Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2012 в 12:00, реферат
В развитии реалистического искусства в Европеимя французского живописца Гюстава Курбе занимает особое место. Он был одним из тех, кто опираясь на лучшие достижения старых мастеров воплотил в своем творчестве важнейшие принципы реализма, открыто провозгласил их в живописи, защищал и пропагандировал их.
В данной работе сделана попытка проанализировать наиболее важные этапы жизненного пути, а также творческого наследие мастера.
Введение
1.Жизненный путь
11.Творческое наследие
Портреты
Тематические картины
Пейзажи
Анималистические темы
Натюрморты
Графика и скульптура
Заключение
Библиогафия
2003
Выполнила:
Введение
1.Жизненный путь
11.Творческое наследие
Заключение
Библиогафия
Приложение
Введение
В развитии реалистического искусства в Европеимя французского живописца Гюстава Курбе занимает особое место. Он был одним из тех, кто опираясь на лучшие достижения старых мастеров воплотил в своем творчестве важнейшие принципы реализма, открыто провозгласил их в живописи, защищал и пропагандировал их.
В данной работе сделана
Гюстав Курбе родился в Орнане 10 июня 1819 года. Никто из его близких не мог предположить, что он станет живописцем. Отец Гюстава был состоятельным землевладельцем, известным в кругу местных фермеров и виноградарей и сыну предстояло, по замыслу отца выйти за пределы своей провинции и снискать известность среди столичных юристов. Семья Курбе не блистали ни разносторонностью интересов, ни широтой кругозора, отец и мать все свое время отдавали "делу". Наиболее интересной фигурой в семье был дед по материнской линии, Жаг-Антуан Удо, участник французской революции 1789-1794 годов, старый республиканец и атеист. Дед оказал большое влияние на формирование характера внука. Внук отказался от первого причастия, не ходил на исповеди и очень рано стал интересоваться социальными вопросами.
Мальчик не любил заниматься точными науками, все свободное время он проводил гуляя по местным лесам и делая многочисленные зарисовки местных пейзажей.
В 1837 году родители определили Гюстава в безансонский колледж. Они надеялись, что новая обстановка изменит образ мыслей мальчика, отвлечет его от пагубного увлечения искусством. Но все усилия родителей тщетны. Если Кулбе и занимается, то только в художественной школе, руководимой Ш.- А. Флажуло, высокопарно именовавшим себя "королем рисунка". Курбе не скрывал своего пристрастия к живописи и из Безансонона в Орнан постоянно шли рисунки, к которым вскоре добавились литографии. Юный художник предназначал их в подарок домашним, друзьям и первому учителю- папаше Бо. Занятия литографией в то время процветало во Франции и в литографии молодой Курбе начал разработку характерных для него мотивов, попробовал свои силы в книжной иллюстрации. В некоторых работах своеобразно перекрещиваются влияния Бо и Флажуло. Таков "Мост через Лу в Орнане" (1839). В творчестве Курбе того периода преобладает тщательный, измельченный рисунок (деревьев, кустарников), при изображении домов и скал оно становится проще, обобщеннее.
Несмотря на успехи сына в живописи отец не соглашался отправить Гюстава в Париж для обучения у великих мастеров. Сыну помогла мать, убедив отца отправить Гюстава в Париж, правда, для изучения права. В Париже Курбе быстро определил "свой" район, которому навсегда остался верен. Он жил на улицах Пьер Сарразен, Буси, Арп, но всегда в Латинском квартале., где молодежь до хрипоты спорили о путях политического и социального переустройства общества, о философских проблемах, о проблемах искусства.
Что касается совершенствования в искусстве, то Курбе часто наведывался в в так называемые свободные академии, открытые за небольшую плату для всех желающих. Многие часы проводил Курбе в Лувре, где особенно много времени проводил перед полотнами голландских художников. Интерес к творчеству Рембрандта Курбе пронес через всю жизнь.
Наиболее ранними картинами Курбе, исполненными в Париже, считаются "Лот с дочерьми", "Одалиска" и "Леила". В соответствии с модой того времени многие из них навеяны романтической литературой (Гюго и Ж. Санд), но характер композиции, театральность поз, бесстрастные выражения лиц, чернота теней говорит о классицистической традиции, соединенной с караваджистским влиянием.
