусстве Германии портреты во весь рост в натуральную величину.
Кранах писал картины на сюжеты Священного писания: Адам и Ева (1531),Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше) и ряд других. К числу ранних произведений относится Алтарь Св. Екатерины – покровительницы науки, исполненный в 1506 в связи с основанием университета в Виттенберге (1502), который тогда был столицей Саксонии.
Завершает отдел немецкой живописи 18 в. творчество Антона Графа (1736–1843) швейцарца по происхождению. С 1766 он стал придворным художником правителей Саксонии, а с 1789 – профессором только что основанной Дрезденской Академии художеств. Многие из написанных им портретов хранятся в галерее, среди них несколько автопортретов.