В 1844 году Курбе был принят в Салон и в 1845 году он выставил свою картину "Автопортрет с собакой", а затем еще 5 картин, в том числе и картину "Молодой гитарист на фоне пейзажа", однако жюри не дало высокую оценку его работам. Обида не заставляет живописца сложить руки. Он уверен в себе, в своих силах, в своем праве писать так, как он считает нужным. 1847 год еще более обосртил отношения между Курбе и официальным жюри, отклонившим все присланные им картины. "Члены жюри отказывают всем, кто не принадлежит к их школе, - сообщает живописец в Орнан. Курбе прекрасно отдает себе отчет, почему он так не угоден. Ведь он пишет то, что окружает его в обыденной жизни, не идеализируя ничего. Курбе пишет окружающих его, самых обычных, людей, не придерживаясь классических правил, такими как они есть. В 1845-1847 годах отказы в участии в выставках получали многие художники, не согласные с существующими нормами, для многих становится ясно, что прозаическая политика и возвышенная муза не так уж далеки друг от друга.
Революция
1848 года во Франции провозгласила
долгожданную Республику. Курбе, как
и другие представители прогрессивной
интеллигенции был исполнен радужных
надежд. В это время общественно-
Июньская
резня парижских рабочих, устроенная
генералом Кавеньяком, произвела
на лучших представителей французской
революции произвела
Подлинной сенсацией салона 1848 года стала его картина "Послеобеденное время в Орнане".. На ней изображены не баррикады, а небольшое провинциальное общество. мирно слушающее музыку после домашнего обеда. Современники художника писали, что он буквально взламывает двери Салона, столь не обычна и реалистична была его новая работа. Курбе, вдохновленный успехом, создал в тот год много замечательных полотен. Среди которых были "Сбор винограда в Орнане", "Долина реки Лу", "Вид на замок Сан-Дени". Несмотря на свой успех жил Курбе постоянно в нужде, его мастерская поражала убогостью и бедностью, но он всегда стремился помочь ближнему.
Осенью 1849 года Курбе уезжает из Парижа в свой родной город Орнане, где его встречают с почетом. где его встречают с почетом. Наконец-то у Курбе появилась хорошая мастерская, которую отец оборудовал на чердаке своего дома. Курбе возвращается бодрость и веселость духа Он с удовольствием гуляет по любимым с детства орнанским лесам, слушая народные песни, музыку, он вновь полон сил и энергии. Испытывая огромный творческий подъем Курбе друг за другом пишет полотно "Дробильщики камня", "Похороны в Орнане", "Возвращение с ярмарки", многочисленные пейзажи. Он устраивает две персональные выставки в Безансоне. Он хочет непосредственно общаться с народом, причем не только с жителями Парижа, и провинциальных городов, и прежде всего с жителями своего родного края.
В августе 1850 года Курбе возвращается в Париж для участия в работе Салона. Отныне в работах прогрессивных художников, и прежде всего в работах Курбе пейзаж отодвигается на второй план, уступая место бытовому жанру, в центре внимания художников оказывается простой труженик. Курбе принимает эстафету Руссо. Но голоса друзей и единомышленников Курбе буквально тонули в потоке обвинений и оскорблений. Курбе называли главарем Демократических банд, грубым и вульгарным провинциалом. В такой обстановке открылся Салон 1850-51 года. Термины "реализм", "реалист" появляются в то время во всех статьях, в которых идет речь о Курбе. Взгляды Шанфлери –признанного теоретика реализма – еще только складываются и произведения орнанского мастера оказывают большое влияние. Шанфлери всегда утверждал что именно Курбе первым в конце 1848 года открыл двери "храма реализма".
Салон 1852 года открывается в совсем в другой обстановке. Второго декабря 1851 года во Франции произошел государственный переворот и власть оказалась в руках президента Луи-Наполеона Бонапарта. Республика фактически прекратила свое существование. Падение республики подвергло Курде, по его словам в состоянии "умственной прострации" и "полного разочарования". На его глазах рухнуло все то чему он был так предан. Однако влияние революции 1848 года еще долго будет давать о себе знать. В годы "чудовищного режима" (слова Курбе) в искусстве передовых художников найдут свое развитие те принципы, которые были рождены в 1848-1851 годах.
У Курбе 1853-1855 годы прошли под знаком подготовки к Всемирной выставке. На суд жюри Курбе представил 13 полотен Среди которых было огромное, написанное специально для выставки полотно "Ателье", которое, наряду с картиной "Похороны в Орнане" жюри отвергло. Две, самых любимых работы Курбе! Он не мог смирится с этим и решает открыть свою персональную выставку.
Число подготовленных к экспозиции картин достигает сорока. Открытие "Павильона реализма", как назвал Курбе свою выставку, состоялось 28 июня. У входа посетителей встречал принарядившийся художник. Одни посетители кричали: "Браво", другие – "Долой". Сам художник писал после выставки: "Быть в состоянии передавать и оценивать нравы, идеи и облики моей эпохи, быть не только художником, но также и человеком, одним словом, создавать живое искусство – такова моя цель".
С изменением политической обстановки в стране все большим нападкам со стороны критиков стал подвергаться Курбе. "Павильон реализма" сравнивали с ярмарочным балаганом, нелепо соседствующим с Ла Скала. Именно с середины 50-х годов Курбе становится мишенью карикатуристов. После "Всемирной выставки" Курбе уезжает в Бельгию, а оттуда в Орнан., где он начинает работу над новым полотном , предназначая его для Салона 1857 года. Это были "Девушки на берегу Сены". Эта картина вновь вызвала хор враждебных голосов, на сей раз даже друзья не поддержали художника, обвиняя его в том, что он не идет дальше внешней оболочки вещей и не понимает эстетическую природу искусства. Произведения Курбе и Милле были островком на выставке среди ура-патриотических картин, прославлявших императора и военные победы французской армии. Самыми лучшими, действительно великолепными полотнами Курбе в Салонах оказались пейзажи и анималистические сцены, такие, как "Битва оленей", "Олень у воды", "Косули у ручья Плезир-Фонтен", "Волна". Те же тематические картины, которые попадали в них, к числу таковых можно отнести большой портрет Прудона с семьей, Салон 1865 года, "Подаяние нищего" (Салон 1868 года), не могут быть отнесены к числу удач мастера, говорят о кризисе в творчестве Курбе-жанриста.
Кроме занятий живописью Курбе в этот период, как всегда в гуще общественно-политической жизни Франции. Он очень горячо поддержал Вторую Республику. Его публичные выступления того времени призывают французов прекратить войну. Курбе с восторгом встретил Парижскую Коммуну и даже предложил свою кандидатуру на выборах и стал ее членом. Еще задолго до выборов в Коммуну он уже сотрудничал с ней по многим вопросам, касающихся реорганизации искусства.
Когда
версальцы ворвались в Париж,
Курбе проводил время в Лувре,
принимая меры по охране коллекций. Началась
полоса унижений, допросов, моральных
и физических страданий. Допрос Курбе
состоялся 14 августа. Ему инкриминировали
"захват функций и участие в разрушении
памятников (Курбе вместе с всставшими
участвовал в сносе Вандомской колонны,
которая воспринималась народом символом
торжествующего буржуазного общества).
На допросе он отрицал – и это подтвердили
свидетели – свое отношение к декрету
Коммуны. Однако, несмотря на снятие обвинения,
буржуазная Франция не простила ему участия
в Рабочем правительстве. Его картины
не принимают на выставках, его оскорбляют
на страницах газет. Выход был один – бежать
из страны. 22 июня 1873 года, простившись
с отцом и сестрами, Курбе покидает Францию,
он едет в Швейцарию. Он поселился у Женевского
озера, сделав в небольшом помещение мастерскую.
К нему тянулась местная интеллигенция,
приезжали друзья и родственники из Франции.
В благодарность за гостеприимность Курбе
подарил местному муниципалитету скульптурны1
бюст – аллегорию Швейцарии. В доме у озера
всегда было много друзей, но Курбе, которому
уже было за пятьдесят, очень тосковал
по Родине. В Париже картины Курбе по-прежнему
не допускались на выставки, в Орнане
варварски опустошили его мастерскую,
до сих пор ведется дело по участию Курбе
в Коммуне не закрыто. Курбе приговорили
к выплате огромной суммы на восстановление
Вандомской колонны.. 27 июня 1877 года,
все имущество, оставленное художником
во Франции, все его картины идут с молотка.
У Курбе больше нет сил бороться. В свои
58 лет он поседел, с трудом передвигается,
хотя до этого поражал всех своим деревенским
здоровьем. 31 декабря 1878 года Курбе скончался.
Вплоть до 1919 года его прах покоился на
Швейцарской земле. Только в связи со столетием
сот дня рождения Курбе его прах был перенесен
на родную землю. Могила Курбе на скромном
орнанском кладбище – кусок серого камня,
вокруг семь столбиков поддерживающих
цепь.
11.
Творческое наследие
Курбе
Информация о работе Жизненный путь и творчество Гюстава Курбе